- Сообщества (0)
- Корпоративные блоги (0)
- Личные блоги (0)
- Комментарии (0)
- О компании (1)
- О людях (0)
- Комментарии (0)
Захотел сменить оператора связи, не устроило качество предоставляемых услуг? Решение простое – избавиться от сим-карты прежнего оператора и забыть про нее. Именно так думает большинство абонентов сотовой связи на территории Российской Федерации. Но, как показала практика, не каждый оператор связи забывает о своих бывших абонентах…
В конце 2009 года тысячам москвичей и жителей Подмосковья пришлось вспомнить, что несколько лет назад они являлись абонентами компании «Скай Линк» (ОАО «МСС»). Об этом они припомнили, получив письма от коллекторских организаций, где содержались требования в ультимативной форме о погашении некой «задолженности за услуги связи» перед вышеуказанным оператором.
В своих письмах одна из коллекторских организаций – ООО «М.Б.А. финансы» – требует оплатить не только «задолженность» пред ОАО «МСС», но еще и возместить ей так называемые «расходы по взысканию», причем суммы, которые требует коллектор, зачастую превышают размер самой «задолженности» перед компанией «Скай Линк». Впрочем, письмами коллекторы не ограничиваются: на номера телефонов, которые абоненты указывали в договорах в качестве контактных, стали поступать звонки, в которых представители ООО «М.Б.А. финансы» и других коллекторских организаций требовали незамедлительной оплаты, а при неоплате угрожали занести сведения об абонентах в Национальное бюро кредитных историй, что повлекло бы невозможность получения кредитов в банках. Угрожали также запретить выезд бывшим абонентам за границу и уверяли, что последние не смогут пользоваться услугами ни одного оператора мобильной связи на территории РФ. В последующих письмах ООО «М.Б.А. финансы» сообщали о том, что бывших абонентов «Скай Линк» «посетит лично дома или на работе инспектор группы розыска, который потребует незамедлительной оплаты долга».
Как же абоненты оказались «должниками», не пользуясь услугами? Как оказалось, «Скай Линк» ввел на всех тарифах обязательную услугу «резервирование номера в период принудительной блокировки», за которую на протяжении двух месяцев после невнесения очередного авансового платежа начислялось от 60 до 80% от абонентской платы даже после того, как деньги на счетах абонентов заканчивались. Таким образом, должниками стали люди, которые на протяжении нескольких месяцев уже не являлись абонентами и воспользовались правом расторжения договора путем невнесения очередного авансового платежа. Суммы таких «задолженностей» варьируются в пределах от 1000 до 8000 рублей. Стоит отметить, что все договоры были заключены на авансовой системе расчетов, что само собой не предполагает оказание каких-либо услуг «в кредит». Более того, услуга эта появилась в 2007 году, а многие договоры были заключены за несколько лет до ее появления.
«Скай Линк» объясняет такое явление тем, что в договоре оказания услуг связи содержится положение, позволяющее оператору изменять в одностороннем порядке не только условия тарификации, но и набор услуг и условия самого договора, хотя законодатель не допускает изменений условий договора в одностороннем порядке без заключения дополнительного соглашения в письменной форме, если одной из сторон такого договора является потребитель. При этом оператор связи информирует абонентов через официальный сайт компании, который является СМИ. Стоит отметить, что услуга «резервирование номера в период принудительной блокировки» была введена с 01.12.2007, а сайт www.skylink.ru был зарегистрирован в качестве СМИ 21.12.2007 года.
Договор предусматривает право абонента отказаться от пользования услугами оператора связи путем «невнесения очередного авансового платежа», а при «невнесении авансового платежа в течение 2-х месяцев, договор считается расторгнутым по инициативе абонента».
Те же абоненты, которые заключали договор с ОАО «МСС» уже после введения этой услуги, о ее существовании узнали также из писем коллекторов. В тексте самого договора ничего не говорится ни об услуге «резервирование номера в период принудительной блокировки», ни о какой-либо плате за неактивность. Так же никакого упоминания о ней нет и в приложении к договору, в котором описаны условия тарифного плана. Проще говоря, «Скай Линк» умолчал о существовании такой услуги и взымаемой за нее плате, хотя обязанность своевременно предоставить достоверные сведения об условиях оказания услуг предусмотрена ФЗ «О защите прав потребителей».
В заявлениях в СМИ представитель «Скай Линк» Ольга Пестерева сообщила, что все абоненты были уведомлены о нарастающей задолженности письменно (по почте были отосланы письма каждому абоненту), но ни один абонент такого письма так и не получил. Представители «Скай Линк» объяснили этот факт плохой работой почты, за которую они не отвечают.
Интересным является также и то, что ОАО «МСС» в нарушение ФЗ «О связи» и ФЗ «О персональных данных» передало сведения об абонентах (серию/номер паспорта, адрес прописки, номера телефонов и т.д.) третьим лицам – коллекторам. Бывшие абоненты опасаются, что на их паспортные данные будут оформлены кредиты или зарегистрированы фирмы-однодневки. К сожалению, практика последних лет показывает, что опасения небеспочвенны.
Отдельно хотелось бы остановиться на коллекторской организации ООО «М.Б.А. финансы», так как ее действия вызывают наибольшее возмущение. Выписка из ЕГРЮЛ (Единого государственного реестра юридических лиц) гласит, что ООО «М.Б.А. финансы» было зарегистрировано в Москве 31.03.2009 и имеет филиал в Брянске (именно оттуда абонентам рассылают «письма счастья»). Представители «М.Б.А. финансы», объясняя факт требования денежных средств в счет погашения «расходов по взысканию» утверждают, что эти суммы были оговорены с компанией «Скай Линк», а последние, в свою очередь, всячески от этого открещиваются и предлагают «не платить ООО «М.Б.А. финансы» ничего».
Стоит отметить, что коллекторы не выкупили невзысканные задолженности у «Скай Линк», а действуют на основании доверенности и агентского договора. Из этой доверенности следует, что «ООО «М.Б.А. финансы» осуществляет юридические и фактические действия от имени и за счет ОАО «МСС». Из доверенности также можно сделать вывод, что от имени ОАО «МСС» коллектор угрожает бывшим абонентам, а такие действия фактически нарушают уголовное законодательство РФ и могут быть классифицированы по статье 163 УК РФ (то есть вымогательство). Руководству компании «Скай Линк» не раз направлялись письма с просьбой прекратить противоправную деятельность своих агентов и обращаться в суд, но реакции не последовало. Выходит, ОАО «МСС» фактически поощряет противоправные действия нанятых им коллекторов.
На требования к коллекторам при наличии оснований для взыскания «задолженностей» обращаться в суд, реакции тоже не последовало. Письма с периодичностью в три недели продолжают приходить бывшим абонентам.
В связи с широким масштабом и высоким общественным резонансом было принято решение о создании инициативной группы (общественного движения без образования юридического лица) для отстаивания прав и законных интересов бывших абонентов компании «Скай Линк». Для консолидации информации и координации инициативной группы был создан сайт http://protivskylink.3dn.ru, который за три месяца существования был просмотрен пользователями Сети свыше 70 тысяч раз. В инициативную группу в настоящее время входит более 500 человек.
Результатом работы инициативной группы стала разработка концепции правовой защиты и подписание коллективных жалоб и обращений в правоохранительные органы, Роскомнадзор, Роспотребназдор, Администрацию Президента РФ, Государственную думу РФ, Общественную палату РФ и пр. В результате работы инициативной группы проблема получила широкую огласку в СМИ и была освещена ТРК «Вести», «Вести24», «ВестиFM», ИД «КоммерсантЪ», «Новые известия» и рядом интернет-СМИ (http://www.vesti.ru/videos?vid=262267, http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1331838, http://www.newizv.ru/news/2010-03-04/122824/, http://www.vesti.ru/doc.html?id=345565).
По факту многочисленных обращений граждан Роскомнадзор провел проверку в отношении правомерности передачи персональных данных об абонентах третьим лицам и, по факту обнаружения признаков нарушения прав субъектов персональных данных, передал материалы в прокуратуру.
Реакцией Росконмаздора на коллективное обращение членов инициативной группы стало инициирование арбитражного процесса против ОАО «МСС» в Арбитражном суде Москвы. 29 марта 2010 года Арбитражный суд Москвы привлек ОАО «МСС» к административной ответственности по факту нарушения «Правил оказания услуг подвижной связи». В соответствии с предусмотренным ФЗ «О связи» порядком досудебного разрешения споров были поданы претензии в «Скай Линк». Однако компания по истечении 60-дневного срока, отведенного на рассмотрение претензии, ответами бывших абонентов так и не удостоила. Видимо, представители ОАО «МСС» в очередной раз рассчитывают на юридическую безграмотность населения и считают, что последние, не получив ответ на претензию, не смогут обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.
В настоящее время инициативная группа готовит документы для инициирования судебного процесса против ОАО «МСС». Суд обещает быть одним из самых больших по численности соистцов и достаточно громким.
Иван Глазков, координатор инициативной группы