Российская логистика идет в ногу со временем
Добавил i-Worker News 26 мая 2011 года в 16:52 в рубрику Экономика и бизнес |
На сегодня все крупные логистические операторы, работающие на российском рынке услуг, выполняют свои операции и бизнес-процессы на уровне европейских, американских и других зарубежных компаний-операторов.
Они пользуются теми же технологиями и оборудованием, что и их зарубежные конкуренты. Уровень подготовки кадров также идентичен, так как с начала 2000-х годов в России открылось много специальностей в различных вузах по логистическому профилю. Все российские логистические операторы добывают свой нелегкий хлеб в открытой конкурентной борьбе, в том числе в борьбе за клиентов с зарубежными логистическим операторами, работающими на российском рынке. Поэтому разброс цен у разных логистических операторов одинаковой квалификации обычно невелик. Рынок все ставит на свои места, даже разница в 10-15% за одни и те же логистические услуги уже существенна для перехода от одного логистического оператора к другому. В целом, российские логистические операторы могут всё, что предлагается от зарубежных операторов, иначе можно проиграть конкурентную борьбу за клиента. Возможно, не все наши логистические операторы берутся за обеспечение всей цепочки поставок клиента, но это пока лишь экономический фактор.
Дело в том, чтобы обслуживать цепи поставок, логистическим операторам необходимо иметь возможности и квалификации позволяющие оказывать 3PL услуги. У зарубежных логистических операторов всегда было финансовое преимущество в виде длинных и дешевых кредитов, лизинга, оперативного доступа к современным технологиям для логистики. У них был доступ к зарубежным руководителям российских представительств и дивизионов. Многие зарубежные логистические операторы имеют бесценный опыт в логистике от 30 до 100 лет!!! Но и мы здесь в России, тоже не лаптем щи хлебаем! Бьемся на равных, хотя нелегко это без поддержки и специальных государственных программ.
Однако стоит отметить, что мировой кризис прошелся как серпом по логистическим операторам всех мастей и рангов. Большое количество крупных и средних, локальных и региональных операторов прекратило свое существование, они разорилось либо перешли в другие отрасли народного хозяйства. Основная причина – это стабильный убыток на горизонте 2008-2009 гг. и как результат огромные финансовые потери.
FMCG – это производная от fast moving consumer goods, то есть товары повседневного спроса, а ритейл в русском понимании, это торговля оптовая, розничная, любая. В этих понятных теперь для всех словосочетаниях, кроется львиная часть заказчиков логистических услуг у профессиональных операторов. И те и другие кране важны для логистического рынка и они же активно формируют логистический рынок, как в России так и за рубежом. Я не беру в расчет такие финансово затратные и объемные вещи, как доставка углеводородов, руды, каменного угля, минеральных удобрений, леса и пиломатериалы, изделия из металла, емких и габаритных изделий для трубопроводов, буровых и т.д. Это отдельная область логистики, которая статически как раз и влияет на то, что всего около 10% контрактной логистики приходится на очень важный и интеллектуально емкий сегмент управления цепочки поставок. Прежде всего, благодаря своему гигантскому валовому объему в сравнении с действительно, пока не очень значительным объемом операций по управлению цепями поставок. Но у нас все еще впереди!
Так вот, большая часть клиентов логистических операторов - это производители, дистрибьюторы и импортеры товаров зарубежного производства. Производители и дистрибьюторы российских товаров. И, конечно, гипер- и супермаркеты, торговые центры и рынки, магазины шаговой доступности и т.д. Все они нуждаются в логистических услугах собственного или привлеченного производства, но это уже другой вопрос. Стратегия у потребителей логистических услуг зависит от ряда критериев, ситуационных, финансовых, структурных. Данную тему стоит развить в отдельной статье.
Из регулярного аналитического обзора логистического рынка России за 2010 год видно, что "доля отраслей в структуре внутреннего валового продукта России, представляющих интерес для логистики (потребительский сектор и торговля, промышленность, сфера услуг), составляет более 45%".
Сегодня, чтобы оценить долью рынка, занимаемую логистическими операторами России, входящими в ТОР-15, необходимо посмотреть на рейтинг, проводимый уже более 10 лет подряд КИА-центром совместно с ЕвроАзиатской Логистической Ассоциацией (ЕАЛА). Из него следует, что основные участники ТОР-15 имеют оборот по логистическим услугам не менее 500 млн руб. в год. Общий годовой оборот за 2010 год, который обеспечили логистические операторы России ТОР-15, составил 160 млрд руб., что всего на всего на 0.1% больше от предкризисного 2008 года. Если же говорить в целом о возможностях логистической отрасли России, то до кризиса её финансовая ёмкость составляла 83-86 млрд $, то после кризиса она оценивается в пределах 90 млрд $.
Владимир Елин
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.