«Индивидуальный предприниматель не может быть однодневкой»
Добавил i-Worker News 25 июня 2012 года в 11:21 в рубрики Экономика и бизнес, Личные финансы |
Глава департамента госрегулирования Минэкономразвития о снижении барьеров для малого бизнеса
Нашу борьбу с барьерами можно сравнить с попытками повлиять на погоду. Есть законы, снижающие число препятствий для ведения бизнеса — это разгон облаков. При этом мы занимаемся и изменением климата — пытаемся продвигать новую культуру отношения государственных служащих к предпринимателям. Определенные успехи уже есть.
Ключевой историей для улучшения госрегулирования в сфере малого бизнеса был ФЗ-294. Он ввел уведомительный порядок начала деятельности и урегулировал правила поведения проверок. Сейчас без получения разрешений, просто отправив уведомление по почте, можно начать 31 вид бизнеса. Последним в этот перечень мы включили деятельность турагентств. Список и дальше будет расширяться — туда должно попасть все, что не требует получения лицензии.
Недавний закон о лицензировании сильно сократил число бизнесов, для которых требуется ее получение. Если в 1990-х лицензированию подлежали тысячи видов деятельности, то в 2009 году — всего 80, сейчас в законе их — 49. Лицензия нужна только там, где перед началом бизнеса надо подтвердить, что у вас есть квалифицированные сотрудники и необходимое оборудование. При этом теперь не нужно продлевать ее каждый год или раз в три года — она бессрочная. Но если ты что-то нарушаешь, лицензию после проверки могут приостановить или аннулировать.
Число проверок тоже было ограничено законом. Плановые проверки можно проводить только раз в три года, по утвержденному прокуратурой плану, который висит на сайте ведомств. При этом мы оставили возможность проверки по жалобам потребителей и в случае ЧП. Контролирующие органы поначалу стонали и переживали, а теперь привыкли. По статистике число проверок не сильно уменьшилось, но это не показатель: раньше контролеры ходили не туда, где действительно надо что-то проверить, а туда, где удобнее. Сейчас предприниматели реже упоминают частоту и беспорядочность проверок в числе барьеров для бизнеса. При этом законодательство развивается, в отдельных случаях вводятся специальные правила для защиты граждан. Вы сами бы не обрадовались, если бы детсады и больницы проверяли раз в три года – теперь их можно проверять чаще, школы будут инспектировать перед началом учебного года.
Все эти меры можно назвать «разгоном облаков». Если бы культура отношения к предпринимателю была иной, возможно, эти меры и не потребовались бы.
Но «погоду» мы также пытаемся менять - например, путем улучшения качества госуслуг. Когда человек обращается в госорган, он исполняет обязанность перед государством. По идее, оно с благодарностью должно отмечать каждый приход предпринимателя за госуслугой, но часто человеку наоборот показывают на его место.
Получение разрешения на открытие бизнеса и регистрация юрлица – это услуги. У предпринимателя всегда есть выбор – торговать семечками «в черную» или вступить в отношения с государством. Проще всего было бы разрешить регистрировать бизнес по интернету. Налоговая опасается, что это повлечет за собой создание фирм-однодневок. Но индивидуальный предприниматель однодневкой быть точно не может – так что нужно дать человеку возможность зарегистрироваться онлайн. Инфраструктура для электронных госуслуг практически создана: приняты все законы, есть портал, он уже работает по части услуг. Но важны также стоящие за сайтом бизнес-процессы: как чиновник получит вашу онлайн-заявку и т.д. Эти процессы надо выстраивать. Пока не все ведомства к этому готовы: у некоторых до сих пор все выданные лицензии хранятся в одном файле формата Excel.
После открытия бизнеса предприниматели также вынуждены получать множество бумаг. На каждую партию в магазине должны лежать копии сертификатов и других разрешительных документов. Ветеринарные справки, например, вообще должны выдаваться каждый раз при «делении» партии. Часто множество бумаг не гарантирует безопасности - ими просто торгуют. Мы пытаемся навести тут порядок. В этом году должны придумать, как организовывать единую электронную систему сертификатов и справок, чтобы проверяющий мог узнать информацию о документах на товар, просто, например, просканировав его штрих-код.
С октября 2011 года количество бумаг, необходимых предпринимателям, уже сократилось. ФЗ-210 предписал ведомствам самим запрашивать справки, которые есть в другом органе. Это колоссальный проект - ведь только одна выписка из Росреестра была необходима бизнесу для получения 83 госуслуг. Любое обращение предпринимателя в госорган сопровождалось выпиской из ЕГРЮЛ, а теперь не надо туда идти, стоять в очереди и платить деньги.
Сейчас практически во всех регионах страны создаются центры предоставления госуслуг нового типа, где руководство воспринимает посетителей как клиентов в магазине. В хорошем смысле. Они оформляются как офисы банков с электронной очередью, можно будет у одного специалиста получить услуги от разных ведомств. Есть идея создавать специализированные центры одного окна и для малого бизнеса. Недавно Мэр Москвы Сергей Собянин предложил создать такие центры в Москве. Там можно было бы зарегистрировать фирму, получить консультацию, подать уведомление о начале бизнеса, документы на лицензию, узнать о государственных грантах. Открытие подобных центров – сигнал о глобальных изменениях в отношении государства к своему населению. Фактически речь идёт о становлении принципиально новой культуры взаимоотношений чиновника с гражданином . Это уже совсем не те чиновники, которые были пять лет назад и которых все так привыкли ругать.
Со сменой правительства наши приоритеты не поменяются. Мы начинали эту работу, когда президентом был Медведев. Путин уже 7 мая подписал указ, согласно которому Россия должна подняться в рейтинге Всемирного банка Doing Business с 120-го на 20-е место. Для этого еще многое нужно улучшить.
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.