Роман Ротенберг о российском хоккее как бизнесе
Добавил i-Worker News 8 ноября 2012 года в 11:49 в рубрику Экономика и бизнес |
Хоккей вернул себе статус вида спорта №1 в России. Правда пока речь идет не о телевизионных трансляциях и интересе болельщиков, а о внимании президента страны. Владимир Путин встал на коньки и сыграл в нескольких любительских матчах. Бывший вице-премьер, а теперь глава «Роснефти» Игорь Сечин финансирует легендарный ЦСКА. Близкие к Путину миллиардеры Геннадий Тимченко и Аркадий Ротенберг возглавили петербургское СКА и московское «Динамо». Еще один Ротенберг — Роман, племянник Аркадия — успел поработать в офисе Континентальной хоккейной лиги (КХЛ), а последние полтора года отвечает за развитие бизнеса в СКА.
— Хоккейные болельщики знают вас не только как вице-президента СКА, но и как героя нашумевшего ролика на Youtube , где вы нецензурно выражаетесь в адрес судьи и цепляете его клюшкой. Обсуждение этой истории у болельщиков свелось к теме «мальчиков-мажоров». Так что произошло?
— Это был абсолютно игровой момент. Судья засчитал буллит, хотя наш вратарь не был в воротах [голкипер сдвинул ворота — Forbes]. Я посчитал, что это неправильное решение, эмоции вспыхнули и произошло то, что вы видели. Никто не травмировался, а меня дисквалифицировали на 6 игр. Это спорт.
— Извинились перед судьей?
— Да, конечно.
— Председателем совета директоров СКА является миллиардер Геннадий Тимченко. Это он вас пригласил в клуб?
— Ни для никого не секрет, что он дружит с моим дядей [Аркадием Ротенбергом]. Так мы с ним и познакомились. Он знал, что я занимаюсь маркетингом в КХЛ, поэтому пригласил меня возглавить маркетинг в СКА.
— Ваш дядя летом стал президентом московского «Динамо». На работу не звал?
— Мы с ним советуемся по хоккейным вопросам. Стараюсь ему помогать, но на данном этапе у меня крупный проект в Петербурге и я хочу довести его до определенных показателей. К тому же мне близок СКА, ведь я юношей участвовал в сборах клуба.
— Почему решились перейти из лиги на работу в клуб?
— Всегда хотел работать «в поле». Это дает возможность быстрее показать результат. Лига все-таки долгосрочный проект. Чтобы сделать качественную картинку на ТВ – нужно построить новые арены, договориться с телекомпаниями. А у нас в Петербурге, например, мы смогли быстро договориться с телеканалом 100 ТВ, чтобы они показывали матчи в прямом эфире. Мы помогли купить им новое оборудование, установили микрофоны в лед, приобрели новое освещение совместно с ареной.
— Сколько КХЛ зарабатывает на телевизионных трансляциях?
— Там небольшие цифры по сравнению с НХЛ. Но есть динамика в развитии, ведь раньше лига платила за то, чтобы попасть в телевизор.
— Но это же перекладывание денег из одного кармана в другой. НТВ+ принадлежит «Газпром-медиа», КХЛ — проект топ-менеджмента «Газпрома».
— «Газпром-медиа» принадлежит Газпромбанку. А Газпромбанк не является структурой «Газпрома», здесь другие акционеры. «Газпром» лишь один из акционеров Газпромбанка.
— Хорошо. Акционеров Газпромбанка можно назвать идейно близкими к «Газпрому».
— Трансляции ведет не только НТВ+, есть и зарубежные телекомпании. Но это пока не сопоставимые цифры с Америкой. Хоккей в НХЛ и КХЛ в принципе по уровню игры близки, но разница между картинками огромна, есть ощущение, что там играют боги, а здесь непонятно кто — серые лица, желтый лед. Как результат — низкая стоимость телевизионных прав и меньшее число болельщиков. Но работа в этом направлении ведется.
— У лиги ведь есть стандарты по качеству картинки.
— Стандарты есть. Но смотрите, в НХЛ сам канал вложился в картинку и сигнал. Если бы КХЛ зарабатывала на телевизионных правах как НХЛ...
— Извините, перебью. Почему КХЛ тогда не занимается картинкой? Ведь болельщики и сами недовольны, и переживают за репутацию лиги при трансляции такой картинки в западные страны.
— От самой лиги мало что зависит. Это дело клубов и местных властей, которым нужно строить новые арены. У нас в Петербурге замечательная арена — Ледовый дворец. Мы его модернизировали, установили бегущую строку по периметру. А вот в Москве, за исключением «Мегаспорта» на Ходынке, уже другое восприятие хоккея: трудно мотивировать человека полюбить хоккей на аренах, построенных в 1960-х или даже раньше. Нет комфортной среды.
— У СКА с посещаемостью в отличие от московских клубов все в порядке. Вы за счет билетной выручки отбиваете арендную плату за арену?
— Конечно. В три раза больше собираем. У нас свой билетный оператор, мы ни с кем не делимся. Кроме того, почти 50% билетов продаем в интернете через свой сайт. Так что даже с учетом предматчевых шоу, выступлений рок-группы и диджеев, мы в плюсе на каждой игре: зарабатываем около $100 тысяч.
— Это прибыль?
— Да, прибыль с одной игры.
— В прошлом сезоне у СКА было 35 домашних матчей, то есть в целом по сезону речь идет о сумме около $3 млн?
— Да, цифра соответствует действительности. В этом сезоне мы ожидаем повышения доходов. Мы немного подняли цены на билеты, растет посещаемость, клуб лучше подготовился к сезону в плане атрибутики и сувенирной продукции.
— Атрибутика СКА хорошо продается?
— В прошлом сезоне продажи выросли на 300%.
— А абсолютные цифры?
— Если сравнивать цифры с НХЛ, то они не настолько высокие, чтобы их озвучивать. Нас больше волнует динамика. В прошлом сезоне у нас были точки продаж только на арене. Сейчас мы открыли интернет-магазин и в ближайшей перспективе должен заработать флагманский магазин на Невском проспекте. Рядом с Ледовым дворцом будет еще один магазин. Ведем переговоры с Reebok о продаже атрибутики в их сетях. После этого можно будет говорить, что мы достигли относительно высокого уровня.
— Приезд Ильи Ковальчука в СКА сказался на продажах?
— Очень существенно. Сразу заметно подрос целый ряд показателей.
— Сколько свитеров вы продали в прошлом сезоне?
— Опять про абсолютные цифры? (Смеется) Сдаюсь. Объем продаж — $1 млн. Реплика стоит 2100 рублей, оригинальный свитер — 11 000 рублей. Вот и считайте.
— Около 15 000.
— Это в прошлом сезоне. В этом будет существенно больше.
— Сейчас между КХЛ и клубами назрел явный конфликт из-за спонсоров. У лиги сформирован пул спонсоров («Согаз», «Мегафон», Chevrolet, BP и другие), что снижает возможности клубов по привлечению денег. У СКА, например, в списке спонсоров только «Газпром экспорт» и сеть АЗС «Газпромнефти», тогда как у ваших соседей из футбольного «Зенита» кроме газового пула есть МТС, Audi, «М. Видео» и другие компании. Что вы делаете для привлечения новых спонсоров?
— Мы можем общаться с любым сотовым оператором, но эта позиция закреплена за лигой. У нас, например, есть предложения от Mercedes и Audi, но им нужно размещение логотипов на бортах плюс какие-то специальные акции — машину на лед вывезти. Ничего такого мы предоставить им не можем. Поэтому пока мы продаем спонсорам, хотя правильнее называть их партнеры, VIP-ложи. Это комфорт, кейтеринг, девушка-хостесс: 1 млн рублей в сезон.
Кроме того, мы активно работаем в направлениях, которые остались открытыми для клубов. К примеру, у КХЛ есть партнеры-банки, но это не мешает нам сотрудничать с тем же Газпромбанком. Ещё один из путей — это формирование нестандартных пакетов с использованием клубных ресурсов — официальный сайт, клубные печатные издания, уже упомянутые VIP-ложи.
— В Ледовом дворце 74 ложи, то есть речь идет о сумме более $2 млн за сезон?
— Клуб не может распоряжаться всеми ложами Ледового дворца, поэтому и сумма будет меньше. СКА продает порядка пятнадцати лож. Стоимость ложи на один матч регулярного чемпионата — 45 тысяч рублей. VIP-ложа — это наше эксклюзивное предложение: качественный кейтеринг, автограф-сессии с игроками, подарки от клуба. Уже сейчас заметно, что подобный сервис востребован. От реализации VIP-пакетов мы планируем выручить около полумиллиона долларов за сезон.
— КХЛ распределяет деньги, полученные от спонсоров, среди клубов?
— В идеале, конечно, лига должна, но пока не дает ничего.
— То есть КХЛ проедает все спонсорские контракты?
— Не знаю, я не финансовый директор КХЛ. Но до клуба ничего не доходит, это факт, и это вызывает определенную аллергию. Правда, не всем клубам подходит одна и та же бизнес-модель. Например, СКА мог бы самостоятельно заниматься продажей и спонсорских пакетов, и телетрансляций. А у другого клуба, из регионов, это не будет так хорошо получаться, поэтому КХЛ выполняет работу за него. Кроме того, лига может поддержать клуб, находящийся в кризисном состоянии.
— И все-таки претензии к КХЛ высказываете не только вы, но и менеджеры других клубов. Например, в НХЛ у лиги есть банковский партнер, у многих клубов — свои спонсоры из числа банков. У вас есть понимание, как можно перестроить схему привлечения коммерческих спонсоров в лигу?
— Наверное, речь нужно вести не просто о спонсорах, а в целом о построении эффективной бизнес-модели КХЛ на всех уровнях, начиная с самой лиги и заканчивая каждым конкретным клубом в отдельности. Это главный вопрос на сегодняшний день, который непосредственно сказывается на успешном продвижении лиги. Но это прерогатива руководства КХЛ и ее финансового менеджмента.
— Возвращаясь к СКА, вы назвали цифры доходов — пока это небольшие суммы, всего несколько миллионов долларов. Правильно понимаю, что пул газовых спонсоров СКА оплачивает контракты хоккеистов?
— Да, можно сказать, что клуб себя окупает, кроме фонда оплаты игроков. Это уже шаг вперед. В перспективе надо добиваться, чтобы клуб полностью себя окупал. Конечно, за один день или за один год этого не произойдет.
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.