Идеальный учитель – терпеливый и профессиональный
0 комментариев
Вне всяких сомнений, отмечаемый 5 октября День учителя – один из самых светлых праздников. Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru решил поинтересоваться у россиян, престижно ли сегодня работать учителем и каким, по их мнению, должен быть идеальный учитель.
Как оказалось, престижной профессию учителя считает 21% наших сограждан, чаще всего это респонденты среднего возраста (23% среди опрошенных 35-44 лет). Однако, по мнению многих из них, профессия эта престижна в зарубежных странах, но отнюдь не в России: «В целом по миру – да (в Японии, например), а в России пока, к сожалению, нет»; «Но только за границей или в крайнем случае в наших частных колледжах».
Большая же часть россиян (64%) профессию учителя престижной, увы, не считает. Наиболее распространена эта точка зрения среди россиян старше 45 лет (69%). Причины, по которым россияне не могут отнести профессию учителя к престижным, очевидны: низкая оплата труда и неуважение со стороны учеников: «В России учителем может работать только альтруист, а вы про престиж говорите!»; «Ни карьеры, ни зарплаты, ни уважения учеников и родителей».
Более того, около половины россиян (51%) уверены, что за последние 10 лет статус учителя в нашей стране понизился. Кто-то винит в этом суровую действительность, а кто-то и самих учителей: «Учителей опустили ниже плинтуса, но произошло это в том числе из-за их равнодушного отношения к ученикам и своему делу. Дети всё видят и чувствуют»; «Даже в престижных школах платят копейки. Обидно, что моего ребёнка учить будет некому...»
По мнению 21% опрошенных, статус учителя за эти годы не изменился, ещё 17%, напротив, считают, что он повысился: «Но в то же время уровень образования оставляет желать лучшего. Парадокс...»
Каким же должен быть идеальный учитель, чтобы на его уроках было интересно, а его личность вызывала бесспорное уважение как учеников, так и их родителей? По мнению каждого третьего россиянина (33%), в первую очередь учитель должен быть терпеливым: «Терпение, терпение, терпение»; «Колоссальное терпение».
Профессионализм и превосходное знание преподаваемого ученикам предмета главным качеством идеального учителя считают 30% респондентов. «Учитель должен быть профессионалом в предмете, которому он учит», - справедливо замечают они.
По 18% опрошенных назвали такие качества, как любовь к детям и доброта. 11% респондентов упомянули выдержку и стрессоустойчивость, по 9% - объективность и умение донести свой предмет до учеников. По 7% россиян во главу угла ставят интеллект учителя и его любовь к своей профессии. Ещё 6% наших сограждан назвали порядочность, 5% - внимательность. По мнению 4% опрошенных, идеальный учитель – мудрый, понимающий, грамотный, общительный, ответственный и умеющий заинтересовать свою аудиторию.
Среди других качеств идеального учителя, названных россиянами, - чуткость, чувство юмора, вежливость, строгость, железное здоровье, уважение к ученикам и умение найти свой подход к каждому ребёнку. Как видим, современным учителям есть к чему стремиться. Но и родителям стоит задуматься: ведь отношение к учителю ученики формируют не только сами, но и опираясь на мнение старших членов семьи. Представители этой важной и нужной профессии достойны проявлений нашего уважения и благодарности, причём не только в День учителя!
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 28-29 сентября 2011 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 1600 респондентов
Вопрос:
«Как Вы считаете, в современном мире учитель – это престижная профессия?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Вариант ответа | Все | Пол | Возраст, лет | ||||
муж | жен | до 24 | 25-34 | 35-44 | 45 и старше | ||
да | 21% | 24% | 17% | 21% | 21% | 23% | 15% |
нет | 64% | 60% | 68% | 64% | 63% | 62% | 69% |
затрудняюсь ответить | 15% | 16% | 15% | 15% | 16% | 15% | 16% |
Некоторые комментарии респондентов:
«Да» - 21%
«Но только за границей или в крайнем случае в наших частных колледжах».
Грузчик-экспедитор, 31 год, Нижний Новгород
«Кроме России».
Юрист, 30 лет, Новосибирск
«Если работать в частных школах, то это вполне престижная профессия».
Помощник бухгалтера, 18 лет, Москва
«В наше время очень тяжело справляться с детьми. Раньше было другое воспитание, другое восприятие учителей. Сейчас учитель не пример для учеников. И, на мой взгляд, нужно обладать огромным терпением, чтобы учить наше трудное поколение».
Администратор, 23 года, Люберцы
«В целом по миру – да (в Японии, например), а в России пока, к сожалению, нет».
Руководитель отдела, 31 год, Санкт-Петербург
«Да, если это не просто учитель, а специализированный педагог, владелец собственных курсов, бизнес-тренер и т. п., а быть училкой в школе зазорно!»
Организатор мероприятий, 26 лет, Санкт-Петербург
«Нет» - 64%
«Раньше учителей уважали и считались с их мнением, школа была местом, где обучали основным навыкам, святым местом, куда стремились ходить и боялись что-то не сделать или перечить учителю. А теперь учитель боится сказать слово, потому что родители угрожают. Раньше родительское собрание означало, что учитель придёт и будет ругать ребёнка, если ребёнок что-то не сделал или сделал не так, а теперь учителям запрещено говорить на родительских собраниях плохое о детях».
Секретарь, 23 года, Санкт-Петербург
«К сожалению, нет. Когда я учился в школе, учителя для нас были богами, а сейчас стали училками».
Руководитель, 57 лет, Москва
«Иначе бы население было грамотным, а учитель хорошо зарабатывал».
Помощник руководителя, 41 год, Барнаул
«Это ответственная профессия. Туда должны идти люди с огромным желанием отдавать. А в современном мире престижно то, что подразумевает обратное (получать). И единственная причина того, что потенциальные учителя выбирают другие дороги, - нищенская зарплата современных учителей. Поднимите зарплату учителям, и тогда их отдача будет компенсироваться».
Инженер-геолог, 26 лет, Санкт-Петербург
«В России учителем может работать только альтруист, а вы про престиж говорите!»
Преподаватель, 43 года, Ижевск
«При такой зарплате ни о каком престиже не может быть и речи».
Бухгалтер, 18 лет, Кстово
«Ни карьеры, ни зарплаты, ни уважения учеников и родителей».
Администратор, 20 лет, Саратов
«Затрудняюсь ответить» - 15%
«В современном мире – да, а в России – нет, отсюда и снижение общего уровня российского образования (среднего, высшего)».
Преподаватель, 50 лет, Москва
«Зависит от страны. У нас и в развивающихся странах профессия учителя не является престижной. А вот в Европе и в развитых странах – является».
Ведущий программист, 29 лет, Санкт-Петербург
«Сейчас нет, но через два года это будет одна из самых высокооплачиваемых профессий».
Мастер цеха, 48 лет, Самара
«Под словом престиж каждый понимает что-то своё, поэтому сложно сказать...»
Оператор ПК, 25 лет, Ростов-на-Дону
«Смотря какой учитель. Если труда или физкультуры, то вряд ли, а вот учитель родного или иностранного языка – вполне возможно».
Оператор колл-центра, 18 лет, Москва
«Каждый выбирает для себя. Для кого-то престиж – это деньги, для кого-то – звание. Я бы пошёл работать учителем, мне нравится преподавать. Но размер материальной компенсации не позволяет – содержать семью не смогу».
Инженер-конструктор, 24 года, Псков
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 28-29 сентября 2011 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 1600 респондентов
Вопрос:
«Как Вы считаете, за последние 10 лет статус учителя…»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Вариант ответа | Все | Пол | Возраст, лет | ||||
муж | жен | до 24 | 25-34 | 35-44 | 45 и старше | ||
понизился | 51% | 48% | 53% | 48% | 49% | 56% | 63% |
повысился | 17% | 17% | 17% | 19% | 18% | 15% | 8% |
остался прежним | 21% | 23% | 20% | 21% | 23% | 21% | 15% |
затрудняюсь ответить | 11% | 12% | 10% | 12% | 10% | 8% | 14% |
Некоторые комментарии респондентов:
«Понизился» - 51%
«Как ни печально это звучит, но, на мой взгляд, это так! Не ценятся эти люди по заслугам».
Провизор, 23 года, Санкт-Петербург
«Учителей опустили ниже плинтуса, но произошло это в том числе из-за их равнодушного отношения к ученикам и своему делу. Дети всё видят и чувствуют».
Руководитель, 57 лет, Москва
«Учителя не заботятся о качестве подаваемого материала, стремятся заполучить «нерадивых» учеников к себе на репетиторство за отдельную плату».
Помощник руководителя, 41 год, Барнаул
«Они теперь на побегушках у толстосумов. Нищета их развратила. Но это не их вина».
Менеджер-аналитик, 47 лет, Архангельск
«Понизился профессионализм, поэтому понизился и статус. Настоящих учителей всегда было мало, а теперь их практически нет».
Инженер, 26 лет, Санкт-Петербург
«Страшно смотреть ТВ. В школах следует держать школьный спецназ для защиты учителей от деток».
Мастер цеха, 48 лет, Самара
«Понизился. Более 10 лет назад учитель был одним из немногих образованных людей. Однако сейчас ситуация изменилась – образование имеют очень многие, из-за чего и учитель стал не больше, чем обычный специалист. Он затерялся на фоне других специальностей».
IT-специалист, 18 лет, Подольск
«Да опустили ниже плинтуса. Даже в престижных школах платят копейки. Обидно, что моего ребёнка учить будет некому...»
Региональный менеджер по продажам, 34 года, Омск
«Повысился» - 17%
«Но в то же время уровень образования оставляет желать лучшего. Парадокс...»
Помощник бухгалтера, 44 года, Москва
«Остался прежним» - 21%
«Только в высших учебных заведениях, а также в хорошо финансируемых госучреждениях он достойный».
Бухгалтер, 30 лет, Омск
«Учитель – это призвание, так же, как и врач. Подмена понятий делает наше общество больным».
Начальник склада, 33 года, Москва
«А кто такой учитель? И что имеется в виду под словом «статус»? Учитель – он и есть учитель. Его статус независим ни от времени, ни от страны. Понизиться могла только форма и объём материального вознаграждения. А учитель всегда будет учителем».
Инженер-конструктор, 24 года, Псков
«Затрудняюсь ответить» - 11%
«Зарплата московских учителей повысилась, выпускники педвузов стали приходить в школы. Это положительные изменения, поскольку уже есть возможность выбирать из претендентов (при этом отбор должен быть унифицированным, что-то вроде тестов по специальности и детской психологии). Но вот статус учителя вряд ли изменился».
Преподаватель, 50 лет, Москва
«Нет конкретного ответа, так как меняется не статус учителя, а сами учащиеся и их родители. Отношение к учителю и формирует его статус, тогда как сам учитель, скорее всего, остался прежним. Но и это мнение спорно».
Учитель истории, 24 года, Набережные Челны
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 28-29 сентября 2011 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 1000 респондентов
Вопрос:
«Назовите три основных качества, которые должны быть присуще идеальному учителю»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
терпение | 33% |
прекрасно знать свой предмет/профессионализм | 30% |
любовь к детям | 18% |
доброта/доброжелательность | 18% |
выдержка/стрессоустойчивость | 11% |
уметь объяснить свой предмет | 9% |
справедливость/объективность | 9% |
ум/интеллект | 7% |
любовь к своей профессии | 7% |
порядочность/честность | 6% |
внимательность | 5% |
быть грамотным/иметь грамотную речь | 4% |
мудрость | 4% |
понимание | 4% |
коммуникабельность/общительность | 4% |
ответственность | 4% |
уметь заинтересовать | 4% |
тактичность/чуткость | 3% |
желание учить других | 3% |
уважать учеников | 3% |
умение найти подход к ребенку | 3% |
строгость | 3% |
образованность | 3% |
требовательность | 2% |
иметь творческий подход/применять новые технологии | 2% |
саморазвитие | 2% |
чувство юмора | 2% |
иметь опыт | 2% |
отзывчивость | 2% |
трудолюбие | 2% |
харизматичность | 2% |
быть авторитетом | 2% |
эрудированность | 1% |
быть хорошим психологом | 1% |
интеллигентность | 1% |
вежливость | 1% |
энтузиазм | 1% |
талант | 1% |
другое | 26% |
затрудняюсь ответить | 9% |
Некоторые комментарии респондентов:
«Терпение» - 33%
«Терпение в общении с учениками».
Менеджер по закупкам, 34 года, Уфа
«Терпение, терпение, терпение».
Технический менеджер, 31 год, Екатеринбург
«Колоссальное терпение».
Руководитель отдела, 27 лет, Санкт-Петербург
«Прекрасно знать свой предмет/профессионализм» - 30%
«Реальное знание своего предмета (того, чему учит), любовь к этому предмету, постоянное совершенствование и обновление своих знаний...»
Руководитель IT-отдела, 38 лет, Санкт-Петербург
«Учитель должен быть профессионалом в предмете, которому он учит».
IT-специалист, 18 лет, Подольск
«Профессионализм (он должен знать тот предмет, которому обучает)».
Оператор ПК, 22 года, Москва
«Доброта/доброжелательность» - 18%
«Доброжелательность к детям».
Ведущий специалист, 33 года, Красногорск
«Выдержка/стрессоустойчивость» - 11%
«Сильные нервы и выдержка».
Помощник менеджера по продажам, 27 лет, Москва
«Умение объяснить свой предмет» - 9%
«Умение переложить язык учебника на простой, разговорный язык, понятный для детей и подростков. Ещё лучше, если учитель умеет грамотно составить методические материалы для учеников».
Руководитель отдела, 27 лет, Санкт-Петербург
«Умение объяснять материал так, чтобы ученики слушали, раскрыв рот».
Менеджер по продажам, 27 лет, Саратов
«Ум/интеллект» - 7%
«Высокий интеллект».
Руководитель проекта, 32 года, Нижневартовск
«Ум (учитель без головы – не учитель)».
Официант, 20 лет, Москва
«Любовь к своей профессии» - 7%
«Идеальный учитель должен любить свой предмет».
Помощник бухгалтера, 30 лет, Нижний Новгород
«Быть увлечённым своим предметом и уметь заинтересовать учеников».
Руководитель, 45 лет, Санкт-Петербург
«Внимательность» - 5%
«Внимательность к проблемам детей».
Экономист, 42 года, Москва
«Быть грамотным/иметь грамотную речь» - 4%
«Грамотная и разборчивая речь».
Инженер, 33 года, Ставрополь
«Должен обладать грамотной, чёткой речью».
Делопроизводитель, 33 года, Пенза
«Уметь заинтересовать» - 4%
«Заинтересовать учеников, уметь построить процесс обучения так, чтоб ученики воспринимали его как учителя и всё, что он говорит, как истину».
Директор, 45 лет, Москва
«Способность интересно подавать предмет».
Энергетик, 35 лет, Домодедово
«Желание учить других» - 3%
«Хотеть учить детей».
Менеджер по персоналу, 24 года, Зеленоград
«Уважать учеников» - 3%
«Уважение к ученикам независимо от уровня их успеваемости».
Экономист, 27 лет, Рязань
«Умение найти подход к ребёнку» - 3%
«Уметь находить общий язык с учениками».
Инженер, 24 года, Михайловка
«Умение найти подход к каждому».
Проектировщик, 26 лет, Москва
«Образованность» - 3%
«Культурный. Образованный».
Начальник транспортного отдела, 53 года, Москва
Ответы, набравшие по 2% голосов респондентов: «Требовательность»; «Иметь творческий подход/применять новые технологии»; «Саморазвитие»; «Чувство юмора»; «Иметь опыт»; «Отзывчивость»; «Трудолюбие»; «Харизматичность»; «Быть авторитетом» - 9%
«Творческий подход к работе – умение преподнести материал интересно для окружающих».
Продавец-консультант, 18 лет, Тюмень
Ответы, набравшие по 1% голосов респондентов: «Эрудированность»; «Быть хорошим психологом»; «Интеллигентность»; «Вежливость»; «Энтузиазм»; «Талант» - 6%
«Богатая эрудиция».
Учитель истории, 24 года, Набережные Челны
«Другое» - 26%
«В хорошем учителе мы ценим лучшие качества дрессировщика, клоуна и цирковой лошади, которую год за годом гоняют по кругу».
Научный сотрудник, 23 года, Санкт-Петербург
«Достаточно одного – наличия большого количества успешных учеников в сфере, в которой данный учитель преподаёт».
Руководитель отдела, 24 года, Санкт-Петербург
«Высокий социальный статус (материальное положение)».
Руководитель проекта, 32 года, Нижневартовск
«Нацеленность на результаты учеников».
Журналист, 23 года, Хабаровск
«Умение не стыдиться перед учениками за свои ошибки и признавать их!»
Региональный менеджер по продажам, 31 год, Санкт-Петербург
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.