Рейтинг@Mail.ru
    Работа \ Компании \ Superjob.ru \ Отзывы \ Инициатива обязательной отработки после вуза по душе 53% родителей выпускников

    Инициатива обязательной отработки после вуза по душе 53% родителей выпускников

    Денисенко Катерина 16 мая 2012 года в 18:45 мнение:

    0 комментариев

    Предложение обязать выпускников бюджетных отделений колледжей и вузов «отрабатывать» свои дипломы – одна из последних инициатив Д.А. Медведева на президентском посту. Суть её в следующем: первокурсники будут заключать контракты, согласно которым по окончании обучения они обязуются отработать несколько лет в определённом месте. Те выпускники, которые решат отказаться от места работы, будут должны возместить государству стоимость своего обучения. Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru решил спросить у родителей нынешних выпускников школ, поддерживают ли они подобную инициативу.

    Судя по результатам опроса, 53% родителей не против того, чтобы их дети, окончив бюджетное отделение вуза или колледжа, отработали несколько лет на благо государства в тех компаниях, куда их направят. Респонденты, одобряющие инициативу экс-президента, видят в ней возврат к советской системе распределения выпускников вузов: «В советское время так и было. Вчерашнему студенту, прибывшему на место отработки, присваивался статус молодого специалиста, давались определённые льготы. Естественно, что те, кто учился лучше, попадали на хорошие предприятия с развитой социальной структурой. Это было стимулом для отличной учёбы».

    Голосуя за нововведение, участники опроса указывают и на современные реалии рынка труда: «Без опыта работы в частные компании не берут! А зарабатывать этот опыт где-то надо, поэтому я обеими руками поддерживаю идею экс-президента»; «Очень часто выпускнику вуза бывает трудно найти работу по специальности, и в результате ему приходится работать где-то ещё. Средства и время на получение образования оказываются потраченными впустую». Кроме того, родители выпускников полагают, что подобная система научит их детей ответственности: «Безоговорочно поддерживаю – так наши дети смогут приобрести практический опыт по своей специальности, в своей области. Найти свой путь, начать карьерный рост, ощутить ответственность перед государством, своими родными и близкими...» Приводят респонденты и такой аргумент, как острая нехватка молодых кадров в целом ряде отраслей: «В таких областях, как здравоохранение и образование, сегодня имеет место нехватка медицинского и педагогического персонала, и работают в этих областях в основном пенсионеры».

    Противникам идеи Д.А. Медведева, а таких оказалось 29%, претит сама мысль о «принудительном» распределении молодых специалистов: «…Отработка – это всегда повинность типа крепостного строя: уйти он не может, так как нужно выплатить, а за 5 лет учёбы очень приличная сумма получается, не каждый потянет». Среди минусов данной системы респонденты называют и коррупционную составляющую: «Это возвращение к распределению, причём на самые непрестижные места. Хорошие вакансии будут распределяться по блату и за взятки». Родители нынешних выпускников школ также сетуют на трудности с поступлением на бюджетные места. По их словам, абитуриент проходит столь сложные вступительные испытания, что сам факт поступления на «бюджет» воспринимается как победа, а грядущее распределение будет сродни наказанию: «Почему ребёнок должен ехать и работать где попало за невесть какие деньги? Он и так старался, учился, чтобы поступить, и окончил, чтобы работать, но только там, где захочет, а не там, куда его пошлют».

    Переживают респонденты и за то, какие гарантии государство предоставит молодым специалистам в случае внедрения вышеназванной инициативы: «Ехать работать учителем, допустим, в глубинку за копейки? Проще устроиться в Москве и выплатить государству стоимость обучения». Некоторые опрошенные считают, что успешные работодатели вряд ли согласятся принимать на работу неопытных специалистов: «Выпускники без опыта работы сейчас безработные. Предприятия сами подбирают себе специалистов. При заключении контракта государство переложит бюджетные расходы на предприятие. Никто не согласится». Другие подвергают критике российскую систему высшего и среднего специального образования: «Отработка не решит проблему нехватки специалистов. Может, стоит лучше учить...»

    Затруднились ответить 18% респондентов: «С одной стороны, выпускники будут трудоустроены, а с другой – сотрудник с «никаким» образованием на пять лет никому не нужен»; «Только по согласованию со студентом, иначе придётся отрабатывать где-то на урановых рудниках или на вредном химическом производстве. Работа должна быть заранее известна, а также студент должен знать, какая у него будет стипендия».

    Судя по результатам опроса, родители сегодняшних выпускников видят немало плюсов в возвращении к системе распределения, однако в случае принятия инициативы государству придётся учитывать многие факторы. Во-первых, остро встанет проблема качества современного образования: может статься, что предприятия не обрадуются поступлению к ним специалистов с нехваткой знаний и навыков. Придётся позаботиться и о гарантиях для распределяемых выпускников (конкурентоспособной зарплате, соцпакете), а также решить проблемы с проживанием молодых специалистов. Если же эти немалые траты будут переложены на работодателей, то это грозит новыми сложностями, поскольку далеко не все компании на это согласятся. Нужно решать и проблему коррупции в сфере образования, ведь очевидно, что с введением новых правил найдутся те, кто будет готов помочь детям из хорошо обеспеченных семей избежать работы на урановых предприятиях или в глубокой провинции. Очевидно, что правительству придётся постараться, чтобы отработка диплома воспринималась не как кабала, а как дополнительный стимул для хорошей учёбы и поступления на бюджетные места в колледжи и вузы.

    Место проведения опроса: Россия, все округа
    Населенных пунктов: 244
    Время проведения: 19 апреля – 6 мая 2012 года
    Исследуемая совокупность: родители выпускников школы
    Размер выборки: 1600 респондентов

    Вопрос:
    «Д.А. Медведев предлагает студентам бюджетных отделений отработать свой диплом. Он считает, что так можно решить проблему нехватки в стране специалистов. Предполагается, что первокурсники будут заключать контракты, согласно которым по окончании обучения они обязуются отработать несколько лет в определенном месте. Те выпускники, которые решат отказаться от места работы, будут должны возместить государству стоимость своего обучения. Поддерживаете ли Вы такую инициативу?»

    Ответы респондентов распределились следующим образом:

    да 53%
    нет 29%
    затрудняюсь ответить 18%


    Некоторые комментарии респондентов:

    «Да» - 53%
    «Без опыта работы в частные компании не берут! А зарабатывать этот опыт где-то надо, поэтому я обеими руками поддерживаю идею экс-президента. К тому же обидно, когда кто-то поступил на бюджетное место, учился бесплатно, а потом работает совсем по другой специальности, а кто-то все 3-5 лет голодал, но платил за учёбу из своего кармана! Я уверена, что новый закон будет дисциплинировать не только студентов – молодых специалистов, но и вузы (чтобы не штамповали лишних экономистов-юристов пачками)».
    Бухгалтер по материалам и расчётам, 41 год, Гурьевск

    «Так было в Советском Союзе. Что нового в данном предложении? Смысл, конечно, в этом есть».
    Руководитель проектов, 43 года, Санкт-Петербург

    «При условии, что выпускникам помимо работы будут предложены достойные соцпакеты: льготное приобретение жилья, личного транспорта, устройство детей в сады и школы и т. п.».
    Директор департамента развития сети, 44 года, Краснодар

    «В советское время так и было. Вчерашнему студенту, прибывшему на место отработки, присваивался статус молодого специалиста, давались определённые льготы. Естественно, что те, кто учился лучше, попадали на хорошие предприятия с развитой социальной структурой. Это было стимулом для отличной учёбы. Кроме того, молодым людям не надо было ломать голову над трудоустройством по окончании учебного заведения. По-моему, это неплохая практика, хотя были и некоторые перегибы».
    Электромеханик по обслуживанию производственного оборудования, 41 год, Санкт-Петербург

    «Безоговорочно поддерживаю – так наши дети смогут приобрести практический опыт по своей специальности, в своей области. Найти свой путь, начать карьерный рост, ощутить ответственность перед государством, своими родными и близкими...»
    Электрик по обслуживанию и ремонту электрического оборудования, 50 лет, Челябинск

    «Очень часто выпускнику вуза бывает трудно найти работу по специальности, и в результате ему приходится работать где-то ещё. Средства и время на получение образования оказываются потраченными впустую. Кроме того, достаточно проблематично найти работу, не имея опыта. Однако, принимая данную инициативу, следует помнить не только об обязанности студента отработать средства, затраченные на него, но и о его правах».
    Бухгалтер-эксперт, 42 года, Москва

    «Только в том случае, если рынок труда будет насыщен достойными вакансиями для молодых специалистов и будет решен вопрос с блатными».
    Начальник транспортного цеха, 41 год, Истра

    «В таких областях, как здравоохранение и образование, сегодня имеет место нехватка медицинского и педагогического персонала, и работают в этих областях в основном пенсионеры».
    Заместитель главного врача по экономическим вопросам, 39 лет, Волгоград

    «Нет» - 29%
    «Ехать работать учителем, допустим, в глубинку за копейки? Проще устроиться в Москве и выплатить государству стоимость обучения. Например, у нас в деревенской школе отсиживались от армии молодые парни-учителя до 27-летнего возраста, так как сельских учителей не забирали в армию. Для них вся школа была враждебной средой: и дети, и коллеги, а уроки они вели с неохотой. Так же будет и с отработкой диплома – это будут не специалисты, а мытари, которые будут отбывать рабочее время как каторгу. Как говорится, насильно мил не будешь. Единственный мотив пойти работать по специальности после вуза – это приличная зарплата, чего в России никогда не будет, во всяком случае, я не знаю никого, кто после института зарабатывал бы более или менее нормально, в основном не хватает даже на еду. Поэтому бегут из школ».
    Менеджер объекта, 41 год, Москва

    «По-моему, насильно заставлять работать человека нельзя. Он, может быть, уже работает по своей специальности в другой организации».
    Продавец, 33 года, Ульяновск

    «Почему ребёнок должен ехать и работать где попало за невесть какие деньги? Он и так старался, учился, чтобы поступить, и окончил, чтобы работать, но только там, где захочет, а не там, куда его пошлют».
    Старший бухгалтер, 38 лет, Санкт-Петербург

    «Это возвращение к распределению, причём на самые непрестижные места. Хорошие вакансии будут распределяться по блату и за взятки».
    Преподаватель биологии в школе, 64 года, Санкт-Петербург

    «Отработка не решит проблему нехватки специалистов. Может, стоит лучше учить... Отработка – это всегда повинность типа крепостного строя: уйти он не может, так как нужно выплатить, а за 5 лет учёбы очень приличная сумма получается, не каждый потянет».
    Корпоративный дизайнер, 46 лет, Москва

    «Выпускники без опыта работы сейчас безработные. Предприятия сами подбирают себе специалистов. При заключении контракта государство переложит бюджетные расходы на предприятие. Никто не согласится».
    Фрахтовый менеджер, 47 лет, Санкт-Петербург

    «Пусть отрабатывают наши чиновники. А не дети, которым государство уже не дает ничего: ни бесплатного образования, ни медобслуживания, ни гарантий безопасности».
    Начальник юридического отдела, 35 лет, Москва

    «Надо увеличивать количество бюджетных мест в вузах, чтобы могли учиться дети простых и малообеспеченных людей, а не отдавать их тем кандидатам в студенты, у родителей которых полные карманы денег».
    Руководитель отдела, 43 года, Москва

    «Затрудняюсь ответить» - 18%
    «С одной стороны, выпускники будут трудоустроены, а с другой – сотрудник с «никаким» образованием на пять лет никому не нужен».
    Главный бухгалтер, 36 лет, Тамбов

    «В учебные заведения на специальности, востребованные в жизни, и так идёт очень много целевых абитуриентов. Вот бы проследить, как они отрабатывают своё направление».
    Заместитель генерального директора, 35 лет, Мытищи

    «Только по согласованию со студентом, иначе придётся отрабатывать где-то на урановых рудниках или на вредном химическом производстве. Работа должна быть заранее известна, а также студент должен знать, какая у него будет стипендия».
    Руководитель международного проекта, 56 лет, Вологда

    «Здесь, на мой взгляд, лукавство. После окончания вуза отрабатывать – это из коммунистических времён, а уж если ты отказался, то плати – это уже капитализм. Пусть предоставят описанные льготы, подъёмные средства, достойное жильё (а не сарай, как обычно бывает), заработную плату, тогда другое дело. Почему бы молодому специалисту не поехать посмотреть Россию?»
    Врач-стоматолог-ортопед, 46 лет, Москва

    Смотрели:

    всего 1978 раз

    Комментарии: Добавить комментарий

    Пока нет комментариев.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.