Клиповое мышление потребителя Интернета
- Об уроке
- Читать урок
Интернет - это один из каналов массовой Информации и коммуникации, наряду с телевидением, печатными изданиями и радио.
Средство передачи информации через канал - коммуникационное сообщение (message). Следует помнить, что Интернет это средство влияния на аудиторию. Можно манипулировать поведением людей, причем каждый член такой группы будет считат, что поступает по собственному разумению. Никакое сообщение не может быть истинным или "объективным".
Надо иметь в виду, что в самом процессе сбора информации, её сортировки, обработки и оформления к информационному факту примешивается доля субъективного отношения людей, занятых в этом процессе. Это отношение к факту, к своей работе, к начальству, к своей стране, к к аудитории. Это жизнь со всеми её составляющими.
Исходя из этого коммуникационное сообщение принято определять как "факт, спрессованный с отношением к нему". Отношение может быть разным - идеологическим или коммерческим, осознанным или неосознанным.
Ключевые сообщения не могут содержать более трёх-четырех тем, поскольку массовое сознание отличается от сознания журналистов, политологов, блоггеров, предпринимателей. Для посетителя Вашего сайта - Ваша тема - только одна из жизненных сфер наряду с другими (профессия, семья, досуг и т.д.).
Отдельные сообщения - только молекулярная единица информационного потока. Для того чтобы понять механизмы массовой коммуникации, необходимо учитывать тот факт, что она представляет мир в виде непрестанно обновляющегося набора сообщений. Как правило, эти сообщения не соединены друг с другом прямой, однозначной логической или смысловой связью. Это клиповый поток сообщений. Пример - обычная ситуация, когда в программе новостей появляется как однородная, а на деле совершенно разномасштабная и разноракурсная информация из всевозможных сфер: от объявления войны до успешного разрешения от бремени слонихи в маленьком зоопарке.
При восприятии массовой коммуникации люди связывают "мозаику" сообщений не причинно-следственными отношениями (которые не представлены им), а как бы "через интервалы". Аудитория вынуждена "высекать" смысл элементов "мозаики", сталкивая их между собой, добиваясь их "резонанса" (взаимоусиления), стягивая в одну точку пространства и времени, приурочивая к тому, что происходит "здесь и сейчас". Мозаичность массовой коммуникации очевиднее всего проявляется в телевидении. По мере усложнения и уплотнения телепрограмм длительность каждого их элемента постоянно сокращается. Ушли в прошлое длительные аналитические программы, или вынесены за полуночное время.
Тенденция Рунета последних лет - это нарастание видеосообщений, видеороликов. Одиночные аналитические статьи уступают место созвездию коротких статей на данную тему. Праздному пользователю легче включить поток видеоролика, чем читать статью на ту же тему. Профессиональные статьи занимают место в словарях, тематических порталах, или на худой конец в Википедии. Нарастающий поток обновляющихся сообщений вывел некоторые статьи авторов в Живом Журнале, фейсбуке, вконтакте или даже твиттере на первые позиции бесплатного поиска.
В итоге только за счет этого информация может превращаться в дезинформацию, "резонанс" может заглушать здравую мысль или даже делать её абсурдной. Тогда в сознании аудитории возникает хаос и разнообразные мифологемы.
ПО мнению ряда исследователей, современный message психологически можно рассматривать как особого рода миф, а деятельность СМИ - как мифопроизводящую.
Сегодня мифотворческую роль играет телевидение и Интернет. Практики считают: бессмысленно "нанизывать" мозаично сообщаемые с экранов сообщения на "линейно-перспективные стержни" и строить логические последовательности в восприятии аудитории. Наоборот, это может быть вредно с точки зрения эффективности воздействия. Поэтому, за основу принимается другая схема, в которой постулируется, что сознание зрителя должно связывать их через "резонанс взаимоотражений", формируя "шапкообразный космос мгновенно возникающих и тут же исчезающих взаимосвязей". Сталкиваясь с таким потоком, сознание стремится выйти за пределы событийной поверхности жизни, обнаружить её глубинные первоосновы, но именно это ему и не дают сделать. Вместо нахождения первопричин сознанию подсовывают квазиреальность. М.Маклуэн считал, что в силу самой своей сути и природы средства массовой информации возвращают и погружают человека в миф. Люди склонны наделять могуществом средства массовой информации уже в силу того, что от них узнают почти всё, что происходит в мире. Поэтому, формируйте на своем блоге, сайте, портале, картину мира для посетителя, с помощью статей, видеороликов, обращений, мероприятий, семинаров, встреч и т.д.
Клиповый характер потока сообщений диктует иную скорость психических процессов. Сокращение времени для комментариев и аналитических сообщений ведет к деградации сознания аудитории. Совершенствуясь и усложняясь, массовые коммуникации представляют мир всё более простым. В итоге аудитория становится всё более податливой для восприятия мифов.
Задача сообщений - интенсификация чувств. Аудитория запоминает как было рассказано сообщение, вместо того, что было рассказано.
Г.Почепцов обращает внимание: "Массовое сознание не ощущает миф в качестве мифа. Он просто используется для интерпретации реальных событий. Это сродни разграничению языка и речи у Ф.де Соссюра. Миф есть, но его нет в реальной вербальной фиксации. Это правила, стоящие за порождением "Молодой гвардии" или "Целины". Но без этих кодов не было бы и самих текстов.
Такие механизмы управляют особыми феноменами современного PR - брэндами, представляющими собой разновидность реально существующей и даже потребляемой разновидности организованной психики, а снаружи присутствует message (коммуникационное сообщение), актуализирующий тот или иной миф или совокупность мифов, то брэнд находится между мифом и сообщением. Брэнд вынесен в реальность, потому что за брэндом как продуктом мифотворчества стоит нечто, что можно приобрести и употребить, - товар, услуга, образ жизни. Брэнды выступают посредниками между реальной предметной средой и мифологизированной психикой. Отсюда - модель коммуникации Т.Шварца, модель "вызывания готового": не следует вкладывать нечто в голову человека, скорее стоит попытаться вызвать резонанс с тем, что уже находится у него в голове.
Т.Шварц обнаружил, что эмпирическое знание не высказывается символически, поскольку оно не хранится в качестве символа. Вместо этого оно записано как чувство - ощущение легкости или трудности. Наилучшим способом указать на эти чувства является драма: источник вызывает чувство "в голове" зрителя. Подсказка осуществляется с помощью музыкальных, цветовых, звуковых эффектов, выражения лица актера или тона голоса, акустики или другого невербального сообщения. Однако я не рекомендую ставить автоматически воспроизводимые аудио и видеофайлы на вашем сайте. Почему я расскажу далее.
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.