Стажировки набирают популярность
0 комментариев
Российские компании все чаще берут сотрудников на стажировку и оплачивают их труд наравне со штатными работниками. Таковы результаты опросов, проведенных Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru среди представителей российских предприятий и организаций.
Стать стажером – все равно что убить двух зайцев одним выстрелом: приходя на стажировку, студент или выпускник вуза одновременно получает ценный опыт и зарабатывает себе на жизнь. А если показать себя толковым и ответственным специалистом, то можно остаться в стажирующей компании на постоянную работу.
За последние два с половиной года количество работодателей, принимающих молодежь на стажировку, возросло с 50 до 55%. Судя по комментариям менеджеров по персоналу, компании часто рассматривают стажировку в качестве аналога испытательного срока, возможности присмотреться к стажеру как к потенциальному сотруднику: «Стажировка длится около недели. За это время можно понять, подходит ли нам сотрудник»; «Стажеры – это кандидаты на работу. Делаем ставку на молодых специалистов!»
Доля компаний, не берущих стажеров, напротив, сократилась с 44 до 36%. HR-менеджеры чаще всего объясняют такую позицию жестким графиком специалистов-наставников. «Дирекция считает, что непроизводительно тратить время основного персонала на обучение стажеров»; «Нам нужны квалифицированные сотрудники»; «Не принято, а было бы иногда правильнее брать», - комментируют опрошенные.
Большинство работодателей, принимающих сотрудников на стажировку, оплачивает их труд, но в меньшем размере, чем труд штатных работников (51%). За последние два года этот показатель не изменился, а вот доля компаний, которые платят стажерам столько же, сколько и основным специалистам, заметно возросла – с 16 до 25%. «Платим нормальную зарплату, если успешно работает», - рассказывают HR-менеджеры.
И, напротив, доля работодателей, которые совсем не платят стажерам, сократилась с 25 до 17%. «Информируем заранее – стажировка 2 дня и неоплачиваемая», - комментируют респонденты.
Как часто российские компании принимают стажеров? Стажировки все чаще проходят на регулярной основе: если в 2010 году почти половина работодателей (47%) делали это время от времени, то сегодня с такой периодичностью берут стажеров лишь 34%.
В большей части компаний (39%) уже разработаны специальные программы стажировок (два года назад этот показатель составлял 30%). «Программа на 3 месяца – закрепляется наставник, ведется подготовка к прохождению аттестации для приема в штат»; «После стажировки сотрудник проходит аттестацию (представление презентации, ответ на задания, защита проекта), по итогам которой принимается решение о продолжении работы с ним», - делятся опытом HR-менеджеры. Еще 21% компаний берет стажеров регулярно, но не имеет конкретной программы работы с ними (в 2010 году – 17%).
Как и два года назад, большая часть работодателей (42%) подбирает стажеров, публикуя объявления о вакансиях. В четверти случаев (24%) стажеры обращаются на предприятие сами. Количество компаний, подыскивающих стажеров среди студентов вузов и колледжей, заметно увеличилось (с 14 до 20%), а тех, кто берет на стажировку родственников и знакомых сотрудников, напротив, сократилось (с 8 до 3%).
Еще 4% компаний используют другие методы подбора стажеров: «Принимаем активное участие в госпрограммах по подбору персонала. Взаимодействуем с вузами и кадровыми агентствами»; «Ищем в социальных сетях»; «Все вместе: подыскиваем среди студентов, публикуем вакансии, стажеры обращаются сами».
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 16-27 ноября 2012 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала
Размер выборки: 3500 респондентов
Вопрос:
«Принято ли в вашей компании брать сотрудников на стажировку?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
да | 55% | |
нет | 36% | |
затрудняюсь ответить | 9% |
Вариант ответа | Март 2010 | Ноябрь 2012 |
да | 50% | 55% |
нет | 44% | 36% |
затрудняюсь ответить | 6% | 9% |
Некоторые комментарии респондентов:
«Да» - 55%
«Но стажировка длится около недели. За это время можно понять, подходит ли нам сотрудник».
«Это грамотный процесс внедрения новых сотрудников. И в нашей компании стажировку проходят все сотрудники отдела продаж».
«Мы готовы брать молодых специалистов с целью повышения их квалификации с последующим трудоустройством у нас в компании».
«За время стажировки (3-5 дней) соискатель-претендент на вакансию проходит обучение по продукту (услуге), представляемой компанией, и воочию видит работу специалиста-наставника. Сам соискатель смотрит, устраивает ли его трудовая деятельность, коллектив, контингент людей в целом, а работодатель оценивает навыки обучаемости (насколько быстро соискатель изучает необходимую для него информацию)».
«Стажеры – это кандидаты на работу. Делаем ставку на молодых специалистов!»
«Стажировка оплачивается, и в большинстве случаев по итогам стажировки мы предлагаем трудоустройство».
«В нашей компании это не распространенная практика, но она имеет место в отдельно взятых случаях. Например, технические специалисты».
«Данный метод – это способ выхода из сложной ситуации. Дело в том, что в настоящее время менеджеры по персоналу сталкиваются с такими проблемами, как невыход вновь прибывших сотрудников на работу без предупреждения и отключение ими телефона, когда работодатель остро в них нуждается. Соответственно, устраивая период стажировки, работодатель подстраховывается, давая кандидату возможность решить, действительно ли ему нужна эта работа».
«Каждый работник проходит оплачиваемую месячную стажировку в компании, после чего начинает самостоятельно работать и одновременно повышать свои профессиональные знания и умения, рост которых мотивационно подкреплен».
«Это отличный способ вырастить сотрудника с нуля, но не всегда и не во всех отделах стажировки возможны».
«Нет» - 36%
«Только испытательный срок».
«Не принято, хотя иногда было бы правильнее брать».
«Нам нужны квалифицированные сотрудники».
«Отнимают наше время».
«Основная масса сотрудников – это промоперсонал. Они работают по факту без стажировки».
«Дирекция считает, что нецелесообразно тратить время основного персонала на обучение стажеров».
«Затрудняюсь ответить» - 9%
«Хотим начать практику».
«По-разному бывает».
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 16-27 ноября 2012 года
Исследуемая совокупность: работодатели, принимающие сотрудников на стажировку
Размер выборки: 500 респондентов
Вопрос:
«Оплачиваете ли вы труд стажеров?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
да, наравне со штатными сотрудниками компании, занимающими сходные должности | 25% | |
да, но в меньшем размере, чем штатным сотрудникам компании | 51% | |
нет | 17% | |
затрудняюсь ответить | 7% |
Вариант ответа | Март 2010 | Ноябрь 2012 |
да, наравне со штатными сотрудниками компании, занимающими сходные должности | 16% | 25% |
да, но в меньшем размере, чем штатным сотрудникам компании | 51% | 51% |
нет | 25% | 17% |
затрудняюсь ответить | 8% | 7% |
Некоторые комментарии респондентов:
«Да, наравне со штатными сотрудниками компании, занимающими сходные должности» - 25%
«Но только если пройдут стажировку успешно».
«Нет» - 17%
«На стажировке – нет. Далее можем принять понравившегося молодого специалиста на работу с неполной занятостью или гибким графиком с более низкой зарплатой».
«Информируем заранее – стажировка 2 дня и неоплачиваемая».
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 16-23 ноября 2012 года
Исследуемая совокупность: работодатели, принимающие сотрудников на стажировку
Размер выборки: 500 респондентов
Вопрос:
«Ваша компания принимает стажеров…»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
время от времени | 34% | |
регулярно, но определенной программы стажировок не имеет | 21% | |
в нашей компании действует программа стажировок | 39% | |
затрудняюсь ответить | 6% |
Вариант ответа | Март 2010 | Ноябрь 2012 |
время от времени | 47% | 34% |
регулярно, но определенной программы стажировок не имеет | 17% | 21% |
в нашей компании действует программа стажировок | 30% | 39% |
затрудняюсь ответить | 6% | 6% |
Некоторые комментарии респондентов:
«Время от времени» - 34%
«По мере необходимости. На сегодняшний день в нашей компании стажируются учащиеся торгового училища. Молодые специалисты – наше будущее, наше все!»
«Регулярно, но определенной программы стажировок не имеет» - 21%
«Всегда можно обратиться в компанию».
«В нашей компании действует программа стажировок» - 39%
«Для определенной категории сотрудников».
«Стажировки проводятся для студентов, проходящих у нас практику. При условии успешного прохождения стажировки студенты имеют возможность остаться на постоянную работу».
«После стажировки сотрудник проходит аттестацию (представление презентации, ответ на задания, защита проекта), по итогам принимается решение о продолжении работы с ним».
«Программа стажировки включает основные задачи и материалы, которые необходимо изучить и выполнить сотруднику в период адаптации в новой должности. Стажировка специалистов – от 2 до 3 месяцев, руководителей – от 3 до 6 мес. После стажировки сотрудник проходит аттестацию (представление презентации, ответ на задания, защита проекта), по итогам которой принимается решение о продолжении работы с ним».
«Программа на 3 месяца – закрепляется наставник, ведется подготовка к прохождению аттестации для приема в штат».
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 16-27 ноября 2012 года
Исследуемая совокупность: работодатели, принимающие сотрудников на стажировку
Размер выборки: 500 респондентов
Вопрос:
«Как вы подбираете стажеров в свою компанию?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
стажеры обращаются сами | 24% | |
подыскиваем среди студентов вузов, колледжей | 20% | |
подыскиваем среди родственников и знакомых сотрудников компании | 3% | |
публикуем соответствующие вакансии | 42% | |
другое (в комментариях, пожалуйста, укажите, как именно) | 4% | |
затрудняюсь ответить | 7% |
Вариант ответа | Март 2010 | Ноябрь 2012 |
стажеры обращаются сами | 29% | 24% |
подыскиваем среди студентов вузов, колледжей | 14% | 20% |
подыскиваем среди родственников и знакомых сотрудников компании | 8% | 3% |
публикуем соответствующие вакансии | 40% | 42% |
другое (в комментариях, пожалуйста, укажите, как именно) | 1% | 4% |
затрудняюсь ответить | 8% | 7% |
Некоторые комментарии респондентов:
«Публикуем соответствующие вакансии» - 42%
«Используем разные источники».
«Другое (в комментариях, пожалуйста, укажите, как именно)» - 4%
«Все вместе: подыскиваем среди студентов вузов, колледжей, публикуем вакансии, стажеры обращаются сами».
«Ищем среди желающих работать».
«Используем широкий спектр СМИ, а также принимаем активное участие в госпрограммах по подбору персонала. Взаимодействуем с вузами и кадровыми агентствами».
«Ищем сами в сети интернет».
«Компания принимает стажеров из числа кандидатов на должность. Стажировка в компании – это своего рода последнее испытание при приеме на работу, в ходе которого работодатель смотрит на потенциал сотрудника, на его степень ответственности и желание работать».
«Ищем в социальных сетях».
«Даем шанс после аттестации».
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.