Несмотря на кризис, представители ведущих кинопрокатных сетей бодро рапортуют о росте кассовых сборов и небывалом наплыве посетителей. Тем не менее специалисты считают, что кинотеатры ждет финансовая катастрофа уже в ближайшем будущем: некоторые прогнозируют падение сборов до нуля уже к концу года. Какова реальная ситуация в отрасли и чем она может обернуться для зрителей, разбирался корреспондент «МП».
Когда финансовый кризис только начинался, аналитики хором уверяли, что в первую очередь он ударит по сфере досуга. Скорую и неминуемую кончину предрекали не только кинотеатрам, но и ресторанам, клубам, интернет-кафе, торговым центрам. И в то время эти ожидания выглядели вполне обоснованными. Казалось очевидным, что любой адекватный человек в сложившихся условиях первым делом откажется от атрибутов красивой жизни, нанеся развлекательным заведениям непоправимый урон.
Однако реальная жизнь в очередной раз показала, что люди в своих повседневных поступках руководствуются далеко не одной лишь логикой. Выяснилось, что россияне пытаются найти спасение от кризиса не в скромности, умеренности и экономии, а в привычных развлечениях. Ситуация в российском кинопрокате свидетельствует об этом как нельзя лучше: за истекшие шесть месяцев общие кассовые сборы по стране выросли на 18 с половиной процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Одновременно увеличилось на 10 процентов и число посетителей кинотеатров. Именно такие цифры опубликовали недавно эксперты из отраслевой аналитической конторы Movie Research Company. И в справедливости их выводов может легко убедиться каждый москвич, просто заглянув в выходные в ближайший кинотеатр и полюбовавшись на очереди в кассу. По субботам и воскресеньям залы по-прежнему до отказа забиты любителями экранного искусства, а билеты на все громкие премьеры раскупаются буквально за считанные часы. Бешеный спрос на продукцию киностудий позволяет прокатчикам держать цены на билеты на докризисном уровне - согласно статистике, сегодня посещение одного сеанса обходится горожанину в среднем в 160 рублей, как и в минувшем году.
И все же косвенные данные свидетельствуют о том, что пресловутая «вторая волна кризиса», которую многие экономисты ожидают ближе к зиме, пройдется по отечественному кинопрокату так, что мало не покажется. Первые тревожные звоночки уже зазвенели, хотя флагманы отрасли предпочитают их демонстративно игнорировать.
Во-первых, речь идет о том, что ощутимо изменились объем и структура дохода кинотеатров. Владельцы крупных сетей констатируют, что все больше зрителей выбирают для просмотра заинтересовавшего их фильма утренние сеансы, традиционно более дешевые. Во-вторых, если раньше едва ли не каждый посетитель вместе с билетом непременно покупал попкорн и напиток, то сегодня люди предпочитают потерпеть пару часов без лакомств или незаметно принести все необходимое с собой.
В-третьих, серьезные трудности испытывают российские киностудии, что сказывается на прокатчиках самым негативным образом. Ведь, как это ни удивительно, заметную часть сборов - больше 40 процентов - им обеспечивают именно ленты отечественного производства, а их количество в этом году разом сократилось на 20 процентов. Да еще и продюсеры поскупились на громкие премьеры. Из-за этого во втором квартале нынешнего года русские картины собрали уже на 880,5 миллиона рублей меньше, чем в первом. Разница, что называется, налицо.
Но и это, к сожалению, еще не все. По данным, опубликованным недавно Российской ассоциацией кинопрокатчиков, в 2009 году количество новых фильмов, которые смогут увидеть россияне, сократится как минимум на треть.
И дело здесь отнюдь не только в том, что наши студии производят слишком мало фильмов и при этом не особенно заботятся об их качестве. Как выяснилось, у прокатчиков просто-напросто нет денег, чтобы закупать новинки за рубежом. Нет, конечно, самые знаковые фильмы года нам покажут, об отказе от важнейших мировых премьер пока речи не идет. Но все-таки кое-что мы уже пропустили, и этого «кое-чего», видимо, с каждым месяцем будет становиться все больше. Как это повлияет на доходность кинотеатров, несложно догадаться - ведь ни для кого не секрет, что западные фильмы по-прежнему котируются у нас на порядок выше, чем российские.
Смогут ли владельцы кинозалов найти выход из этого, прямо скажем, заколдованного круга? Ведь они не могут даже уповать на чудесную помощь нашего вечного «деус экс махина» - государственного чиновника, у которого студии могли бы выпросить денег на съемки более-менее приличного фильма. К их несчастью, уже объявлено, что государственное дотирование кинематографической отрасли в этом году будет урезано.
На самом деле, если внимательно рассмотреть все изложенные выше факты, то можно прийти к выводу, что российская киноиндустрия фактически сама загнала себя в угол. И выход из него, соответственно, находится там же, где и вход. Ведь все говорит о том, что размеры зрительской аудитории в нашей стране остались практически неизменными, а кризис, возможно, будет даже способствовать ее увеличению. Падение же кассовых сборов связано главным образом с тем, что в прокате появляется все меньше достойных фильмов, способных привлечь внимание искушенного зрителя. Если российские киношники наконец сойдут со светлого пути, проторенного российским же автопромом, сосредоточатся и предложат нам действительно достойный продукт, никакие экономические потрясения им будут не страшны.
Но все эти рассуждения, конечно же, из области фантастики. Более реалистический сценарий развития событий скорее всего будет банален и предсказуем. Сначала кинотеатры поднимут цены на еду и напитки - причем многие из них уже с энтузиазмом взялись за это увлекательное занятие. Затем, понятное дело, начнут дорожать билеты. Когда этот ресурс также будет исчерпан, придет черед фильмов: количество зарубежных лент будет последовательно сокращаться вместе с бюджетами прокатчиков. На их место придет отечественный продукт все того же «фирменного» качества и даже хуже - если такое, конечно, возможно. Ведь в сытые годы можно было крыть массовыми сценами и спецэффектами, а в отсутствие денег все эти красивости придется ликвидировать... Что получится в итоге, не хочется даже думать. А когда самые убыточные кинотеатры в заштатных городах и окраинных районах все равно закроются, остатки прокатной сети может подмять под себя какая-нибудь мощная структура под руководством «официальных» кинематографических деятелей и, разумеется, с участием государства. Все ради поддержки отечественного кинопроизводителя, конечно же. И все это будет очень хорошо сочетаться с борьбой с пиратством, особенно в интернете. Эпоха видеопрокатов и домашних фильмотек возвращается?
Комментарии: Добавить комментарий
Этого и следовало ожидать...
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.