Как стать президентом, или История про карьеру, топор и кинобизнес
В российский прокат вышел новый блокбастер Тимура Бекмамбетова с впечатляющим названием «Президент Линкольн: охотник на вампиров в 3D». По этому случаю в московском отеле «Ритц Карлтон» состоялась пресс-конференция с создателями картины, на которую прилетел сам Тим Бертон, голливудский режиссер, так нежно любимый российскими зрителями (и один из продюсеров фильма).
Корреспондент iworker помучил вопросами живого Бертона и не менее живого Бекмамбетова, посмотрел кино и сделал пару любопытных выводов: конечно же, о профессионализме и неожиданных карьерных метафорах вампирского «Линкольна».
Карьера с президентом: топор – красноречие – топор
Cюжет блокбастера на первый взгляд примитивен: мать Авраама Линкольна была убита вампиром (в наличии повод для мести), а мальчика спас «добрый» вампир Генри (обязательный «знающий» наставник). Он обучил Авраама охоте на вампиров, и будущий президент Соединенных Штатов расправляется с ними своим топором, трансформирующимся в крутое ружье. Кровососов поддерживают рабовладельцы, и именно уничтожение всех этих монстров приведет главного героя к… президентскому посту.
Фильм охватывает 45 лет жизни Линкольна (1820-1865), вплоть до его убийства. И все эти годы Авраам (для близких «Эйб») сражается с мертвецами (это «темная», скрытая от глаз, сторона его знаменитой жизни), и проповедует идеалы свободы и справедливости.
Картина снималась по роману популярного писателя Сета Грэма-Смита, мастера литературного мэшапа (от англ. «mashup» – смешение), прославившегося романом «Гордость и предубеждение и зомби», где герои Джейн Остин, как вы догадываетесь, отражают нашествие живых мертвецов.
На роль президента Линкольна, который ни много ни мало является национальным героем американцев, «иконой» и образцом для подражания, выбрали неизвестного широкой публике молодого актера Бенджамина Уокера. Бедняге пришлось сбросить 14 килограммов и пройти сотни часов изнурительной подготовки (отработка боев, растяжка, йога, бокс и бесконечные тренировки с излюбленным оружием персонажа – топором особой конструкции и заточки).
Поскольку дьявол – в деталях, добавим еще пару штрихов: для съемок было изготовлено около 40 топоров, костюмы шились на пяти фабриках в Риме, Венгрии и Америке, над гримом и прическами работало более 60 человек (одного только Бена гримировали по шесть часов каждый съемочный день!). В общем, как вы понимаете, акцент делался на крутых съемках и феерических сценах. Их – в количестве (например, Линкольн преследует своего врага-кровососа в табуне бегущих лошадей). Блокбастер все-таки!
Но нам, конечно, интересны не 3D-мустанги и не впечатляющие клыки монстров, а совсем другое: примерно в середине киноповествования обнаруживается классический конфликт слова и дела. «Добрый» вампир и наставник Генри уверен, что кровососов надо продолжать мочить испытанным средством – то есть грубо, грязно, кроваво и вручную. А Линкольн уверен, что пора занять президентское кресло, то есть уйти в политику, поскольку пламенные речи и политические инструменты дают больше преимуществ в борьбе с силами зла. Герой так и заявляет: «Я собирался сражаться, но не топором, а словами и идеями, и на тот момент они казались более сильным оружием».
Знакомый конфликт? Увы, друзья, это наивное заблуждение! Создатели фильма недвусмысленно объясняют зрителям: карьера президента – дело хорошее, но без топора (ружья, палки, или, на худой конец, серебряной вилки – она там тоже летает в 3D-формате) карьеру национального героя никак не построишь! Хочешь красиво говорить – говори, но с оружием все-таки не расставайся: тренируйся, закаляйся и всегда будь готов зарубить вредную нежить – будь то вампиры, зомби или просто нехорошие ребята, мешающие жить. В конце концов, кровососы – всего лишь метафора, это и Бекмамбетову очевидно:
– Да, выразительная метафора, а как же иначе? Это все вокруг нас происходит: кого-то высасывают, энергию отбирают… А самое страшное в наших вампирах то, что они – часть повседневной жизни людей. Они везде и нигде одновременно. Это и представляет наибольшую угрозу.
Кстати, писатель Грэм-Смит, «соединитель несоединимого», с такой позицией заочно вполне солидарен: «Да, они не романтичны и не забавны, и определенно не выглядят привлекательно. Это не особы благородных кровей, живущие в замках, как Дракула Брэма Стокера. Эти вампиры кровожадные и коварные – и что самое ужасное, они проникли в наш быт, они везде – среди кузнецов, аптекарей, банкиров…».
Ну, ничего, друзья, пока у нации есть крутой мужик с топором, ужасные силы зла – кем бы они ни были – такую страну не одолеют. В Штатах с этим, конечно же, все хорошо, а вот остальному миру пора бы призадуматься… Во всяком случае, смысл считывается именно такой. К слову, Бекмамбетов заметил на пресс-конференции:
– Я задал себе вопрос: а кто является президентом Линкольном для российского зрителя? Кто для нас та самая «икона», кому хочется так же подражать? И тогда я понял, что мы, похоже, что-то упустили. Такого однозначного героя у нас пока еще нет, мы его не создали. С другой стороны, когда у американцев появился Линкольн, со Дня независимости Штатов прошло уже 80 лет. А наша страна еще очень молода (все-таки юридически нам только 20 лет), так что она еще находится в поиске. Кстати, сейчас мы готовим к производству фильм, посвященный одному из таких персонажей – это Георгий Победоносец. Чем не русская икона? Охотиться он, конечно, тоже будет – но только на драконов… (в зале смех, Бекмамбетов загадочно улыбается – примечание редакции).
В общем, так: у них – вампиры, у нас – драконы. В Штатах есть кому достойно сражаться (в финале картины наставник Генри вербует в баре нового (чернокожего) героя, поразительно похожего на Обаму), а Россия пока – ну, упс, сами выкручивайтесь… Такая вот незамысловатая метафора.
Карьера с Тимуром Бекмамбетовым: тренд – блокбастер – Голливуд
Режиссер Тимур Бекмамбетов в представлении не нуждается: его «Дозоры» не посмотрел только ленивый, «Ночной дозор» (2004 г.) собрал рекордную для России кассу в 16,7 млн долларов, а права на международную дистрибуцию «Дневного» приобрела кинокомпания Fox Searchlight Pictures (подразделение киногиганта «20th Century Fox»). Первым дебютом российского режиссера в Голливуде стал экшн «Особо опасен» (2008 г.) с Анджелиной Джоли в главной роли, собравший в мировом прокате аж 341 миллион долларов. В этом году Бекмамбетов получил премию «Зарубежный кинематографист года» на официальной конвенции Национальной ассоциации владельцев кинотеатров США. Такая вот скромная прелюдия.
Ни для кого не секрет, что Тимур прекрасно снимает блокбастеры – если идешь на такой фильм, не сомневаешься, что будет зрелищно, эффектно, мощно – короче, не по-детски круто. Да, и обязательно, модно! Боевик «Особо опасен» с конспирологическим сюжетом о тайном братстве киллеров отлично вписался в популярные кинотемы…
Впрочем, обвинения журналистов в том, что новая картина почти стопроцентно попадает в тренд (бурная «вампиризация» кинематографа) ни режиссера, ни продюсеров не смутили – ответ на этот вопрос был, очевидно, продуман заранее, и хорошо обоснован.
Маэстро Бертон ответил подкупающе просто:
– Про вампиров рассказывали истории еще до появления кино, причем здесь тренд? Мне просто понравилась сама идея – я вообще люблю вампиров, они мне нравятся! Я рос с Кристофером Ли (известный английский актер, снялся в 69 фильмах ужасов, прославился как исполнитель ролей графа Дракулы – примечание редакции). Кто-то думает, будто я сам вампир…
Зная фильмографию Тима Бертона – возразить сложно.
Тимуру Бекмамбетову пришлось аргументировать чуть более изобретательно:
– В этом фильме неожиданным образом объединились два мира, которые я создавал в предыдущие 20 лет. В 90-е годы мы снимали серию роликов, с Линкольном, в том числе (имеется в виду культовая рекламная кампания «Всемирная история. Банк Империал» – примечание редакции), потом уже были вампиры из «Дозоров». А теперь вот эта картина…
Одним словом, если хочешь сделать режиссерскую карьеру в Штатах, надо уметь дружить с полезными людьми (продюсер Джим Лемли? Тим Бертон?) и соответствовать голливудским стандартам. Впрочем, профессионалам эти простые принципы объяснять не нужно.
Что касается «американского признания» и вопросов о нашествии русских в Голливуд, сам Бекмамбетов ответил с уверенностью:
– А в Лос-Анджелесе, знаете, каждой твари – по паре. В этом городе не по национальному признаку собираются, а по профессиональному.
И сразу же добавил:
– Кстати, а почему вы спрашиваете о популярности именно меня? Многие русские режиссеры в Голливуде успешно работали: Кончаловский, например, Бодров…
В общем, доля «нескромной скромности» тоже не помешает. Вот такие рецепты успеха.
Юлия Ульянова
Трейлер фильма:
Комментарии: Добавить комментарий
Как изящно автор дает понять о качестве этого киношедевра.
Да-да, именно что зрелищный блокбастер - но по-моему это сразу очевидно, не понимаю, чего еще народ ожидал от этого кино? Или имя Бертона так магически действует? Ну так он там продюсер же, не режиссер.
Автору статьи спасибо - мысль про построение карьеры словом и делом, и про навязывание голливудских версий жизненных ценностей интересная.
Кино я кстати потом посмотрел-таки. С попкорном, ясное дело.
Интересно у нас народ пойдет в кино смотреть, как Линкольн мочит вампиров? Что-то я сомневаюсь.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.