Рейтинг@Mail.ru
    В XXI веке социальные сети и блоги стали неотъемлемой частью Всемирной паутины. Самыми известными и популярными соцсетями и блоговыми сервисами в Рунете сегодня являются ресурсы Vkontakte.ru, LiveJournal.com, Liveinternet.ru, MySpace.ru, Odnoklassniki.ru, набирают обороты Twitter.com и Facebook.com и прочие аналогичные сервисы.

    Согласно последнему совместному исследованию компании "Яндекс" и Фонда общественного мнения, на долю России в этом пространстве приходится 5% от всей блоговой активности: всего в Рунете 7,4 млн блогов, из них 12% ведутся в регулярном режиме. Представители крупнейших социальных сетей - Vkontakte.ru и Odnoklassniki.ru - публично заявляют, что количество зарегистрированных пользователей у каждой из них превышает 40 миллионов.

    Помимо разговоров ни о чем, споров, болтовни, фотографий каждый день пользователи ведут активную дискуссию о компаниях, их товарах, услугах, обмениваются мнениями и впечатлениями. Излюбленным занятием многих офисных служащих является обсуждение в Сети, в том числе в блогах и соцсетях, собственных компаний: их норм и правил, продуктивности работы, нравов и прочих тонких нюансов, которые, если руководствоваться нормами трудовой этики, разглашению не подлежат.

    В результате один пост в блоге или дискуссия в соцсети очевидно может нанести серьезный ущерб репутации компании или же, наоборот, сделать ее привлекательной, показать в выгодном свете. Активность сотрудников компании в Сети может стать и угрозой в смысле "инсайдерских сливов", которые можно представить как разглашение коммерческой тайны. Таким образом, социальные сети и блогосервисы могут быть ресурсами, которые способны нанести ущерб не только репутации, но и деловым интересам того или иного предприятия.

    Множество наглядных примеров разглашения "сливов" внутренней корпоративной информации, в том числе, негативной, можно просмотреть в специализированных группах на сайтах Odnoklassniki.ru или Vkontakte.ru. Работники компаний создают группы, где открыто обсуждают недостатки различных работодателей (названия которых также указаны в сообщениях), заработную плату, жалуются на начальство или же наоборот, хвалят то место, где они работают.

    Между тем на Западе уже давно говорят о том, что информация о компании или работодателе, опубликованная в соцсети или блоге, может нести за собой печальные последствия, а несколько невинно брошенных слов - запросто сыграть против автора. Так, например, в Чикаго квартиросъемщица Аманда Боннен написала в своем микроблоге на Twitter.com о сырости в квартире, тем самым, якобы, нанеся вред репутации компании.

    "Кто сказал, что плохо спать в квартире, где есть плесень? Домовладельческая компания Horizon Group считает, что это в порядке вещей", - пожаловалась Аманда своим друзьям. Horizon Group оценили ущерб, причиненный им, в 50 тысяч долларов. Заявление истца посчитали "безрассудным", а с Аманды Боннен ничего не взыскали. Но после этого случая прошла волна комментариев среди журналистов, блогеров и правоведов. Данная история широко обсуждалась в американской прессе, где модным стало предостережение "Be careful what you tweet".

    Подобные предупреждения звучат уже и на российских просторах, правда, от самих пользователей. Так, например, в упомянутых "Одноклассниках", существует "Нефтегазовый клуб" - форум, где основными участниками являются сотрудники ведущих нефтегазовых компаний России. Эта группа, открытая для всех пользователей соцсети, предоставляет обширный материал для размышления. Там можно найти почти все - информацию о размере зарплат, о характерах начальников и нравах сотрудников отдельных компаний и так далее. Нередки там и предупреждения: когда кто-то увлекается, ему осторожно напоминают, что "нефтянка" - круглая".

    Современные компании, вернее, их руководство, вынуждены воспринимать соцсети и блоги как данность, учитывать активность их сотрудников. В некоторых компаниях активно мониторят то, что пишут люди. Некоторые компании блокируют в офисе доступы к подобным ресурсам. В первую очередь, разумеется, это делается, чтобы сотрудники не отвлекались, но это снимает и момент напряженности - вспыливший на начальника не может сразу выплеснуть ненависть, например, в ЖЖ. Ему приходится ждать вечера, а к вечеру часто потребность вынести рабочие моменты на суд широкой публики отпадает.

    Говорить открыто о том, сталкиваются ли они с вредоносной активностью своих сотрудников в Интернете, крупные компании не любят. Многие из тех, к кому мы обратились за комментарием, отказались беседовать на данную тему, назвав ее чересчур щекотливой. Равно как избегают те, кто в неформальных разговорах признает данную проблему, открыто говорить о репрессивных мерах - однако очевидно, что удар по компании не может остаться безнаказанным.

    Некоторые утверждают, что у них в компаниях подобной проблемы нет. Так, например, Игорь Петров, директор по связям с общественностью группы "Онэксим", на вопрос о том, были ли у них проблемы, связанные с публикацией в Сети информации о группе ее же сотрудниками заявил: "У нас маленькая группа из 130 человек. Дружелюбный коллектив из молодых умных ребят. Интересы разные. Пересечений для конфликтов нет. Внутренней конкуренции тоже нет". Не было и проблем с со сливами инсайда в Сеть: "Игроки инсайда сами придумывают темы. Это их игры. Мы тут не при чем. Наш инвестиционный фонд закрыт в своих действиях". HR-директор компании " ЮниКредит Секьюритиз" Михаил Славнов сообщил, что его компания никогда не сталкивалась с проблемой конфликтов и выноса инсайда сотрудниками компании в Сеть, отметив, что это «технически невозможно».

    Признали открыто существование проблемы представители "Яндекса". По словам Романа Иванова, руководителя отдела коммуникационных сервисов компании, "Яндекс" сталкивался с проблемой чрезмерной и угрожающей репутации и внутренним отношениям в компании сетевой активности сотрудников. "В "Яндексе" есть поведенческие нормы, которые касаются разных сторон жизни, не только блогов (например, негативное мнение о работе коллег принято высказывать внутри компании, и для этого существует множество способов: от "прийти и поговорить" до письма на почтовую рассылку соответствующего сервиса или отдела). Каждый сотрудник подписывает NDA. Если он это соглашение нарушает, не важно где - в блогосфере или в офлайне, он несет за это ответственность".

    Более того, на вопрос "Интерфакса" о том, просили ли компании удалить из блогового реестра кэши записей, порочащих репутацию, представители "Яндекса" ответили тоже утвердительно. Антон Волнухин, руководитель сервиса "Поиск по блогам" пояснил: "Да, такие просьбы были.

    Поиск по блогам "Яндекса" перестает показывать сохраненную копию поста только после того, как был удален оригинал записи, и, как правило, только по запросу владельца блога, опубликовавшего этот пост". Также он добавил, что при обращении с подобными запросами третьей стороны, Яндекс предлагает обратиться к автору блога или владельцу блогхостинга. "Наш сервис - "зеркало" блогосферы. Мы лишь отражаем то, что в ней есть", - сказал он.

    Теги: социальные сети

    Комментарии: Добавить комментарий

    Пока нет комментариев.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.