Кавказские отношения и войны являются яркими, обагренные кровью, страницами в истории России, запутанными и малоизведанными, несмотря на огромное количество научных исследований.
С середины XVI века в Москву стали прибывать посольства от адыгеев, кабардинцев, аварцев, дагестанцев и осетин с челобитными, чтобы "их государь пожаловал, вступился за них, а их с землями взял к себе в холопи, а от крымского хана оборонил".
Первые русские крепости на Северном Кавказе, в том числе Терский городок, были построены во второй половине XVI века по просьбе влиятельных северокавказских владетелей, ведь дочь кабардинского князя Темрюка Идарова - княжна Кученей, во святом крещении Мария, в 1561 году стала русской царицей - женой Иоанна Грозного.
Терский городок был местом защиты «холопи» и к концу XVII века "под сенью дружеских штыков" к его стенам прилепились "слободы великие": "Черкасская", "Окоцкая", "Татарская" - с населением, в три раза превосходившим русское. Добровольные присягания на верность и подданство кавказских общин и владетелей есть исторический факт, как и нередко повторяющееся предложение "креститица". Течение этого процесса растянулось два столетия. Россия не искала в этих регионах материальных выгод или земли, а лишь укреплялась от давящих на нее, как и на всю Европу, Османской империи и Персии.
Осложняли процесс устойчивые междоусобицы между кавказскими князьями, которые стремились войти под эгиду Москвы, но резко возражали, когда это делали соседи-соперники. Россия уклонялась от их тяжб и попыток втягивания ее в борьбу с иранскими шахами и султаном, каждый раз поручая своим посольствам на месте проверить обстоятельства - "правды их видети". Несмотря на прошения дагестанских князей Россия, будучи в состоянии мира с шахом, признавала за дагестанскими правителями "обчее холопство" Ирану и Москве - то есть двоеданничество. Нежелание обострять отношения с Персией и Оттоманской империей, а, начиная с середины XVIII века, и с западными странами, побуждало к осторожности. Стоило русскому кавказскому командованию поддержать одну из группировок кавказских владетелей по их просьбе, как другая начинала искать поддержку у Порты или Крыма.
Три могучих империи: Россия, Турция и Персия - претендовали на владычество над Кавказом, бывшим издавна «воротами» из Азии в Европу. Отношение к этому соперничеству самих кавказских народов учитывалось, но явно недостаточно. Россия после двух войн с Персией (1804-1813 и 1826-1828 г.г.) и двух с Турцией (1806-1812 и 1828-1829 г.г.) отстояла права на Грузию, Армению, Азербайджан.
В результате народы Северо-Западного Кавказа «закрепились» за Россией. Однако горцы не были согласны с таким поворотом событий. Когда русский генерал объяснял черкесам, что турецкий султан уступил Кавказ русскому царю в дар, слушавший его старик горец показал на вспорхнувшую с дерева птичку и сказал: «Дарю тебе ее. Возьми, если сможешь».
На востоке Кавказских гор народы Дагестана признали власть царя (их правители получили даже генеральские чины и жалованья), но только потому, что в их горные районы русские не заглядывали.Как только начались попытки царской администрации навязать вольным обществам горцев российские законы и обычаи, на Северном Кавказе стало быстро расти недовольство. Особенно возмущали горцев запреты на набеги (род обычного промысла в горах), необходимость участвовать в строительстве крепостей, мостов и дорог, новые налоги, а также поддержка чиновниками местных феодалов. Так смешались противоречия, вызванные столкновением несхожих культур, традиций и законов, порожденные общественным неравенством горцев и действиями конкретных людей, обладавших властью.
Всю первую половину XIX века Кавказская война велась в основном в Чечне, Дагестане, на Северо-Западном Кавказе. Её продолжительность свидетельствует об упорстве сторон - монархического правительства России и кавказских горцев, объявивших священный газават против «неверных» пришельцев с севера. Силы и мощь сторон были неадекватными, как средства и цели той войны. Для России это была «война престижа», с различной степенью поражений и удач по усмирению горцев. Для кавказцев дело шло о защите национально-религиозной независимости, сохранении вековых исламских устоев.
Вновь вспыхнувшие на Кавказе в конце XX века локальные этнические конфликты и войны (Карабах) с началом перестройки и распадом СССР, длящиеся до наших дней, изрядно измотали экономику страны, деморализовали-подорвали дух и веру российских вооруженных сил, а также гражданского населения своей бессмыслицей и многочисленными напрасными людскими потерями. Затраты федерального бюджета на содержание своенравных российских кавказских республик измеряются ежегодно сотнями млрд. рублей, а отдачи никакой, кроме бесчисленных человеческих жертв и падения престижа России на мировой арене. Царская Россия, СССР, а потом Российская Федерация всегда была империей, и как всякая империя, чтобы существовать, вынуждена поддерживать целостность государства и свои границы.
Ныне, когда весь мир захлестнула волна демократизации и суверенности, силы воющих сторон на Кавказе качественно изменились. Теперь малочисленный, но хорошо обученный мобильный отряд горцев, вооруженный священной идеей газавата и самым совершенным в мире оружием, включая связь, может легко противостоять российским воинским частям, состоящим из молодых и неопытных бойцов, непонимающих во имя какой великой национальной идеи они здесь находятся. Засадная и партизанская тактика кавказцев вынудила российское командование вести оборонительную окопную войну, через блокпосты, редкие операции и практически безрезультатные зачистки с большим материальным уроном мирного населения.
Историческое геополитическое и покровительственное влияние России на малые кавказские народы и национальности безвозвратно утеряно. Имперские кавказские амбиции Ирана (Персии) и Турции также исчезли после итогов первой и второй Мировых войн, а также с приходом в эти страны демократии и объединением европейских государств. С этим фактом надо смириться и искать иные формы влияния на приграничных соседей, но только не экономические и военные.
Экономической пользы от Кавказа давно уже нет, а та, что есть, не окупает всех затрат России. Все кавказские правосубъекты являются дотационными. При этом вооруженные действия сторон с разрушающими последствиями вынуждают россиян из других регионов отдавать свои средства на восстановление разрушенного. Разрушать кавказские населенные пункты и потом их восстанавливать - очень дорогие мероприятия для федерального бюджета страны, в которой 2/3 поселков, городов и прочих населенных пунктов практически находятся в разрухе. При этом в России почти все рынки, супермаркеты, торговые точки, автозаправки, большие стройки, предприятия, добывающие нефть, газ и их перерабатывающие, принадлежат лицам кавказской национальности, т.е. практически все население страны работает на Кавказ.
Но самое главное, кавказцы расширили фокус священного газавата против «неверных», включив в него «российских федералов» - своих единоверцев, что, соответственно, только пуще разжигает пожар локальных этнических войн, которые не попадают под право, дипломатический ресурс и протокол. В России кавказские республики при их исторически правовом нигилизме давно стали реперными неиссякаемыми источниками и очагами геополитических, правовых, экономических, морально-нравственных, этических и духовных раковых метастаз, которые неумолимо пожирают здоровые органы государственной власти всех уровней, прогрессивной общественности и многонационального населения всей страны. России необходимо срочное хирургическое вмешательство, чтобы отсечь пораженные органы и очаги от заболевшего, но ещё вполне здорового духа и пока ещё крепкого тела страны
Комментарии: Добавить комментарий
Наташа, это твое?
Если да, то работа проведена очень серьезная и написано хорошо. С выводом не согласен. "Отсечь пораженные органы" - значит создать серьезный очаг нестабильности в регионе, к котороу примыкают Ставрополье и Краснодарский край, а также ряд республик, которые, возможно, совсем и не думают отделяться. Например, Осетия, Кабарда, Адыгея, Дагестан. Да и хотят ли того же сами жители Чечни и Ингушетии? Не боевики, а именно мирное население? Надо узнать. Стало быть, референдум. Итоги референдума в нынешней ситуации предсказуемы: 200% населения "за".
Думаю, есть и другие соображения, чтобы не отпускать Кавказ, недаром столько денег в него вбухивают.
Только начинать, мне кажется, надо с другого.
Свой вариант ответа на вопрос написал несколько ниже (то есть, ранее).
Или можно прочитать вот здесь: http://stalnik.livejournal.com/2329.html
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.