Давайте поговорим о Новом годе. Надо сказать, что сам этот праздник, его символы и ритуалы испытывают большое давление времени, моды, рекламы и даже идеологии. Мы все больше удаляемся от истоков. Сегодня на запрос "фото Дед Мороз" и "фото Санта Клаус" Интернет вам выдаст пару десятков одних и тех же имиджей - старички в красных шубах и шапках, с седой бородой, мешком подарков и посохом.
Путаница с праздниками, которой мы увлеклись в последние 10 лет, вызвала хаос и в символике - это с одной стороны. С другой - Дед Мороз, Снегурочка и Санта принадлежат всем и являются мегабрендами, которые используют все кому не лень и так, как им заблагорассудится. О достоверности никто и не помышляет. В целом, можно сказать, что Дед Мороз более сказочный, мифологический персонаж. В отличие от Санты, он только учится технологии продаж. Санта же родился как коммерческий проект и продолжает существовать по законам этого жанра.
Если брать этих двух главных персонажей, то при всем кажущемся сходстве отличий у них больше, чем общих черт. Начать хотя бы с того, что Дед Мороз - это символ православного Нового года, а Санта-Клаус - католического Рождества. Дед Мороз - рослый, атлетичного сложения мужчина во цвете лет, а Санта - гном, старичок. У Деда Мороза есть внучка Снегурочка, умница и красавица, у Санты - только эльфы.
Дед Мороз, которого мы с вами знаем с детства, датирован 1935 годом, и обязаны мы его появлению специальному указу Постышева о праздновании советского Нового года (вообще, празднование Нового года на Руси и тоже специальным указом ввел Петр Первый). После Октябрьской революции Рождество было упразднено за ненадобностью, для нового праздника понадобился свой символ и свой ритуал. Вспомнили о языческом божестве из древнеславянских сказок, который и стал прообразом Деда Мороза. Морозко, трескун - повелитель холода довольно злобного нрава. В давние времена с наступлением зимы было принято задабривать его разными приношениями, чтобы не был жесток с холодами, уберег урожай и живность, им пугали и непослушных детей. От прикосновения его посоха вода превращалась в лед, деревья замерзали, его дыханием была стужа. Он описывается высоким, крепким мужчиной, богатырем, в длинной шубе синего или фиолетового цвета, как и подобает мистическому персонажу родом с крайнего Севера.
С подачи большевиков имиджем нового символа занялись сказочники всех мастей - советские писатели, художники, поэты, кинематографисты и музыканты. Все вместе они и "сочинили" образ Деда Мороза - рослый, могучий, седая борода, колпак и длинная шуба в тон, отороченные белым лебяжьим пухом, кушак. Синий цвет впоследствии стал вытесняться более нарядным красным, более жизнерадостным, открытым, эмоциональным. На шубе появилась вышивка (сейчас, когда новогодние праздники у нас продолжаются две недели, это кажется вполне оправданным). Обувь - огромные сапоги или валенки, на руках - рукавицы. Его посох - волшебный, с набалдашником. Он не носит очки и не курит трубку, как это делает Санта. "Наш" ездит на санях, запряженных тройкой породистых лошадей, в отличие от Санты, который управляет упряжкой из 8 оленей. Кроме Снегурочки Деда Мороза всегда сопровождает свита - снеговики, которые несут мешки с подарками, птицы и другие обитатели леса.
Наш Дед Мороз сохранил статность воеводы, он крепок, у него сильный голос и повелительная манера говорить. Он царственен, справедлив. Как и подобает представителям высшего сословия, всегда заставляет себя ждать. Свои дары он раздает на свое усмотрение, его подарок нужно заслужить, как-то отличиться. Эта вечная сказка о том, что воздастся+
Генеалогическое древо Санта-Клауса ведет нас к одному из самых почитаемых христианских святых, святому Николаю (Санта-Клаус - искаженное в голландском произношении имя этого святого). Первые описания Санты встречаются в скандинавских сказках, где он представлялся странноватым карликом, носящим одежду зеленого цвета, шляпу, украшенную кокардой из ветки остролиста и курящим трубку!
Как символ Санта появился за два столетия до того, как его образ обрел форму. Вначале было слово: стихи "Ночь перед рождеством", написанные Кларком Муром, профессором колумбийского университета, для своих детей. В нем рассказывается о святом Николае, который ночью перед Рождеством, когда засыпают мыши, бросает в каминную трубу, где жили три бедные сестры, золотые монеты, которые попали точно в их чулки, сушившиеся у очага. Отсюда пошел обычай в ночь перед Рождеством оставлять башмаки или носки для подарков у кровати, чтобы утром найти в них подарки. Сказка лежала долгое время, пока не была напечатана в одной газете. Стихи перепечатали десятки других изданий.
"Современный" имидж Санты приписывают американскому карикатуристу Томасу Насту, который нарисовал его для праздничного выпуска журнала Harper's Weekly, именно он переодел Санту в красный короткий кафтан, перехваченный ремнем, красный колпак с помпоном, дал ему в руки мешок с подарками и католический посох с загнутым верхом. Продажи журнала возросли, но самому Санте было еще далеко до мировой популярности. Пока в 1930 году к нему не приложила руку компания "Кока-кола", которая решила использовать Санту в своей рекламной кампании. И делала это из года в год, добавляя к становящемуся все более популярным символу все новые детали. В отличие от Деда Мороза Санта-Клаус выглядит более добродушным, демократичным, у него легкий нрав и лукавый взгляд.
Санта - коммерческий бренд, у которого есть собственная резиденция (Лапландия). Впрочем, недавно и наш Дед Мороз обзавелся своими хоромами в Великом Устюге.
У Деда Мороза и Санты есть аналоги, чего не скажешь о Снегурочке. Вот уж действительно ноу-хау. Снегурочка появилась как персонаж сказки Афанасьева "Снегурочка". Бездетные старики слепили себе из снега внучку, чтобы скрасить свое одиночество. На праздник Ивана Купала Снегурочка растаяла, чтобы появиться в другом народном эпосе - новогоднем. Ее наряд - традиционный среднерусский зимний наряд - шубка синего цвета (в отличие от Деда Мороза, цвет именно синий, красного в ее гардеробе нет), отороченная белым мехом, длинная русая коса, белая шапочка, сапожки с вышивкой - образ невесты. Но она - девушка с судьбой, историей и миссией, преисполненная чувства долга и знания своей особой роли. Ей никогда не обрести простого человеческого счастья. В ней сочетается такая женская милость и недоступность, холодность - это ли не готовый архетип, так и хочется сказать: все мы родом из детства. Образ Снегурочки в наше время, пожалуй, получил наибольшее развитие, в отличие от более канонического образа Деда Мороза. Недосказанность самой истории Снегурочки рождает массу версий, и можно говорить о том, что имидж Снегурочки продолжает меняться. Она реагирует на моду, Снегурочка меняет наряды в зависимости от тенденций сезона, предстает в самых разных ролях в рекламе и не перестает вызывать романтические чувства у противоположного пола, образ Снегурочки по популярности сопоставим с образами медсестры, стюардессы или учительницы.
http://www.dni.ru
Путаница с праздниками, которой мы увлеклись в последние 10 лет, вызвала хаос и в символике - это с одной стороны. С другой - Дед Мороз, Снегурочка и Санта принадлежат всем и являются мегабрендами, которые используют все кому не лень и так, как им заблагорассудится. О достоверности никто и не помышляет. В целом, можно сказать, что Дед Мороз более сказочный, мифологический персонаж. В отличие от Санты, он только учится технологии продаж. Санта же родился как коммерческий проект и продолжает существовать по законам этого жанра.
Если брать этих двух главных персонажей, то при всем кажущемся сходстве отличий у них больше, чем общих черт. Начать хотя бы с того, что Дед Мороз - это символ православного Нового года, а Санта-Клаус - католического Рождества. Дед Мороз - рослый, атлетичного сложения мужчина во цвете лет, а Санта - гном, старичок. У Деда Мороза есть внучка Снегурочка, умница и красавица, у Санты - только эльфы.
Дед Мороз, которого мы с вами знаем с детства, датирован 1935 годом, и обязаны мы его появлению специальному указу Постышева о праздновании советского Нового года (вообще, празднование Нового года на Руси и тоже специальным указом ввел Петр Первый). После Октябрьской революции Рождество было упразднено за ненадобностью, для нового праздника понадобился свой символ и свой ритуал. Вспомнили о языческом божестве из древнеславянских сказок, который и стал прообразом Деда Мороза. Морозко, трескун - повелитель холода довольно злобного нрава. В давние времена с наступлением зимы было принято задабривать его разными приношениями, чтобы не был жесток с холодами, уберег урожай и живность, им пугали и непослушных детей. От прикосновения его посоха вода превращалась в лед, деревья замерзали, его дыханием была стужа. Он описывается высоким, крепким мужчиной, богатырем, в длинной шубе синего или фиолетового цвета, как и подобает мистическому персонажу родом с крайнего Севера.
С подачи большевиков имиджем нового символа занялись сказочники всех мастей - советские писатели, художники, поэты, кинематографисты и музыканты. Все вместе они и "сочинили" образ Деда Мороза - рослый, могучий, седая борода, колпак и длинная шуба в тон, отороченные белым лебяжьим пухом, кушак. Синий цвет впоследствии стал вытесняться более нарядным красным, более жизнерадостным, открытым, эмоциональным. На шубе появилась вышивка (сейчас, когда новогодние праздники у нас продолжаются две недели, это кажется вполне оправданным). Обувь - огромные сапоги или валенки, на руках - рукавицы. Его посох - волшебный, с набалдашником. Он не носит очки и не курит трубку, как это делает Санта. "Наш" ездит на санях, запряженных тройкой породистых лошадей, в отличие от Санты, который управляет упряжкой из 8 оленей. Кроме Снегурочки Деда Мороза всегда сопровождает свита - снеговики, которые несут мешки с подарками, птицы и другие обитатели леса.
Наш Дед Мороз сохранил статность воеводы, он крепок, у него сильный голос и повелительная манера говорить. Он царственен, справедлив. Как и подобает представителям высшего сословия, всегда заставляет себя ждать. Свои дары он раздает на свое усмотрение, его подарок нужно заслужить, как-то отличиться. Эта вечная сказка о том, что воздастся+
Генеалогическое древо Санта-Клауса ведет нас к одному из самых почитаемых христианских святых, святому Николаю (Санта-Клаус - искаженное в голландском произношении имя этого святого). Первые описания Санты встречаются в скандинавских сказках, где он представлялся странноватым карликом, носящим одежду зеленого цвета, шляпу, украшенную кокардой из ветки остролиста и курящим трубку!
Как символ Санта появился за два столетия до того, как его образ обрел форму. Вначале было слово: стихи "Ночь перед рождеством", написанные Кларком Муром, профессором колумбийского университета, для своих детей. В нем рассказывается о святом Николае, который ночью перед Рождеством, когда засыпают мыши, бросает в каминную трубу, где жили три бедные сестры, золотые монеты, которые попали точно в их чулки, сушившиеся у очага. Отсюда пошел обычай в ночь перед Рождеством оставлять башмаки или носки для подарков у кровати, чтобы утром найти в них подарки. Сказка лежала долгое время, пока не была напечатана в одной газете. Стихи перепечатали десятки других изданий.
"Современный" имидж Санты приписывают американскому карикатуристу Томасу Насту, который нарисовал его для праздничного выпуска журнала Harper's Weekly, именно он переодел Санту в красный короткий кафтан, перехваченный ремнем, красный колпак с помпоном, дал ему в руки мешок с подарками и католический посох с загнутым верхом. Продажи журнала возросли, но самому Санте было еще далеко до мировой популярности. Пока в 1930 году к нему не приложила руку компания "Кока-кола", которая решила использовать Санту в своей рекламной кампании. И делала это из года в год, добавляя к становящемуся все более популярным символу все новые детали. В отличие от Деда Мороза Санта-Клаус выглядит более добродушным, демократичным, у него легкий нрав и лукавый взгляд.
Санта - коммерческий бренд, у которого есть собственная резиденция (Лапландия). Впрочем, недавно и наш Дед Мороз обзавелся своими хоромами в Великом Устюге.
У Деда Мороза и Санты есть аналоги, чего не скажешь о Снегурочке. Вот уж действительно ноу-хау. Снегурочка появилась как персонаж сказки Афанасьева "Снегурочка". Бездетные старики слепили себе из снега внучку, чтобы скрасить свое одиночество. На праздник Ивана Купала Снегурочка растаяла, чтобы появиться в другом народном эпосе - новогоднем. Ее наряд - традиционный среднерусский зимний наряд - шубка синего цвета (в отличие от Деда Мороза, цвет именно синий, красного в ее гардеробе нет), отороченная белым мехом, длинная русая коса, белая шапочка, сапожки с вышивкой - образ невесты. Но она - девушка с судьбой, историей и миссией, преисполненная чувства долга и знания своей особой роли. Ей никогда не обрести простого человеческого счастья. В ней сочетается такая женская милость и недоступность, холодность - это ли не готовый архетип, так и хочется сказать: все мы родом из детства. Образ Снегурочки в наше время, пожалуй, получил наибольшее развитие, в отличие от более канонического образа Деда Мороза. Недосказанность самой истории Снегурочки рождает массу версий, и можно говорить о том, что имидж Снегурочки продолжает меняться. Она реагирует на моду, Снегурочка меняет наряды в зависимости от тенденций сезона, предстает в самых разных ролях в рекламе и не перестает вызывать романтические чувства у противоположного пола, образ Снегурочки по популярности сопоставим с образами медсестры, стюардессы или учительницы.
http://www.dni.ru
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.