Набрав две группы из студентов университета, исследователи предложили им ряд заданий. При студентах из первой группы ученые даже не заикались о деньгах, а подопытным из второй группы все время напоминали о наличности. Сначала спросили о том, есть ли у студентов с собой какие-нибудь деньги. Потом привели в комнату, где на стене висел знак доллара. А под конец опыта лаборанты как бы случайно положили на край стола горстку монет. Проанализировав ответы студентов, ученые увидели любопытные закономерности.
Сперва члены каждой группы должны были составить предложения из разбитого на буквы набора слов. В результате у первой группы получилось нейтральное предложении о погоде за окном, а вторая группа составила фразу, в которой упоминались деньги. Затем этим же студентам предложили решить головоломку при условии, что в любой момент они могут обратиться за подсказкой. В итоге первая группа уже через три минуты сдалась и попросила подсказать ответ. А вторая группа продержалась 5 минут 12 секунд. Студенты пыхтели, потели, но за помощью не обращались. Затем студентов попросили ответить на ряд вопросов. В анкете было предложено выбрать между коллективными и индивидуальными действиями в случае необходимости. Те испытуемые, перед которыми маячил знак доллара, во всех ситуациях предпочитали действовать персонально, нежели просить помощи ближнего.
Западные ученые объяснили такое поведение студентов с исторической точки зрения. В начале каждый член общества нуждался в помощи. Чем больше друзей, тем больше людей смогут составить компанию в постройке жилища или добыче пищи. Но с появлением денежных единиц потребность в постоянной коммуникации отпала. Вместо того чтобы пытаться быть дружелюбным, человеку стало проще получать желаемое за деньги.
Впрочем, российские эксперты сомневаются в чистоте эксперимента. “На самом деле здесь больше играет роль то, как конкретный человек относится к деньгам, - пояснил столичный психотерапевт Владимир Есаулов. - Если тема денег для человека значимая, он будет реагировать даже на их косвенные признаки, например, на упоминание о курсах валют. Когда деньги - самоцель или человеку внушали с детства, что их надо постоянно зарабатывать, он, конечно, при мысли о них станет более амбициозным индивидуалистом. Если же человек относится к ним спокойно, то и реагировать на их изображение не будет”.
По мнению российских специалистов, вместо банкнот и монет студентам могли показывать любые изображения, и результат изменился бы несильно. Разве что вместо упоминания валют предложения содержали бы другие слова. “Любое воздействие на образную сферу человека, на его правое полушарие даст подобные результаты, - рассказала “НИ” московский психолог Мария Стыскина. - Если показывать одной группе мужчин обнаженную женщину - понятно, что их мотивации будут отличаться от мотиваций тех мужчин, которые любуются пейзажем”.
Сперва члены каждой группы должны были составить предложения из разбитого на буквы набора слов. В результате у первой группы получилось нейтральное предложении о погоде за окном, а вторая группа составила фразу, в которой упоминались деньги. Затем этим же студентам предложили решить головоломку при условии, что в любой момент они могут обратиться за подсказкой. В итоге первая группа уже через три минуты сдалась и попросила подсказать ответ. А вторая группа продержалась 5 минут 12 секунд. Студенты пыхтели, потели, но за помощью не обращались. Затем студентов попросили ответить на ряд вопросов. В анкете было предложено выбрать между коллективными и индивидуальными действиями в случае необходимости. Те испытуемые, перед которыми маячил знак доллара, во всех ситуациях предпочитали действовать персонально, нежели просить помощи ближнего.
Западные ученые объяснили такое поведение студентов с исторической точки зрения. В начале каждый член общества нуждался в помощи. Чем больше друзей, тем больше людей смогут составить компанию в постройке жилища или добыче пищи. Но с появлением денежных единиц потребность в постоянной коммуникации отпала. Вместо того чтобы пытаться быть дружелюбным, человеку стало проще получать желаемое за деньги.
Впрочем, российские эксперты сомневаются в чистоте эксперимента. “На самом деле здесь больше играет роль то, как конкретный человек относится к деньгам, - пояснил столичный психотерапевт Владимир Есаулов. - Если тема денег для человека значимая, он будет реагировать даже на их косвенные признаки, например, на упоминание о курсах валют. Когда деньги - самоцель или человеку внушали с детства, что их надо постоянно зарабатывать, он, конечно, при мысли о них станет более амбициозным индивидуалистом. Если же человек относится к ним спокойно, то и реагировать на их изображение не будет”.
По мнению российских специалистов, вместо банкнот и монет студентам могли показывать любые изображения, и результат изменился бы несильно. Разве что вместо упоминания валют предложения содержали бы другие слова. “Любое воздействие на образную сферу человека, на его правое полушарие даст подобные результаты, - рассказала “НИ” московский психолог Мария Стыскина. - Если показывать одной группе мужчин обнаженную женщину - понятно, что их мотивации будут отличаться от мотиваций тех мужчин, которые любуются пейзажем”.
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.