Рейтинг@Mail.ru

    Как уберечь платежные карты от мошенников?
    Пластиковые карты весьма удобны для хранения денег, оплаты товаров и услуг.
    Однако попади карта в умелые руки, и ее владелец может лишиться сбережений.

    Банковская карта далеко не столь безопасна, как может показаться. Существует масса способов мошенничества, позволяющих украсть с карты деньги. Да и потерять пластик легко.

    «У меня была карточка, на которую ВУЗ «бросал» стипендию. Так как эти деньги я не тратила, а копила, то картой пользовалась редко. В какой-то момент я обнаружила, что она пропала. Поняв, что я, скорее всего, потеряла карту, сразу же позвонила в банк, чтобы ее заблокировали. На следующий день в офисе банка операционистка дала распечатку трансакций за последние пару недель, и я увидела, что картой активно расплачивались в магазинах и потратили около 500 гривен. Конечно, это не смертельная сумма, но было жутко обидно. А в банке мне сказали, что я сама виновата, и о деньгах могу забыть», - делится историей киевская студентка Александра Антонова.

    Кого бояться?

    Опытные мошенники чаще всего крадут карту с одной целью - обналичить с нее деньги. Причем те, кто не знают специфики работы банкоматов и банковских IT-систем, сюда не поткнутся.

    «Для кражи ПИН-кода используются самые различные методы: от подглядывания и расспросов под различными предлогами до применения технических средств, имитирующих клавиатуру банкомата», - рассказывает Андрей Иванов, начальник управления платежных карт «ЭрДэ Банка».

    Для кражи ПИН-кода используются самые различные методы: от подглядывания и расспросов под различными предлогами до применения технических средств

    Другое дело, если карта попадает в руки случайному человеку, нашедшему ее. Чтобы спустить деньги, расплатившись в интернете, особых знаний не нужно. Достаточно указать 16-значный номер карты, срок ее действия и CVV2 (последние 3 или 4 цифры цифрового кода), которые нанесены на самой карте.

    «Карта может и вовсе быть у владельца, и он никогда и никому ее не показывал, но мошенники осуществляют транзакцию, используя номер карты, например покупая в интернете», - предупреждает Александр Тимаков, начальник отдела сопровождения карточного бизнеса СЕБ Банка.

    Время от времени возникают случаи мошенничества, когда преступники работают в сговоре с сотрудниками торгово-сервисных заведений.

    Время от времени возникают случаи мошенничества, когда преступники работают в сговоре с сотрудниками торгово-сервисных заведений

    «Наиболее характерными являются случаи оплаты в ресторанах/кафе, когда сами операции проводятся не в зале обслуживания в присутствии держателя карты, а в удаленной комнате. Тогда возникают поддельные копии, торговые операции на небольшие суммы, платежи в интернете», - говорит Андрей Иванов.

    Спасаемся сами

    Главные условия сохранности денег - бережное отношение к карте и хранение пин-кода в недоступном месте, желательно - в голове. Практически все банки позволяют менять пин, причем это можно сделать даже через банкомат. В качестве кода стоит выбрать одну из личных памятных дат и не сообщать его никому.

    Также нужно внимательно относиться к внешнему виду банкомата. Злоумышленники могут навесить на приемное отверстие для ввода банковских карт так называемый скиммер, считывающий с карты информацию. Его сложно заметить, поскольку он замаскирован под обычный картоприемник.

    Бывает, что на клавиатуру накладывают специальную дублирующую клавиатуру или пленку, позволяющую «подсмотреть» вводимый пин-код. Для этого может использоваться портативная видеокамера, спрятанная поблизости с банкоматом. С помощью полученных данных преступники создают дубликат карты и снимают деньги.

    Поэтому, когда банкомат вызывает подозрения, лучше им не пользоваться и обратиться в банк.

    Если карта все же украдена или потеряна - нужно сразу ставить ее в стоп-лист. Это снижает риск, что картой успеют воспользоваться и повышает шансы на возврат денег, если даже их успели снять. Ответственность за своевременную блокировку карты при ее утрате несет клиент.

    Злоумышленники могут навесить на приемное отверстие для ввода банковских карт так называемый скиммер, считывающий с карты информацию

    Услуга блокировки, как правило, бесплатна, если речь идет о нашей стране. Обратиться в банк можно как по телефону, так и непосредственно в офис. Если подобная неприятность произошла за границей, можно также «стучаться» в сервисные центры платежных систем (Visa, Mastercard, American Express).
    Постановка в «глобальный» стоп-список обойдется недешево. Стоимость услуги может составлять от €60 за каждый месяц нахождения в стоп-листе в каждом регионе платежной системы.

    Бороться или нет?

    Что делать после блокировки карты - зависит от обстоятельств. Если повезло и деньги никто не тронул - попросту заказать новую. Перевыпуск простейших карт класса Electron или Maestro обойдется в 10-30 грн., Classic и Gold - 50-100 грн., элитных типа Platinum - свыше 500 грн.

    Если деньги все же украли - придется разобраться. Для возмещения убытков должны быть веские аргументы и доказательства, на основании которых человека признают пострадавшим.

    «Клиент обращается в банк и пишет заявление. Сотрудники службы безопасности банка проводят специальное расследование (при этом иногда вызывая пострадавшего картодержателя для дачи подробных письменных разъяснений и написания заявления в правоохранительные органы). Если в ходе расследования обнаружено, что клиент не виновен в том, что оспариваемая транзакция имела место, деньги зачисляются на его счет», - рассказывает Александр Тимаков.

    Если выясняется, что деньги сняты, например, родственником либо мошенники удачно замели следы, деньги не вернут, а за расследование еще и возьмут 100-200 грн.

    Если мошенник платит картой в магазине или ресторане, наивно полагать, что сотрудники заведений будут заниматься его поимкой или возмещать убытки пострадавшему. Даже банки признают, что, по сути, не в силах повлиять на тех, кто использует их POS-терминалы.

    «Кассир при проведении торговой операции должен в обязательном порядке сверить подпись владельца на карте и на чеке при оплате товара. А в случае возникновения подозрений потребовать документ, удостоверяющий личность держателя карты, и сверить имя и фамилию с надписью на карте», - говорит Александр Яблуновский, директор департамента платежных карт и альтернативных каналов обслуживания Эрсте Банка.

    Лучше всего заказывать карты с встроенным чипом, которые уже давно предлагают многие банки

    Тем не менее, максимум, что делает кассир - сверяет беглым взглядом подпись на карте и чеке, и практически никогда не изучает реквизиты карты, и не пытается сверить личность.

    «Шансов вернуть деньги, особенно если карта не была заблокирована вовремя, почти нет. Только если поймают похитителя, он признает свою вину или его вина будет доказана, средства можно взыскать через суд», - резюмирует адвокат Денис Тельчаров.

    В качестве резюме

    Осторожность и внимательность - залог сохранности денег. Обязательно нужно подключить услугу смс-уведомления, которая предупреждает о попытках и фактах оплаты.

    Кроме того, не стоит пользоваться неперсонифицированными картами, которыми расплатиться в магазине - раз плюнуть. Лучше всего заказывать карты с встроенным чипом, которые уже давно предлагают многие банки.

    «Данные на чиповых картах программно защищены от несанкционированного доступа и не могут быть получены мошенниками в случае кражи или утери карты ввиду высокой степени защиты данных, а так как по картам с чипом обязательным является введение пин-кода, то возможность использования посторонним такой картой значительно уменьшается», - говорит Александр Яблуновский.

    Нужно также помнить, что банк не имеет права требовать раскрытия пин-кода карты и такая попытка говорит о том, что за клиента взялись мошенники.

    Какие меры предосторожности нужно предпринимать владельцу платежной карты?

    1. Не держать пин-код рядом с картой или на ней;

    2. В случае утери карты незамедлительно ее блокировать;

    3. Не передавать карту третьим лицам и держать в поле зрения при оплате;

    4. Не прибегать к помощи третьих лиц в случае проблем при снятии денег в банкомате;

    5. Пользоваться смс-сервисами для получения сообщений про использование карты;

    6. По возможности раз в месяц менять пин-код;

    7. Всегда иметь при себе контактные телефоны банка-эмитента и номер платежной карты на других носителях информации;

    8. Во время оплаты картой не предоставлять паспортных и любых данных, которые могут помочь краже ее реквизитов;

    9. Рассчитываться в интернете при условии, что страница оплаты имеет защищенный протокол https://



    Комментарии: Добавить комментарий

    Пока нет комментариев.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.