Почти треть своей жизни мы проводим на работе, а значит, вынуждены соблюдать определенные нормы поведения. Тем не менее, некоторые даже самые простые ситуации порой ставят нас в тупик.
Как же правильно обращаться к шефу и коллегам - на "ты" или на "вы"? Как реагировать на фамильярность, если она раздражает? Что делать, если к вам обращаются на "ты", чтобы унизить?
МЕТОД НАУЧНОГО "ВЫКА"
Существуют общие правила, по которым должны строиться отношения сотрудника с шефом: приветливость, вежливость, лояльность, умение спокойно воспринимать критику и похвалу. Повышение тона в адрес руководителя и любое панибратство считаются недопустимыми.
Какими бы ни были обстоятельства, с шефом следует сохранять некоторую дистанцию. Даже если руководитель - ваш друг, демонстрировать дружеские отношения на работе - лишнее.
Еще более неприятная ситуация возникает, когда во время конфликта один из участников переходит на "ты", стараясь тем самым унизить "противника".
Это отнюдь не демонстрация превосходства. Совсем наоборот: человек показывает свою невоспитанность и отсутствие терпения. Спокойствие и уравновешенность оппонента приведут к тому, что грубиян почувствует свою несостоятельность и "сдуется" как воздушный шарик.
РАВНЫЕ СРЕДИ РАВНЫХ
Один из самых раздражающих моментов при общении коллег - фамильярность, которая подразумевает, в том числе, и необоснованную близость в общении. Например, многим не нравится, если малознакомые люди обращаются к ним на "ты". Для некоторых обращение на "ты" практически равносильно хамству.
В зависимости от конкретной ситуации коллегам можно и "тыкать", и "выкать". Но, разумеется, воспитанный человек для начала поинтересуется, можно "тыкать" человеку или нет.
Если "тыканье" коллеги кажется неуместным и раздражает, психолог советует максимально дистанцироваться и вести беседу только в случае необходимости и подчеркнуто холодно. Адекватный человек поймет, в чем дело, и изменит свое поведение.
Справедливости ради вспомним и об обратной ситуации, когда все коллеги на "ты", а одна "белая ворона" все "выкает" и "выкает", ни в какую не желая следовать корпоративным правилам!
Если в новом коллективе все обращаются друг к другу на "ты", стоит принять правила коллектива, даже если вы привыкли общаться по-другому.
ПРАВИЛА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
По словам психолога, правила хорошего тона предусматривают, как нужно переходить с "вы" на "ты". Переход на "ты" может предложить старший младшему, начальник - подчиненному. Впрочем, даже здесь все не так однозначно. Конечно, трудно представить ситуацию, когда подчиненный предлагает своему шефу перейти на "ты", но и обратная ситуация также не всегда желательна. Гораздо уместнее со стороны начальника будет предложить обращаться к нему по имени.
Еще сложнее с мужчинами и женщинами. Если раньше считалось, что мужчина предлагает, но право "разрешать" принадлежит женщине, то современные отношения допускают и обратную модель. Поэтому многие доверяются просто своей интуиции. Впрочем, жизнь иногда ставит нас в такие ситуации, что интуиция предпочитает промолчать.
Пример из жизни: начальник младше подчиненного на 20 лет, но при этом все время ему "тыкает". Может ли подчиненный позволить себе действовать так же? С точки зрения существующих правил вроде бы нет. Но с другой стороны, шеф же первым нарушил правила, "тыкая" человеку, годящемуся ему в отцы!
Дело в том, что обращение на "вы" не всегда обозначает уважительное отношение к собеседнику. Более того, чаще бывает наоборот: обращением на "вы" человек пытается дистанцироваться от неприятных или просто чужих ему людей.
По ее словам, дистанция подразумевает возможность или невозможность прикоснуться к человеку. Если такая возможность есть, можно переходить на "ты", если ее нет - оставаться на "вы".
Говоря о проблеме, приведенной выше, психологи советуют подчиненному для начала ответить на вопрос: может ли он позволить себе, скажем, похлопать своего шефа по плечу? Если не может, то у него, даже если он на 30 лет старше, нет совершенно никаких оснований и предпосылок для перехода на "ты".
Как же правильно обращаться к шефу и коллегам - на "ты" или на "вы"? Как реагировать на фамильярность, если она раздражает? Что делать, если к вам обращаются на "ты", чтобы унизить?
МЕТОД НАУЧНОГО "ВЫКА"
Существуют общие правила, по которым должны строиться отношения сотрудника с шефом: приветливость, вежливость, лояльность, умение спокойно воспринимать критику и похвалу. Повышение тона в адрес руководителя и любое панибратство считаются недопустимыми.
Какими бы ни были обстоятельства, с шефом следует сохранять некоторую дистанцию. Даже если руководитель - ваш друг, демонстрировать дружеские отношения на работе - лишнее.
Еще более неприятная ситуация возникает, когда во время конфликта один из участников переходит на "ты", стараясь тем самым унизить "противника".
Это отнюдь не демонстрация превосходства. Совсем наоборот: человек показывает свою невоспитанность и отсутствие терпения. Спокойствие и уравновешенность оппонента приведут к тому, что грубиян почувствует свою несостоятельность и "сдуется" как воздушный шарик.
РАВНЫЕ СРЕДИ РАВНЫХ
Один из самых раздражающих моментов при общении коллег - фамильярность, которая подразумевает, в том числе, и необоснованную близость в общении. Например, многим не нравится, если малознакомые люди обращаются к ним на "ты". Для некоторых обращение на "ты" практически равносильно хамству.
В зависимости от конкретной ситуации коллегам можно и "тыкать", и "выкать". Но, разумеется, воспитанный человек для начала поинтересуется, можно "тыкать" человеку или нет.
Если "тыканье" коллеги кажется неуместным и раздражает, психолог советует максимально дистанцироваться и вести беседу только в случае необходимости и подчеркнуто холодно. Адекватный человек поймет, в чем дело, и изменит свое поведение.
Справедливости ради вспомним и об обратной ситуации, когда все коллеги на "ты", а одна "белая ворона" все "выкает" и "выкает", ни в какую не желая следовать корпоративным правилам!
Если в новом коллективе все обращаются друг к другу на "ты", стоит принять правила коллектива, даже если вы привыкли общаться по-другому.
ПРАВИЛА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
По словам психолога, правила хорошего тона предусматривают, как нужно переходить с "вы" на "ты". Переход на "ты" может предложить старший младшему, начальник - подчиненному. Впрочем, даже здесь все не так однозначно. Конечно, трудно представить ситуацию, когда подчиненный предлагает своему шефу перейти на "ты", но и обратная ситуация также не всегда желательна. Гораздо уместнее со стороны начальника будет предложить обращаться к нему по имени.
Еще сложнее с мужчинами и женщинами. Если раньше считалось, что мужчина предлагает, но право "разрешать" принадлежит женщине, то современные отношения допускают и обратную модель. Поэтому многие доверяются просто своей интуиции. Впрочем, жизнь иногда ставит нас в такие ситуации, что интуиция предпочитает промолчать.
Пример из жизни: начальник младше подчиненного на 20 лет, но при этом все время ему "тыкает". Может ли подчиненный позволить себе действовать так же? С точки зрения существующих правил вроде бы нет. Но с другой стороны, шеф же первым нарушил правила, "тыкая" человеку, годящемуся ему в отцы!
Дело в том, что обращение на "вы" не всегда обозначает уважительное отношение к собеседнику. Более того, чаще бывает наоборот: обращением на "вы" человек пытается дистанцироваться от неприятных или просто чужих ему людей.
По ее словам, дистанция подразумевает возможность или невозможность прикоснуться к человеку. Если такая возможность есть, можно переходить на "ты", если ее нет - оставаться на "вы".
Говоря о проблеме, приведенной выше, психологи советуют подчиненному для начала ответить на вопрос: может ли он позволить себе, скажем, похлопать своего шефа по плечу? Если не может, то у него, даже если он на 30 лет старше, нет совершенно никаких оснований и предпосылок для перехода на "ты".
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.