Одна из причин стресса – это нереализованная потребность человека.
Другими словами, если я ХОЧУ (иметь, делать, быть), НО НЕ МОГУ, это меня расстраивает.
То же происходит, если я НЕ ХОЧУ, например, ДЕЛАТЬ (иметь, быть), НО НИЧЕГО ПОДЕЛАТЬ НЕ МОГУ!
Хочу быть богатым!
Хочу выучить английский язык, а никак не получается!
Не люблю свою работу, но что поделаешь?
Хочу найти хорошую работу, но не выходит!
Хочу, чтобы меня полюбил кто-нибудь (меня никто не любит)!
Хочу быть лучше других (всех)!
Не хочу я так жить!
1. Начинай, представляя конечную цель, или Пойди туда, зная куда, принеси то, зная что.
Гуляя по стране чудес, Алиса оказалась на перекрестке дорог и спросила у Чеширского кота, по какой дороге ей идти. А куда ты хочешь дойти? – спросил у нее кот. Не знаю, - сказала Алиса. Ну, тогда тебе все равно, по какой дороге идти! – заключил Чеширский кот.
Очень часто люди не могут получить то, что они хотят, потому что не имеют точного представления о том, что же они хотят:
Богатым, это как? Сколько денег ты хочешь иметь?
Как ты поймешь, что выучил английский? А если ты его выучишь к 70 годам, это тебе подойдет?
Не любишь свою работу, а какую бы любил?
Хорошая работа, это какая?
Хочешь, чтобы тебя полюбили? А кто должен тебя любить? А должен ли? А кого любишь ты?
Лучше других в чем? Как ты поймешь, что ты лучше? Кто такие «другие»? Если ты лучше всех, то кто это оценит?
А как ты хочешь жить?
Сложно найти черную кошку в темной комнате, особенно когда ее там нет.
Если вы хотите достичь желаемого и избежать стресса, имеет смысл четко сформулировать для себя, чего вы хотите.
Предлагаем вашему вниманию золотые правила постановки цели.
Итак, вы чего-то хотите. Что же?
Сформулируйте то, что вы хотите позитивно, избегайте негативной формулировки своей цели. Наше подсознание не воспринимает частичку «не». Поэтому когда вы говорите «не хочу быть бедным», вы ставите себе установку на бедность. Как только ловите себя на «не хочу», задумайтесь над тем, чего вы хотите вместо этого.
Как бы вы объяснили ребенку (5-6 лет), чего вы хотите? Наше подсознание, с одной стороны, как подводная часть айсберга, мощная и невидимая сила, которая имеет огромное, но незаметное влияние на нас, а с другой стороны, эта сила, как ребенок, проста, естественна и буквальна. Пусть формулировка вашей цели будет простой, короткой и очень конкретной, чтобы и ваше подсознание, поняв, что вы хотите, работало на вашей стороне.
Задумайтесь, как вы поймете, что достигли цели? Что будет происходить с вами, вокруг вас, когда вы достигнете цели? Что вы будете видеть, слышать, ощущать? Имея ответы на эти вопросы, вы уж точно не пропустите сладостный момент победы, не так ли?
Привяжите вашу цель ко времени. Определите для себя, как можно более точно, когда вы хотите достичь цели.
Фраза «Я тебе позвоню» ни к чему вас не обязывает. А значит можно и не звонить, ведь не сказано же когда! Или позвонить через 50 лет. Ведь позвонил же!
Сказав «Я позвоню тебе завтра в 10», вы берете на себя ответственность, потому что если не позвонить, будут последствия (чувство вины, ссора, потеря авторитета и тд).
Если вы хотите достичь цели, стоит взять на себя ответственность.
Пусть ваша цель максимально зависит от вас.
Помните фильм «Брюс Всемогущий»? Исполнялись только те его желания, которые не зависели от свободы воли других людей.
Я могу сколько угодно хотеть, чтобы мой друг (подруга) меня полюбили (или меня взяли на работу в компанию Z), но если вторая сторона этого не хочет, мое желание вряд ли исполнится, так как оно зависит не только от меня.
Задайте себе вопросы: От кого еще зависит достижение моей цели? Каким я должен стать (или что я должен сделать), чтобы мой друг (подруга) меня полюбили (или меня взяли на работу в компанию Z … и тд?
Например, «я хочу быть настолько уверенным в себе человеком, чтобы Маша меня полюбила». Или, «я хочу знать и уметь то-то и то-то, чтобы меня взяли на работу в компанию Z».
Задумайтесь о том, что вы можете потерять, достигнув своей цели. Ведь где прибыло, там и убыло. Готовы ли вы это потерять? Стоит ли игра свеч? Какую цену вы готовы заплатить за то, что хотите? Сколько времени, сил и денег вы согласны потратить на достижение своей цели?
И если вы поймете, что в реальности «шкурка выделки не стоит», и вам это не нужно, вы не будете расстраиваться по этому поводу.
Итак, удостоверьтесь еще раз, что ваша цель:
Сформулирована
Позитивно
Просто
Конкретно
Привязана ко времени
Зависит от вас
Стоит больше, чем вы за нее заплатите
Идем дальше!
2. Рамка жизни.
Наша жизнь полна событий, мелких и не очень? Нам свойственно размышлять о том, что с нами происходит: вспоминать, анализировать, задавать вопросы, отвечать самому себе, спорить, предполагать, делать выводы и т.д. Проверьте себя:
Когда происходит что-то плохое, вы
вспоминаете то, что случилось, постоянно прокручивая это в своей памяти;
думаете о том, чего вы хотите в этой ситуации;
анализируете, пытаясь понять, почему это произошло (с вами);
думаете о том, что можно сделать;
делаете предположения о том, кто виноват в том, что произошло;
размышляете о том, что вам сейчас нужно, и где это взять.
Всем известно, что такое рамка. В нее помещают картину или фотографию, а может быть диплом.
А есть другая рамка – рамка человеческого сознания. Вам, наверняка, известно выражение «мыслить в рамках … (чего-нибудь)»? Например, мыслить в рамках разумного или говорить в рамках приличия?
Так вот, размышляя над случившимся событием, человек мыслит в рамке результата, или в рамке проблемы. Догадайтесь, какие из перечисленных выше пунктов относятся к какой рамке?
Думая в рамке результата, человек задает себе вопросы:
Чего я хочу в данной ситуации?
Как я могу этого достигнуть?
Какие мне нужны ресурсы (время, деньги, люди)?
Задавая вопросы в рамке результата, человек ищет решение для создавшейся ситуации.
Думая в рамке проблемы, человек задает себе вопросы:
Что случилось?
Почему это случилось (со мной)?
Кто виноват?
Задавая вопросы в рамке проблемы, человек зацикливается на проблеме, не выходя за ее пределы, что приводит к стрессу.
Представьте себе две рамки: одна золоченая, другая черная. В какую бы вы поставили свою фотографию?
А в какую рамку вы поставите картину своей жизни, в рамку проблемы или в рамку результата?
Выбор, как всегда, за вами.
3. Пристрастия и предпочтения, или Будьте свободным от своих желаний.
«Если я чего-нибудь хочу, оно никогда не сбывается!»
Знакомое убеждение?
Помните присказку: «Тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить!» Мы ее говорим, когда очень чего-то хотим и боимся, что не сбудется.
Представьте, что вы хотите чаю. Вы встаете и говорите себе: «Сейчас чайку попью». Вы вряд ли добавите: «Тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить!» Причем, если не получится почаевничать, вы едва ли будете стрессовать по этому поводу.
А теперь представьте, что вы скоро едите в долгожданный отпуск (на море, в горы …), все вроде бы идет успешно, но вы возьми, да и скажи, на всякий случай: «Завтра в отпуск едем, тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить!» И если не получится осуществить задуманное, ваше состояние вряд ли можно будет назвать нейтральным или безразличным, как в первом случае.
И в первой и во второй ситуации вы чего-то хотите, но отношение к неудаче разное. И выбираете это отношение вы сами, задавая силу своему желанию.
Продолжите предложения внизу, говоря о себе:
Я страстно хочу …
Я очень хочу …
Я хочу …
Чем сильнее ваше желание (пристрастие), тем сильнее страх неудачи и разочарование, если не получается так, как вы хотите. Вы становитесь зависимым от своего желания, как наркоман или алкоголик, которые не выбирают, как поступать, за них выбирает их пристрастие.
Попробуйте заменить начала получившихся у вас выше предложений на
Хорошо бы …(предпочтение)
Проговорите это вслух. Прочувствуйте изменения, происходящие внутри вас по отношению к вашим целям.
Предпочтение предполагает выбор. Определитесь со своим выбором сейчас.
Вы чего-то очень хотите?
А как вы хотите реагировать, если это не сбудется?
Помните формулу стресса - ХОЧУ, НО НЕ МОГУ?
Разобравшись с Хочу, давайте теперь посмотрим на вторую часть формулы – Не Могу.
4. Просто делайте это! или История про лотерейный билетик.
Жил был человек. И была у него мечта – выиграть в лотерею. Каждый день он молил Бога, чтобы он позволил и помог ему выиграть. И все напрасно. Когда человек умер и предстал перед Богом, он упрекнул Владыку, сказав, что вел праведную жизнь и молил его ежедневно только об одном, а тот так и не помог ему. На что Бог сказал: «Я бы и рад был помочь, если бы ты хоть раз в жизни купил лотерейный билет!»
А вы свой «лотерейный билет» купили?
Мало знать чего вы хотите в этой жизни, нужно еще что-то для этого делать самому.
Подумайте о том, что ВЫ можете сделать, чтобы было так, как вы хотите, и просто ДЕЛАЙТЕ ЭТО!
5. Повышайте свою компетентность, или То, что всегда с вами.
Люди, пережившие клиническую смерть, утверждают, что больше всего в нашей жизни ценятся 2 вещи: как мы помогали людям, и как мы приобретали новые знания.
Вы чего-то хотите? Что вам нужно знать, уметь делать для того, чтобы добиться желаемого? А вы это знаете, умеете? Как и где вы можете этому научиться?
Никогда не знаешь, что тебе может пригодиться в этой жизни. А знания – это то, что никто не сможет у нас ни украсть, ни отнять, они всегда с вами.
6. Круг компетентности или Биться ли головой об стенку?
Есть вещи в этом мире, которые зависят от нас, мы можем на них влиять, они, так сказать, входят в круг нашей компетентности. Что входит в круг вашей компетентности?
Есть то, на что нам трудно воздействовать, но определенное влияние мы на эти вещи оказать можем. Например, болезни и отношения с людьми.
А есть такие факторы среды, которые практически не подвластны нам: погодные условия, правительство, уровень цен и пенсий, паспортный возраст, пол.
Психологи, работающие с людьми, пережившими острые стрессы, советуют: если ваша проблема не может быть решена и нельзя уменьшить ее значимость, примите ее душой как данность и постарайтесь спокойно и достойно жить вместе с ней.
За этим скрывается не покорность судьбе, а мудрое осознание реальностей жизни.
«Кому-то легче изменить себя, а кто-то пытается переделать весь мир. Это, конечно, героическая работа, но многие герои так и не дожили до победы» (Ю. Щербатых, Психология стресса)
Решать, как всегда, вам.
7. Карта мира или Что делать, если мир рухнул?
У каждого из нас есть свое представление о мире - наша Карта Мира. Она представляет собой набор связанных между собой выводов об окружающей нас реальности: что хорошо, что плохо, что делать, а что нет, чему верить, чему нет. Это как отпечаток реальности в нашем сознании через призму нашего опыта.
Например, вступил ребенок в лужу – мама поругала, он делает вывод: в лужу вступать нельзя. Положил человек деньги на депозит, деньги обесценились, он тоже делает соответствующий вывод.
Подобный опыт очень часто передается нам от родителей, учителей, книг, телевидения, короче говоря, людей, предметов и явлений, которым мы доверяем и принимаем их выводы просто на веру, внося их в свою Карту Мира.
Карта Мира помогает нам ориентироваться в реальности, используя предыдущий опыт (свой и других людей). Это как использование шаблонов, алгоритмов и программ. Сталкиваясь с какой-нибудь ситуацией, человек пропускает ее через свою Карту Мира и это дает ему возможность сравнивать, анализировать, планировать, принимать решения и вести себя определенным образом.
Говорят, золотая рыбка имеет временную память в 3 секунды. Каждый раз, подплывая к противоположной стенке аквариума, она искренно удивляется, потому что никогда раньше ничего подобного не видела.
Без нашей Карты Мира, мы бы, наверное, были похожи на золотую рыбку.
Но здесь есть и обратная сторона медали.
Карта не есть территория. Очень часто мы настолько доверяем своей карте, что отождествляем ее с реальностью. Мы и подумать не можем, что может быть по-другому. Мы забываем, что выводы, из которых состоит наша карта, были сделаны на основе опыта ограниченного количества людей, в строго определенной ситуации и времени, и самое главное, ЭТОТ МИР МОЖЕТ МЕНЯТЬСЯ!!
Поэтому, сталкиваясь с противоречием между реальностью мира и своим представлением о нем, человек очень часто испытывает сильный стресс. Происходит, так называемый, «разрыв шаблона».
Такое особенно часто происходит при значительных изменениях окружающей действительности. Вспомните развал Советского союза и произошедшие за этим изменения ценностей, убеждений, которые повлекли за собой изменения в поведении и окружении людей. Мир, что называется, рухнул!
При чем, некоторые люди отрицают реальность и упорно держатся за свои убеждения, расстраиваясь и недоумевая, почему же все не так, как они ожидали (а разве нам кто-нибудь при рождении обещал, что все будет так, как мы хотим?). И получают еще больший стресс. Ведь действительность под нашу Карту Мира уж точно не будет подстраиваться.
Если вы хотите избежать стресса, помните, что ваша Карта не является реальностью, и, если мир меняется, стоит внести поправки и в свое представление о мире. Если не вы адаптируетесь, то кто?
Ну, или продолжать испытывать стресс.
Другими словами, если я ХОЧУ (иметь, делать, быть), НО НЕ МОГУ, это меня расстраивает.
То же происходит, если я НЕ ХОЧУ, например, ДЕЛАТЬ (иметь, быть), НО НИЧЕГО ПОДЕЛАТЬ НЕ МОГУ!
Хочу быть богатым!
Хочу выучить английский язык, а никак не получается!
Не люблю свою работу, но что поделаешь?
Хочу найти хорошую работу, но не выходит!
Хочу, чтобы меня полюбил кто-нибудь (меня никто не любит)!
Хочу быть лучше других (всех)!
Не хочу я так жить!
1. Начинай, представляя конечную цель, или Пойди туда, зная куда, принеси то, зная что.
Гуляя по стране чудес, Алиса оказалась на перекрестке дорог и спросила у Чеширского кота, по какой дороге ей идти. А куда ты хочешь дойти? – спросил у нее кот. Не знаю, - сказала Алиса. Ну, тогда тебе все равно, по какой дороге идти! – заключил Чеширский кот.
Очень часто люди не могут получить то, что они хотят, потому что не имеют точного представления о том, что же они хотят:
Богатым, это как? Сколько денег ты хочешь иметь?
Как ты поймешь, что выучил английский? А если ты его выучишь к 70 годам, это тебе подойдет?
Не любишь свою работу, а какую бы любил?
Хорошая работа, это какая?
Хочешь, чтобы тебя полюбили? А кто должен тебя любить? А должен ли? А кого любишь ты?
Лучше других в чем? Как ты поймешь, что ты лучше? Кто такие «другие»? Если ты лучше всех, то кто это оценит?
А как ты хочешь жить?
Сложно найти черную кошку в темной комнате, особенно когда ее там нет.
Если вы хотите достичь желаемого и избежать стресса, имеет смысл четко сформулировать для себя, чего вы хотите.
Предлагаем вашему вниманию золотые правила постановки цели.
Итак, вы чего-то хотите. Что же?
Сформулируйте то, что вы хотите позитивно, избегайте негативной формулировки своей цели. Наше подсознание не воспринимает частичку «не». Поэтому когда вы говорите «не хочу быть бедным», вы ставите себе установку на бедность. Как только ловите себя на «не хочу», задумайтесь над тем, чего вы хотите вместо этого.
Как бы вы объяснили ребенку (5-6 лет), чего вы хотите? Наше подсознание, с одной стороны, как подводная часть айсберга, мощная и невидимая сила, которая имеет огромное, но незаметное влияние на нас, а с другой стороны, эта сила, как ребенок, проста, естественна и буквальна. Пусть формулировка вашей цели будет простой, короткой и очень конкретной, чтобы и ваше подсознание, поняв, что вы хотите, работало на вашей стороне.
Задумайтесь, как вы поймете, что достигли цели? Что будет происходить с вами, вокруг вас, когда вы достигнете цели? Что вы будете видеть, слышать, ощущать? Имея ответы на эти вопросы, вы уж точно не пропустите сладостный момент победы, не так ли?
Привяжите вашу цель ко времени. Определите для себя, как можно более точно, когда вы хотите достичь цели.
Фраза «Я тебе позвоню» ни к чему вас не обязывает. А значит можно и не звонить, ведь не сказано же когда! Или позвонить через 50 лет. Ведь позвонил же!
Сказав «Я позвоню тебе завтра в 10», вы берете на себя ответственность, потому что если не позвонить, будут последствия (чувство вины, ссора, потеря авторитета и тд).
Если вы хотите достичь цели, стоит взять на себя ответственность.
Пусть ваша цель максимально зависит от вас.
Помните фильм «Брюс Всемогущий»? Исполнялись только те его желания, которые не зависели от свободы воли других людей.
Я могу сколько угодно хотеть, чтобы мой друг (подруга) меня полюбили (или меня взяли на работу в компанию Z), но если вторая сторона этого не хочет, мое желание вряд ли исполнится, так как оно зависит не только от меня.
Задайте себе вопросы: От кого еще зависит достижение моей цели? Каким я должен стать (или что я должен сделать), чтобы мой друг (подруга) меня полюбили (или меня взяли на работу в компанию Z … и тд?
Например, «я хочу быть настолько уверенным в себе человеком, чтобы Маша меня полюбила». Или, «я хочу знать и уметь то-то и то-то, чтобы меня взяли на работу в компанию Z».
Задумайтесь о том, что вы можете потерять, достигнув своей цели. Ведь где прибыло, там и убыло. Готовы ли вы это потерять? Стоит ли игра свеч? Какую цену вы готовы заплатить за то, что хотите? Сколько времени, сил и денег вы согласны потратить на достижение своей цели?
И если вы поймете, что в реальности «шкурка выделки не стоит», и вам это не нужно, вы не будете расстраиваться по этому поводу.
Итак, удостоверьтесь еще раз, что ваша цель:
Сформулирована
Позитивно
Просто
Конкретно
Привязана ко времени
Зависит от вас
Стоит больше, чем вы за нее заплатите
Идем дальше!
2. Рамка жизни.
Наша жизнь полна событий, мелких и не очень? Нам свойственно размышлять о том, что с нами происходит: вспоминать, анализировать, задавать вопросы, отвечать самому себе, спорить, предполагать, делать выводы и т.д. Проверьте себя:
Когда происходит что-то плохое, вы
вспоминаете то, что случилось, постоянно прокручивая это в своей памяти;
думаете о том, чего вы хотите в этой ситуации;
анализируете, пытаясь понять, почему это произошло (с вами);
думаете о том, что можно сделать;
делаете предположения о том, кто виноват в том, что произошло;
размышляете о том, что вам сейчас нужно, и где это взять.
Всем известно, что такое рамка. В нее помещают картину или фотографию, а может быть диплом.
А есть другая рамка – рамка человеческого сознания. Вам, наверняка, известно выражение «мыслить в рамках … (чего-нибудь)»? Например, мыслить в рамках разумного или говорить в рамках приличия?
Так вот, размышляя над случившимся событием, человек мыслит в рамке результата, или в рамке проблемы. Догадайтесь, какие из перечисленных выше пунктов относятся к какой рамке?
Думая в рамке результата, человек задает себе вопросы:
Чего я хочу в данной ситуации?
Как я могу этого достигнуть?
Какие мне нужны ресурсы (время, деньги, люди)?
Задавая вопросы в рамке результата, человек ищет решение для создавшейся ситуации.
Думая в рамке проблемы, человек задает себе вопросы:
Что случилось?
Почему это случилось (со мной)?
Кто виноват?
Задавая вопросы в рамке проблемы, человек зацикливается на проблеме, не выходя за ее пределы, что приводит к стрессу.
Представьте себе две рамки: одна золоченая, другая черная. В какую бы вы поставили свою фотографию?
А в какую рамку вы поставите картину своей жизни, в рамку проблемы или в рамку результата?
Выбор, как всегда, за вами.
3. Пристрастия и предпочтения, или Будьте свободным от своих желаний.
«Если я чего-нибудь хочу, оно никогда не сбывается!»
Знакомое убеждение?
Помните присказку: «Тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить!» Мы ее говорим, когда очень чего-то хотим и боимся, что не сбудется.
Представьте, что вы хотите чаю. Вы встаете и говорите себе: «Сейчас чайку попью». Вы вряд ли добавите: «Тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить!» Причем, если не получится почаевничать, вы едва ли будете стрессовать по этому поводу.
А теперь представьте, что вы скоро едите в долгожданный отпуск (на море, в горы …), все вроде бы идет успешно, но вы возьми, да и скажи, на всякий случай: «Завтра в отпуск едем, тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить!» И если не получится осуществить задуманное, ваше состояние вряд ли можно будет назвать нейтральным или безразличным, как в первом случае.
И в первой и во второй ситуации вы чего-то хотите, но отношение к неудаче разное. И выбираете это отношение вы сами, задавая силу своему желанию.
Продолжите предложения внизу, говоря о себе:
Я страстно хочу …
Я очень хочу …
Я хочу …
Чем сильнее ваше желание (пристрастие), тем сильнее страх неудачи и разочарование, если не получается так, как вы хотите. Вы становитесь зависимым от своего желания, как наркоман или алкоголик, которые не выбирают, как поступать, за них выбирает их пристрастие.
Попробуйте заменить начала получившихся у вас выше предложений на
Хорошо бы …(предпочтение)
Проговорите это вслух. Прочувствуйте изменения, происходящие внутри вас по отношению к вашим целям.
Предпочтение предполагает выбор. Определитесь со своим выбором сейчас.
Вы чего-то очень хотите?
А как вы хотите реагировать, если это не сбудется?
Помните формулу стресса - ХОЧУ, НО НЕ МОГУ?
Разобравшись с Хочу, давайте теперь посмотрим на вторую часть формулы – Не Могу.
4. Просто делайте это! или История про лотерейный билетик.
Жил был человек. И была у него мечта – выиграть в лотерею. Каждый день он молил Бога, чтобы он позволил и помог ему выиграть. И все напрасно. Когда человек умер и предстал перед Богом, он упрекнул Владыку, сказав, что вел праведную жизнь и молил его ежедневно только об одном, а тот так и не помог ему. На что Бог сказал: «Я бы и рад был помочь, если бы ты хоть раз в жизни купил лотерейный билет!»
А вы свой «лотерейный билет» купили?
Мало знать чего вы хотите в этой жизни, нужно еще что-то для этого делать самому.
Подумайте о том, что ВЫ можете сделать, чтобы было так, как вы хотите, и просто ДЕЛАЙТЕ ЭТО!
5. Повышайте свою компетентность, или То, что всегда с вами.
Люди, пережившие клиническую смерть, утверждают, что больше всего в нашей жизни ценятся 2 вещи: как мы помогали людям, и как мы приобретали новые знания.
Вы чего-то хотите? Что вам нужно знать, уметь делать для того, чтобы добиться желаемого? А вы это знаете, умеете? Как и где вы можете этому научиться?
Никогда не знаешь, что тебе может пригодиться в этой жизни. А знания – это то, что никто не сможет у нас ни украсть, ни отнять, они всегда с вами.
6. Круг компетентности или Биться ли головой об стенку?
Есть вещи в этом мире, которые зависят от нас, мы можем на них влиять, они, так сказать, входят в круг нашей компетентности. Что входит в круг вашей компетентности?
Есть то, на что нам трудно воздействовать, но определенное влияние мы на эти вещи оказать можем. Например, болезни и отношения с людьми.
А есть такие факторы среды, которые практически не подвластны нам: погодные условия, правительство, уровень цен и пенсий, паспортный возраст, пол.
Психологи, работающие с людьми, пережившими острые стрессы, советуют: если ваша проблема не может быть решена и нельзя уменьшить ее значимость, примите ее душой как данность и постарайтесь спокойно и достойно жить вместе с ней.
За этим скрывается не покорность судьбе, а мудрое осознание реальностей жизни.
«Кому-то легче изменить себя, а кто-то пытается переделать весь мир. Это, конечно, героическая работа, но многие герои так и не дожили до победы» (Ю. Щербатых, Психология стресса)
Решать, как всегда, вам.
7. Карта мира или Что делать, если мир рухнул?
У каждого из нас есть свое представление о мире - наша Карта Мира. Она представляет собой набор связанных между собой выводов об окружающей нас реальности: что хорошо, что плохо, что делать, а что нет, чему верить, чему нет. Это как отпечаток реальности в нашем сознании через призму нашего опыта.
Например, вступил ребенок в лужу – мама поругала, он делает вывод: в лужу вступать нельзя. Положил человек деньги на депозит, деньги обесценились, он тоже делает соответствующий вывод.
Подобный опыт очень часто передается нам от родителей, учителей, книг, телевидения, короче говоря, людей, предметов и явлений, которым мы доверяем и принимаем их выводы просто на веру, внося их в свою Карту Мира.
Карта Мира помогает нам ориентироваться в реальности, используя предыдущий опыт (свой и других людей). Это как использование шаблонов, алгоритмов и программ. Сталкиваясь с какой-нибудь ситуацией, человек пропускает ее через свою Карту Мира и это дает ему возможность сравнивать, анализировать, планировать, принимать решения и вести себя определенным образом.
Говорят, золотая рыбка имеет временную память в 3 секунды. Каждый раз, подплывая к противоположной стенке аквариума, она искренно удивляется, потому что никогда раньше ничего подобного не видела.
Без нашей Карты Мира, мы бы, наверное, были похожи на золотую рыбку.
Но здесь есть и обратная сторона медали.
Карта не есть территория. Очень часто мы настолько доверяем своей карте, что отождествляем ее с реальностью. Мы и подумать не можем, что может быть по-другому. Мы забываем, что выводы, из которых состоит наша карта, были сделаны на основе опыта ограниченного количества людей, в строго определенной ситуации и времени, и самое главное, ЭТОТ МИР МОЖЕТ МЕНЯТЬСЯ!!
Поэтому, сталкиваясь с противоречием между реальностью мира и своим представлением о нем, человек очень часто испытывает сильный стресс. Происходит, так называемый, «разрыв шаблона».
Такое особенно часто происходит при значительных изменениях окружающей действительности. Вспомните развал Советского союза и произошедшие за этим изменения ценностей, убеждений, которые повлекли за собой изменения в поведении и окружении людей. Мир, что называется, рухнул!
При чем, некоторые люди отрицают реальность и упорно держатся за свои убеждения, расстраиваясь и недоумевая, почему же все не так, как они ожидали (а разве нам кто-нибудь при рождении обещал, что все будет так, как мы хотим?). И получают еще больший стресс. Ведь действительность под нашу Карту Мира уж точно не будет подстраиваться.
Если вы хотите избежать стресса, помните, что ваша Карта не является реальностью, и, если мир меняется, стоит внести поправки и в свое представление о мире. Если не вы адаптируетесь, то кто?
Ну, или продолжать испытывать стресс.
Комментарии: Добавить комментарий
Материал хороший, нужный, но, как говорят блогеры: "много букофф".
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.