Симптомы невроза "профессионального выгорания" (научное название нелюбви к работе) уже хорошо описаны. Но у этой болезни имеются и не столь явные признаки, которые внешне выглядят как нормальные (иногда даже типичные) качества среднего сотрудника.
А между тем, их наличие – четкое указание на то, что выполняемая работа для него нелюбимая и "чужая".
Нелюбимой, рано или поздно, становится такая работа, которая не соответствует врожденным интересам и способностям человека, то есть, не соответствует его призванию. Работа "не по призванию" приводит сотрудника к двум неприятным последствиям:
• необъяснимому глубинному ощущению неудовлетворенности своей жизнью
• банальной неэффективности.
Причем и то, и другое может долгое время не осознаваться самим человеком. Первое прорывается наружу в виде необъяснимых припадков "плохого настроения", тревожности и отвращения к работе. Второе – это постоянная "головная боль" любого руководителя, которому приходится вновь и вновь объяснять, требовать и выслушивать оправдания…
Какие признаки - "симптомы" характерны для человека на "чужой" работе?
Первый: погрязание в рутине однотипных ежедневных обязанностей. В идеале это работа "на автопилоте", которую сотрудник выполняет
"не задумываясь". Ему глубоко противна даже мысль о том, что похожие рабочие функции можно скомпоновать, выполнив их в три раза быстрее, или что стандартную задачу можно решить нестандартными методами. "Я свои функции выполняю – и пусть ко мне не лезут", "Как нам платят, так мы и работаем" - его типичные установки. Человек, по сути, в чем-то обманывает работодателя, продавая ему свою энергию и время вместо профессиональной компетентности. Неудивительно, ведь его интересы (читай: внимание) лежат совсем в других сферах…
Второй - это ощущение "отбывания" рабочего времени в офисе.
Для такого человека время тянется очень медленно, и еще до наступления обеденного перерыва он уже мечтает поскорее уйти домой, где только и начинается его "настоящая жизнь".
Третий: отсутствие амбициозных профессиональных (или над-профессиональных) целей, превышающих ожидания или формальные требования руководства. У человека, искренне любящего свою работу, такие цели всегда найдутся: он видит в ней глубокие личные смыслы, не обязательно заметные окружающим. Например, уборщица может "просто" вымыть пол, а может задать себе цель так убрать в офисе, чтобы у сотрудника уже при входе в его рабочий кабинет сразу повышалось настроение. В первом случае она придерживается формальных требований ("отсутствие грязи"), во втором – эстетических и эмоциональных критериев ("красота", "уют", "радость" и т.д.)
Четвертый: относительно легкая для компании "заменяемость" данного сотрудника (в случае продолжительного отпуска или увольнения последнего) другим, без существенных потерь в качестве работы.
Посмотрим в глаза правде: большое количество на рынке труда кандидатов с аналогичными знаниями и навыками – прямое следствие низкой профессиональной квалификации человека. Настоящий профессионал всегда предоставляет своей компании в чем-то совершенно уникальные услуги, поэтому с его уходом может "завалиться" целое направление. "Незаменимых людей нет" - утверждение не совсем точное. Незаменимые люди есть. Это те, кто работают по своему призванию.
Современный человек привык четко разделять работу и личную жизнь, но у них есть кое-что общее: и там, и там отсутствие любви обходится очень дорого. И в обоих случаях заканчивается, как правило, неврозом. То есть, болезнью.
Ощущение неудовлетворенности жизнью, неэффективность,плохое настроение и отвращение к труду - это признаки неподходящей работы. Если работа соответствует призванию, специалист ставит себе амбициозные профессиональные цели.
Пятый: острое чувство сотрудника "мне не доплачивают" в сочетании с неспособностью как-либо влиять на размер своего дохода (ощущение "иррациональности" суммы оплаты труда, полностью зависящей от воли или капризов руководителя). Причина та же – низкая квалификация, которая является прямым следствием работы "без души" и "для галочки". Заинтересованный в работе человек, во-первых, всегда в курсе того, что происходит в его профессиональной среде, и хорошо знает "вилку стоимости" своей квалификации на рынке; а, во-вторых, сознательно осваивая новые направления в профессии, закономерно повышает эту стоимость.
Кстати, стойкое нежелание осваивать новые направления и вообще обучаться – это шестой "симптом". Поскольку сама профессия не интересна, то тратить на нее дополнительные усилия (а обучение – это всегда дополнительные усилия) очень не хочется. "Опять какой-то дурацкий курс/тренинг/семинар! И когда только наше начальство угомонится?!". Такой человек идет учиться под нажимом, превращаясь, кстати, в "трудного участника" для тренера. На самом же деле и субъективно, и объективно сотрудник прав: учиться ему не нужно. Нужно менять профессию.
Описанный симптомокомплекс, проявившись однажды, может довольно долго (если не всегда) сопровождать своего носителя. Так что не надо думать, что это «временно и после отпуска пройдет». Лучше обратить на него серьезное внимание и принять как сигнал к действиям.
А между тем, их наличие – четкое указание на то, что выполняемая работа для него нелюбимая и "чужая".
Нелюбимой, рано или поздно, становится такая работа, которая не соответствует врожденным интересам и способностям человека, то есть, не соответствует его призванию. Работа "не по призванию" приводит сотрудника к двум неприятным последствиям:
• необъяснимому глубинному ощущению неудовлетворенности своей жизнью
• банальной неэффективности.
Причем и то, и другое может долгое время не осознаваться самим человеком. Первое прорывается наружу в виде необъяснимых припадков "плохого настроения", тревожности и отвращения к работе. Второе – это постоянная "головная боль" любого руководителя, которому приходится вновь и вновь объяснять, требовать и выслушивать оправдания…
Какие признаки - "симптомы" характерны для человека на "чужой" работе?
Первый: погрязание в рутине однотипных ежедневных обязанностей. В идеале это работа "на автопилоте", которую сотрудник выполняет
"не задумываясь". Ему глубоко противна даже мысль о том, что похожие рабочие функции можно скомпоновать, выполнив их в три раза быстрее, или что стандартную задачу можно решить нестандартными методами. "Я свои функции выполняю – и пусть ко мне не лезут", "Как нам платят, так мы и работаем" - его типичные установки. Человек, по сути, в чем-то обманывает работодателя, продавая ему свою энергию и время вместо профессиональной компетентности. Неудивительно, ведь его интересы (читай: внимание) лежат совсем в других сферах…
Второй - это ощущение "отбывания" рабочего времени в офисе.
Для такого человека время тянется очень медленно, и еще до наступления обеденного перерыва он уже мечтает поскорее уйти домой, где только и начинается его "настоящая жизнь".
Третий: отсутствие амбициозных профессиональных (или над-профессиональных) целей, превышающих ожидания или формальные требования руководства. У человека, искренне любящего свою работу, такие цели всегда найдутся: он видит в ней глубокие личные смыслы, не обязательно заметные окружающим. Например, уборщица может "просто" вымыть пол, а может задать себе цель так убрать в офисе, чтобы у сотрудника уже при входе в его рабочий кабинет сразу повышалось настроение. В первом случае она придерживается формальных требований ("отсутствие грязи"), во втором – эстетических и эмоциональных критериев ("красота", "уют", "радость" и т.д.)
Четвертый: относительно легкая для компании "заменяемость" данного сотрудника (в случае продолжительного отпуска или увольнения последнего) другим, без существенных потерь в качестве работы.
Посмотрим в глаза правде: большое количество на рынке труда кандидатов с аналогичными знаниями и навыками – прямое следствие низкой профессиональной квалификации человека. Настоящий профессионал всегда предоставляет своей компании в чем-то совершенно уникальные услуги, поэтому с его уходом может "завалиться" целое направление. "Незаменимых людей нет" - утверждение не совсем точное. Незаменимые люди есть. Это те, кто работают по своему призванию.
Современный человек привык четко разделять работу и личную жизнь, но у них есть кое-что общее: и там, и там отсутствие любви обходится очень дорого. И в обоих случаях заканчивается, как правило, неврозом. То есть, болезнью.
Ощущение неудовлетворенности жизнью, неэффективность,плохое настроение и отвращение к труду - это признаки неподходящей работы. Если работа соответствует призванию, специалист ставит себе амбициозные профессиональные цели.
Пятый: острое чувство сотрудника "мне не доплачивают" в сочетании с неспособностью как-либо влиять на размер своего дохода (ощущение "иррациональности" суммы оплаты труда, полностью зависящей от воли или капризов руководителя). Причина та же – низкая квалификация, которая является прямым следствием работы "без души" и "для галочки". Заинтересованный в работе человек, во-первых, всегда в курсе того, что происходит в его профессиональной среде, и хорошо знает "вилку стоимости" своей квалификации на рынке; а, во-вторых, сознательно осваивая новые направления в профессии, закономерно повышает эту стоимость.
Кстати, стойкое нежелание осваивать новые направления и вообще обучаться – это шестой "симптом". Поскольку сама профессия не интересна, то тратить на нее дополнительные усилия (а обучение – это всегда дополнительные усилия) очень не хочется. "Опять какой-то дурацкий курс/тренинг/семинар! И когда только наше начальство угомонится?!". Такой человек идет учиться под нажимом, превращаясь, кстати, в "трудного участника" для тренера. На самом же деле и субъективно, и объективно сотрудник прав: учиться ему не нужно. Нужно менять профессию.
Описанный симптомокомплекс, проявившись однажды, может довольно долго (если не всегда) сопровождать своего носителя. Так что не надо думать, что это «временно и после отпуска пройдет». Лучше обратить на него серьезное внимание и принять как сигнал к действиям.
Шведский журнал приглашает на работу тестера пляжей
Рабочим предложили вместо "...твою мать" говорить "Вау!"
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.