В «межклассовое общение» головной мозг предпочитает не вкладываться
20.06.2011 12:54
0 комментариев
Наш мозг предпочитает, чтобы мы общались лишь с теми, кто нам ровня, утверждают учёные из Национального института психического здоровья в Бетесде (США), опубликовавшие соответствующий материал в журнале Current Biology.
Исследователи проверяли, как человеческий мозг реагирует на сведения о социально-экономическом статусе другого человека. Работа проводилась с помощью палочки-выручалочки современной нейрофизиологии - метода функциональной МРТ; в эксперименте участвовали 23 человека. Сначала каждого из них просили оценить собственный статус по 10-балльной шкале (оценивалось три параметра: образование, карьера, доход). Затем подопытного помещали в аппарат для ФМРТ и показывали по две фотографии других членов экспериментальной группы, сопровождая каждую комментарием о статусе изображённого. Сведения о людях были получены в ходе предварительного интервью, то есть не выдумывались экспериментаторами; кроме того, испытуемые не были лично знакомы.
После этого учёные задавали вопросы о тех, кто был на фотографиях. Вот как они звучали: «Кто из них неоднократно увольнялся с работы?», «Кто из изображённых состоит в «Лиге плюща» (объединение элитарных вузов в США. - Прим. ред.)?» и т. д.
Во время ответов, как и ожидалось, активировался так называемый вентральный стриатум, область полосатого тела (стриатума), ответственная за социальную мотивацию и систему подкрепления. Сильнее всего эта зона возбуждалась, когда человек обсуждал фотографию того, кто был с ним одного социального статуса. Получилось вполне научное подтверждение пословицы «сытый голодного не разумеет»: легче установить социальный контакт с человеком одного с тобой круга, а для всех остальных не стоит и стараться (и напрягать стриатум). Мозг оценивает социальный статус визави и в дальнейшем формирует в соответствии с этим наше поведение.
Предыдущие исследования, проводившиеся на приматах, фокусировались на реакции на социальный статус внутри группы, то есть обезьяны, глядя на фото сородича, уже знали друг о друге всё. Описанный эксперимент более «чист» в том смысле, что его участники не были знакомы; всю необходимую информацию им сообщали учёные. Тем не менее, как говорят авторы работы, для более полных выводов о социально-поведенческих особенностях нашего мозга нужна куда бóльшая статистика, в том числе и по разным социальным и возрастным группам.
Исследователи проверяли, как человеческий мозг реагирует на сведения о социально-экономическом статусе другого человека. Работа проводилась с помощью палочки-выручалочки современной нейрофизиологии - метода функциональной МРТ; в эксперименте участвовали 23 человека. Сначала каждого из них просили оценить собственный статус по 10-балльной шкале (оценивалось три параметра: образование, карьера, доход). Затем подопытного помещали в аппарат для ФМРТ и показывали по две фотографии других членов экспериментальной группы, сопровождая каждую комментарием о статусе изображённого. Сведения о людях были получены в ходе предварительного интервью, то есть не выдумывались экспериментаторами; кроме того, испытуемые не были лично знакомы.
После этого учёные задавали вопросы о тех, кто был на фотографиях. Вот как они звучали: «Кто из них неоднократно увольнялся с работы?», «Кто из изображённых состоит в «Лиге плюща» (объединение элитарных вузов в США. - Прим. ред.)?» и т. д.
Во время ответов, как и ожидалось, активировался так называемый вентральный стриатум, область полосатого тела (стриатума), ответственная за социальную мотивацию и систему подкрепления. Сильнее всего эта зона возбуждалась, когда человек обсуждал фотографию того, кто был с ним одного социального статуса. Получилось вполне научное подтверждение пословицы «сытый голодного не разумеет»: легче установить социальный контакт с человеком одного с тобой круга, а для всех остальных не стоит и стараться (и напрягать стриатум). Мозг оценивает социальный статус визави и в дальнейшем формирует в соответствии с этим наше поведение.
Предыдущие исследования, проводившиеся на приматах, фокусировались на реакции на социальный статус внутри группы, то есть обезьяны, глядя на фото сородича, уже знали друг о друге всё. Описанный эксперимент более «чист» в том смысле, что его участники не были знакомы; всю необходимую информацию им сообщали учёные. Тем не менее, как говорят авторы работы, для более полных выводов о социально-поведенческих особенностях нашего мозга нужна куда бóльшая статистика, в том числе и по разным социальным и возрастным группам.
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.