Рейтинг@Mail.ru

    Я б в фрилансеры пошел...

    8.07.2011 15:51 2 комментария
    Основным отличием фрилансера от офисного сотрудника чаще всего называют некую форму свободы располагать своим временем, которой обладает первый, но которой не может быть у второго.

    Мол, фрилансер волен просыпаться когда угодно, работать хоть час в день, ложиться спать когда ему взбредет в голову и вообще кататься как сыр в масле, в то время как офисный сотрудник находится в исключительно подчиненном положении, будучи вынужден вставать в 6 утра, тащиться в переполненном транспорте на работу и трудиться до 18:00 с перерывом на обед. Подобное «офисное рабство» активно культивируется корпоративными стандартами и не менее активно подвергается остракизму со стороны приверженцев теории «стандартов свободного труда».

    Я часто слышу от офисных сотрудников, в какой форме они представляют себе фриланс: дескать, это такое себе времяпрепровождение на пляже — с ноутбуком, пинья коладой в бокале и омывающими пятки волнами. В то же время от части фрилансеров слышится: «в тюрьме сейчас ужин — макароны дают...». И , отмечу, подобную фразу произносят далеко не самые плохие работники — просто в какой-то момент устаешь от постоянной круговерти и необходимости бесконечного поиска заказчиков.

    Давайте задумаемся на секунду — а действительно ли все настолько хорошо в стане фрилансеров и настолько уж плохо в сфере офисных сотрудников?

    Финансово-экономическая стабильность

    На мой взгляд, фрилансера от офисного сотрудника отличает не возможность располагать своим временем, а постоянная нестабильность финансово-экономического положения. Офисный работник нормальной компании четко знает, что 15 и 30 числа каждого месяца он получает аванс и зарплату. У него есть корпоративная страховка и социальные выплаты. У него обеспеченная пенсия, которая подтверждается ежемесячными платежами в пенсионный фонд; гарантированный оплаченный отпуск 24 календарных дня в год.

    Фрилансер всем этим не обладает — в большинстве случаев, просыпаясь утром он задумывается о том, что — вот сейчас будет выполнен очередной заказ и нужно уже начинать искать нового клиента. В более выигрышном положении находятся те, кто смог заключить с клиентами договор на ежемесячную поддержку, которая приносит пусть и не самые большие, но зато стабильные деньги.
    «Сам себе режиссер»

    Рабочее время фрилансера по сравнению с офисным сотрудником увеличено изначально — помимо непосредственно работы, он должен тратить время на поиск клиентов. Следовательно, он выполняет функции как исполнителя, так и «менеджера по продажам самого себя» — а это абсолютно естественным путем сокращает свободное время.

    Более того, не стоит забывать и тот факт, что высококачественный программист или дизайнер, совершенно не обязательно обладают отличными коммуникативными навыками и могут обеспечить себе постоянный поток клиентов.

    «Почем опиум для народа?»

    Каждый фрилансер постоянно конкурирует не только со своими коллегами по цеху, но и с компаниями — рекламными и маркетинговыми агентствами, большими компаниями-интеграторами и т.д. И как показывает практика, в нашей коньюнктуре рынка, к фрилансерам чаще всего обращаются в том случае, когда хотят сэкономить — мол, зачем заказывать целому агентству, если можно взять дизайнера-фрилансера?

    Но только вот и уровень оплаты будет категорически разным. То, за что агенство захочет десятки тысяч, фрилансер выполнит за 3-4. И не столько потому, что ему этого хочется, сколько за счет вынужденной необходимости — конкуренты поджимают, да и заказчик планирует экономить бюджет.

    И при всем этом, большая часть клиентов рассчитывает еще и на скидки со стороны исполнителя. Я не хочу сказать, что фрилансеры бедные, несчастные и зажимаемые в углу люди, у которых злобные заказчики отнимают последнее. Но периодически действительно встречаются крайне прижимистые клиенты, желающие получить «числом поболе, ценою подешевле».

    «И жнец, и швец, и на дуде игрец»

    Офисный сотрудник выполняет только ту работу, которая положена ему по должности — если он отгружает товар со склада, то искать новых клиентов его не заставят. Да, его могут отправить отгрузить не 10 коробок, а 30, но только в рамках его 8-часового рабочего дня. Фрилансер же должен грузить минимум столько коробок, сколько ему нужно для «поддержания штанов».

    При этом у офисного сотрудника размер, форма и вес «коробки» определяются служебными обязанностями, в то время как у фрилансера они могут быть абсолютно разноформатными. Например, «офисного» дизайнера нельзя заставить верстать макеты — это не его работа и он не обязан уметь это делать. «Офисного» админа не заставишь программировать — максимум, в рамках опять же служебных обязанностей.

    «Независимость» фрилансера и «служебное рабство» офисного сотрудника

    Офисный сотрудник относительно защищен КЗоТом, в то время как подавляющее большинство клиентов фрилансера предпочитает даже договора не заключать, ради того, чтобы не платить налоги. Офисный сотрудник может открыть свои служебные обязанности и аргументированно доказать, что «мыть пол» он не должен, в то время как для фрилансера отказ от выполнению дополнительной работы явно грозит потерей клиента, а значит и заработка.

    Да, мы можем говорить о качестве клиентов, о правильном позиционировании своих услуг и их стоимости, но факт остается фактом — многие клиенты не понимают разницу между дизайнером и верстальщиком, также как и между системным администратором и программистом.
    Защищенность фрилансера и офисного сотрудника

    Доказывать работодателю свою точку зрения проще, чем клиенту — для первого, увольнение сотрудника это приличная головная боль (обоснование по КЗоТ, выплаты, поиск и наём нового сотрудника и т.д.), а отказ от услуг фрилансера грозит лишь потерей аванса, да и тот можно частично вернуть за счет получения части выполненной работы, которую потом можно передать другому исполнителю.

    Операционные расходы

    Налоги и прочие выплаты за офисного сотрудника платит компания; рабочее место предоставляется бесплатно и обязательно; стоимость электроэнергии, коммунальных платежей и кондиционера в офисе — сотрудника не заботят.

    У фрилансера же все категорически иначе — все операционные расходы своей деятельности он несет сам. Представим себе дизайнера, которому нужен новых компьютер или хотя бы расширение объема оперативной памяти. Что делает «офисный дизайнер» — он просто пишет заявку: «в связи производственной необходимостью прошу...». Что делает фрилансер — он начинает подсчитывать свои доходы и пытаться изыскать резервы для апгрейда железа.

    А как считаете вы — лучше быть офисным сотрудником или фрилансером?

    Теги: офис , фриланс

    Комментарии: Добавить комментарий

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.