В современной массовой культуре терроризм и теракты прижились настолько прочно,
что никого уже не удивляет очередной голливудский блокбастер, где доблестные
американские герои воюют то с бомбистами-одночками, то с мрачными
организациями, в которых явно угадываются «талибан» или Аль-Каида, а то и с
целыми террористическими государствами. Компьютерные игры не отстают,
интерактивность действия позволяет уже не абстрактным морпехам и супергероям, а
непосредственно игроку взять на себя миссию освободить, отбить, уничтожить и
отомстить.
В самом начале эпохи трехмерных стрелялок существовал негласный запрет:
использовать образы людей в качестве противников не одобрялось. Мол, постреляв
по мишеням из пикселей на экране, подросток немедленно захочет воплотить
кровавую баню в жизнь. Первым решились нарушить табу хитрые ребята из id
Software, но в игре Wolfenstein противниками выступили самые плохие парни на
Земли – нацисты, возглавляемые лично Гитлером, а их убивать вполне почетно и
оправдано. Но, единожды открыв шкатулку Пандоры, запихать обратно все, что из
нее полезло, пока не удавалось никому. Вслед за фашистами пошли и другие
негодяи (по американской версии): вьетнамцы, иракцы, ливийцы… ну и русские,
конечно. Но это были враги с оружием в руках, а тем временем раскрученный
маховик насилия вертелся все быстрее, и в конце концов игрок взглянул сквозь
прорезь прицела и на мирных граждан. Общественность возмутилась, а в Госдуме
даже
раздавались призывы запретить одну из самых неоднозначных военных игр
нашего времени Call of Duty: Modern Warfare 2.
Само собой, расстрел русских обывателей в аэропорту выглядит чрезмерным
насилием, по крайней мере, для нас, на западе никто особенно не возмущался, а
ведь Modern Warfare, на минуточку – самая продаваемая игра года. Чтобы
утихомирить страсти, разработчики заблокировали уровень в аэропорту в
российской версии игры и умыли руки.
И мало кто обратил внимание, что это был первый звоночек. Первый столь
массовый, по крайней мере. Знаковая веха: игра, в которой террористы не только
противники и мишени, но и полноценные участники действия. Сам теракт – не
кровавое преступление, возмездие за которое передается в руки игрока, а лишь
очередное событие в игре, проходная точка в развитии сюжета.
Взрыв самолета или здания, захват заложников стали обыденным событием для
общества, телевизор превратил теракт в реалти-шоу, которое смотрят не только
взрослые, но дети и подростки. И они… привыкли к нему, воспринимая новую
трагедию без лишних эмоций, просто как ЕЩЕ одну новость. Не знаю, насколько это
хорошо: раньше ТВ-картинка утраивала, а может и удесятеряла эффект теракта,
распространяя страх и панику. Но скоро мы можем столкнуться с индифферентным
отношением граждан к чужой боли, потому что растет новое поколение, для
которого терроризм – норма жизни.
Понятно, что подобное изменение статуса не могло пройти мимо сценаристов игр и
фильмов. Возьмем для примера один из самых свежих отечественных проектов –
PrimeWorld («Мир прайма») от
компании Nival.
Игра, позиционируемая разработчиками, как социальная стратегия, действительно
ориентирована на командные действия: вслед за тотальным засильем социальных
сетей в мир приходит мода на социальные игры. Предыстория расскажет нам о
глобальной катастрофе, изменившей лик мира, но затравка для того и делается,
чтобы завлечь и напугать. Самое главное впереди. В «Мире прайма» действуют две
расы: суровые технократы севера и утонченные созерцатели юго-востока. А не
поделили меж собой они тот самый прайм, магическую субстанцию, на которой
работают машины северян и заклинания южан. Прогресс потребляет все больше
топлива, месторождения иссякают, а у соседей его много, незаслуженно много, и
делиться добровольно они почему-то не хотят. Знакомая картина, не так ли? Разве
что прайм в нашей реальности черного цвета и называется несколько иначе.
Дальше игрокам обещан сложный сюжет, в котором стороны не побрезгуют самыми
разными методами вплоть до индивидуального террора. В рядах обоих
противоборствующих государств найдется место героям-диверсантам, но дело даже
не в этом. Сюжет PrimeWorld интуитивно понятен молодому пользователю, потому
что все это он видел по телевизору: Ирак, Афганистан, Ливия… далее везде.
Игроку в подобном мире просто и понятно, он быстро освоится в нем и легко
выберет сторону, за которую сражаться.
И надо поблагодарить создателей из Nival за то, что само понятие террора в игре
осуждается. Пусть взрывы и захваты в нашем мире постепенно превращаются в один
из ситуационных рисков, вроде ДТП, а для сценаристов они стали лишь очередным
сюжетным поворотом: любовь, авария, потеря памяти, теракт… Пусть. Но мы еще не
опустились настолько, чтобы сопереживать тем, кто пытается добиться своего,
убивая ни в чем не повинных людей.
Размещено на сайте "Наука и
образование против террора".
Читать далее
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.