Рейтинг@Mail.ru
    Работа \ Люди \ lightday \ Блог

    Сюжетная простота терроризма

    18.11.2011 15:00 0 комментариев

    57.80 КБ

    В современной массовой культуре терроризм и теракты прижились настолько прочно, что никого уже не удивляет очередной голливудский блокбастер, где доблестные американские герои воюют то с бомбистами-одночками, то с мрачными организациями, в которых явно угадываются «талибан» или Аль-Каида, а то и с целыми террористическими государствами. Компьютерные игры не отстают, интерактивность действия позволяет уже не абстрактным морпехам и супергероям, а непосредственно игроку взять на себя миссию освободить, отбить, уничтожить и отомстить.


    В самом начале эпохи трехмерных стрелялок существовал негласный запрет: использовать образы людей в качестве противников не одобрялось. Мол, постреляв по мишеням из пикселей на экране, подросток немедленно захочет воплотить кровавую баню в жизнь. Первым решились нарушить табу хитрые ребята из id Software, но в игре Wolfenstein противниками выступили самые плохие парни на Земли – нацисты, возглавляемые лично Гитлером, а их убивать вполне почетно и оправдано. Но, единожды открыв шкатулку Пандоры, запихать обратно все, что из нее полезло, пока не удавалось никому. Вслед за фашистами пошли и другие негодяи (по американской версии): вьетнамцы, иракцы, ливийцы… ну и русские, конечно. Но это были враги с оружием в руках, а тем временем раскрученный маховик насилия вертелся все быстрее, и в конце концов игрок взглянул сквозь прорезь прицела и на мирных граждан. Общественность возмутилась, а в Госдуме даже раздавались призывы запретить одну из самых неоднозначных военных игр нашего времени Call of Duty: Modern Warfare 2.
    Само собой, расстрел русских обывателей в аэропорту выглядит чрезмерным насилием, по крайней мере, для нас, на западе никто особенно не возмущался, а ведь Modern Warfare, на минуточку – самая продаваемая игра года. Чтобы утихомирить страсти, разработчики заблокировали уровень в аэропорту в российской версии игры и умыли руки.
    И мало кто обратил внимание, что это был первый звоночек. Первый столь массовый, по крайней мере. Знаковая веха: игра, в которой террористы не только противники и мишени, но и полноценные участники действия. Сам теракт – не кровавое преступление, возмездие за которое передается в руки игрока, а лишь очередное событие в игре, проходная точка в развитии сюжета.
    Взрыв самолета или здания, захват заложников стали обыденным событием для общества, телевизор превратил теракт в реалти-шоу, которое смотрят не только взрослые, но дети и подростки. И они… привыкли к нему, воспринимая новую трагедию без лишних эмоций, просто как ЕЩЕ одну новость. Не знаю, насколько это хорошо: раньше ТВ-картинка утраивала, а может и удесятеряла эффект теракта, распространяя страх и панику. Но скоро мы можем столкнуться с индифферентным отношением граждан к чужой боли, потому что растет новое поколение, для которого терроризм – норма жизни.
    Понятно, что подобное изменение статуса не могло пройти мимо сценаристов игр и фильмов. Возьмем для примера один из самых свежих отечественных проектов – PrimeWorld («Мир прайма») от компании Nival. Игра, позиционируемая разработчиками, как социальная стратегия, действительно ориентирована на командные действия: вслед за тотальным засильем социальных сетей в мир приходит мода на социальные игры. Предыстория расскажет нам о глобальной катастрофе, изменившей лик мира, но затравка для того и делается, чтобы завлечь и напугать. Самое главное впереди. В «Мире прайма» действуют две расы: суровые технократы севера и утонченные созерцатели юго-востока. А не поделили меж собой они тот самый прайм, магическую субстанцию, на которой работают машины северян и заклинания южан. Прогресс потребляет все больше топлива, месторождения иссякают, а у соседей его много, незаслуженно много, и делиться добровольно они почему-то не хотят. Знакомая картина, не так ли? Разве что прайм в нашей реальности черного цвета и называется несколько иначе.
    Дальше игрокам обещан сложный сюжет, в котором стороны не побрезгуют самыми разными методами вплоть до индивидуального террора. В рядах обоих противоборствующих государств найдется место героям-диверсантам, но дело даже не в этом. Сюжет PrimeWorld интуитивно понятен молодому пользователю, потому что все это он видел по телевизору: Ирак, Афганистан, Ливия… далее везде. Игроку в подобном мире просто и понятно, он быстро освоится в нем и легко выберет сторону, за которую сражаться.
    И надо поблагодарить создателей из Nival за то, что само понятие террора в игре осуждается. Пусть взрывы и захваты в нашем мире постепенно превращаются в один из ситуационных рисков, вроде ДТП, а для сценаристов они стали лишь очередным сюжетным поворотом: любовь, авария, потеря памяти, теракт… Пусть. Но мы еще не опустились настолько, чтобы сопереживать тем, кто пытается добиться своего, убивая ни в чем не повинных людей.


    Размещено на сайте "Наука и образование против террора".
    Читать далее



    Комментарии: Добавить комментарий

    Пока нет комментариев.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.