Рейтинг@Mail.ru

    Взгляды на ранее

    21.01.2012 00:35 0 комментариев

    Современник Карлейля русский биолог, эколог и социолог Н. Я. Данилевский отвергал мировоззренческие основы дарвинизма: «Каким жалким, мизерным представляется мир и мы сами, в коих вся стройность, вся гармония, весь порядок, вся разумность являются лишь частным случаем бессмысленного и нелепого; всякая красота — случайной частью безобразия; всякое добро — прямою непоследовательностью во всеобщей борьбе, и космос — только случайным частным исключением из бродящего Хаоса».

    Сторонники «свободной рыночной экономики» и конкуренции могут в ответ задать риторический вопрос: а почему бы и нет? Пора отбросить наивные представления о человеке — венце творения, носителе божественных истин. В мире небесных тел действительно господствует порядок (да и то не идеальный); но вокруг нас, на грешной земле, с избытком хаоса, зла, жестокости, уродства.

    Не чуждые поэзии припомнят слова Анны Ахматовой:

    Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда.

    Переходя от поэзии к прозе природы можно припомнить и грибы-навозники, и вообще гумус, перегной, обеспечивающий плодородие полей, и земляных червей, которые трудятся на той же почве с таким же успехом. А как расценивать в духе всеобщей гармонии, любви и красоты, царящих в мире, картины, которые так часто показывают в познавательных телепрограммах: отвратительные гиены, терзающие прекрасную лань, страшные крокодилы, вгрызающиеся в зебру, грифы, пирующие у падали?

    Не такова ли реальная природа? Разве не доказывают подобные факты верность основного постулата дарвинизма? Не пора ли отказаться от наивного абстрактного гуманизма?



    Комментарии: Добавить комментарий

    Пока нет комментариев.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.