Современник Карлейля русский биолог, эколог и социолог Н. Я. Данилевский отвергал мировоззренческие основы дарвинизма: «Каким жалким, мизерным представляется мир и мы сами, в коих вся стройность, вся гармония, весь порядок, вся разумность являются лишь частным случаем бессмысленного и нелепого; всякая красота — случайной частью безобразия; всякое добро — прямою непоследовательностью во всеобщей борьбе, и космос — только случайным частным исключением из бродящего Хаоса».
Сторонники «свободной рыночной экономики» и конкуренции могут в ответ задать риторический вопрос: а почему бы и нет? Пора отбросить наивные представления о человеке — венце творения, носителе божественных истин. В мире небесных тел действительно господствует порядок (да и то не идеальный); но вокруг нас, на грешной земле, с избытком хаоса, зла, жестокости, уродства.
Не чуждые поэзии припомнят слова Анны Ахматовой:
Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда.
Переходя от поэзии к прозе природы можно припомнить и грибы-навозники, и вообще гумус, перегной, обеспечивающий плодородие полей, и земляных червей, которые трудятся на той же почве с таким же успехом. А как расценивать в духе всеобщей гармонии, любви и красоты, царящих в мире, картины, которые так часто показывают в познавательных телепрограммах: отвратительные гиены, терзающие прекрасную лань, страшные крокодилы, вгрызающиеся в зебру, грифы, пирующие у падали?
Не такова ли реальная природа? Разве не доказывают подобные факты верность основного постулата дарвинизма? Не пора ли отказаться от наивного абстрактного гуманизма?
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.