Китай: Шанхайское метро. Толпы китайцев и пешеходный этикет. Музей городского планирования
Очередные выходные пролетели, а я только принимаюсь повествовать, что мы делали
на прошлых. Эта вязкая чувственная дисфункция так рушит мою собранность и
нервную систему, что ничего не остаётся, кроме как увлекать мозг цветными
картинками, вместо созидания, а потом мучать перед сном- встать таки записывать
или нет. Я, наконец, осилила рассказ про субботнюю вылазку в центр. Под катом
есть большой текст о метро, комментарий на тему «где все люди на моих
фотографиях» - где здесь все люди и как жить в столь густонаселенной стране, а
так же много странных неруких фотографий на понтовую камеру.
В прошлую субботу 18 февраля мне требовалось совершить поездку в центр, чтобы
удостовериться, что я все таки живу в футуристическом Китае. Кусочки
небоскребов я вижу каждый день, если двигаюсь в сторону метро, на прогулке в
рынок и из окон ночного такси. Наверное поэтому я уже их воспринимаю как нечто
обычное и меня не рвет и не корежит, бросать все и ехать в сторону
архитектур.
Набережная со всяческими хитовыми местами меня еще ждет. Я навострилась в
Шанхайский музей городского планирования. Зачем? – очень хотелось посмотреть
макет города, но как потом выяснилось, там все было не так, как мне ожидалось.
Аха, зато в этот день я успела хорошенько замёрзнуть.
Спустились в метро. Про метро я еще не рассказывала – здесь основные
положения:
1. Для того, чтобы попасть в метро, нужна карточка. Как покупают разовые
поездки, я не знаю пока (предполагаю, что в кассах, но я их не всегда вижу,
когда спускаюсь в метро). Папа выдал мне карточку, которую надо прикладывать к
турникету на входе в метро и на выходе тоже! (я обязательно проверю, как именно
заходят в метро обычные люди, как только будет время и не будет рядом детей, не
люблю усложнять, когда можно сделать проще). Можно выйти не прикладывая, каким
то образом - тут никто ни за кем не бегает с русским фанатизмом – приложите
карточку суки! - никто не свистит в свисток. Но если не закрыть поездку на
выходе, чтобы зайти снова по этой карточке в метро, следует обратиться в
сервис-центр к дамочке за стеклом. Она через компьютер закрывает прошлую
поездку, и тебе становится доступна следующая поездка.
2. На входе в метро есть рентгеновский ящик, как в аэропорту, через который, по
идее, работники метро должны просматривать сумки. Должны, но не делают. Ни разу
не видела, чтобы кто-то из предполагаемых участников этой коммуникации проявлял
активность.
3. Карта Шанхайского метро не вызывает паники головного мозга: там все ясно и
предельно понятно. Каждая станция подписана на транслите, объявления между
перегонами так же дополнительно переводятся в громкоговоритель, голос женский
приятный китайский.
4. Работники метрополитена одеты в униформу - тёмно-синие длинные пуховики,
смотрятся мило и уверенно, я доверяю таким работникам метрополитена. Как и
таксисты, эти люди не говорят по-английски ни словами, ни жестами
5. В метро есть туалеты! На каждой станции есть бесплатный туалет, и это
благостно на столько, что не передать словами. В NYC туалеты есть не везде, но
есть, и я тогда еще была покорена этим человеколюбием, а в Шанхае есть на
каждой станции!
6. Метро работает до 22:30, потому что не фиг ездить вечерами на метро, надо
спать нормальному китайскому народу. Завтра на работу. Честно скажу, сей факт
очень расстраивает. Есть доступные такси, но именно после закрытия метро
посадка увеличивается на 5 тугриков, а тариф на 30 процентов. Ранее закрытие
метро – реальная подстава, хуже чем развод питерских мостов. В NYC, например,
метро работает круглосуточно. Есть ночная регуляция поездов, они ходят реже,
чем днем, безусловно. Здесь тоже есть регуляция поездов – чем больше поток, тем
чаще поезда. На многих центральных станция есть табло, где написано, сколько
ждать следующего поезда, и когда придут следующие два.
7. Люди в метро есть. С 5 до 7 в метро лучше не появляться, потому что там
появляются люди, которые стремятся попасть с работы домой. Им много и они
перемещаются хаотически, очень трудно функционировать в этом потоке с коляской,
детьми и русским менталитетом. Во сколько у них начинается час пик утром, я не
знаю пока.
8. Выходы из метро, если их много, мечены цифрами, мне очень удобно, как
топографическому критинисту и как тупому иностранцу – мне кажется, прекрасная
идея, и следует ее применять в нашей стране например. Цифры выходов написаны
огромными знаками – тоже плюс. Считаю что это более чем логично и пиццот раз
удобней чем наши: первый вагон из центра или непервый, выход на такую или сякую
улицу…
9. Метро, как и улицы, организованы для людей. Любой инвалид способен зайти в
метро и выйти из него, на любой станции, сам без помощи. Это будет не быстро,
скорее всего, но возможно. В шанхайском метро , да и везде в общественных
местах, где есть лестницы, предусмотрены системы спуска для инвалидов или
женщин с колясками: лифты или подъемники\платформы.
Теперь про чудеса цивилизации: отношение к человеку с ограниченными
возможностями – оно тут есть! Главным моим впечатлением будут условия для
передвижения мамы с коляской (про инвалида мне говорить сложнее, но вы будете
додумывать). Мне особенно требуется помощь в перемещении по лестницам, потому
что я везу двоих детей в одном тарантасе. Я взяла с собой наш прогулочный танк,
который весит 12 кг, в котором едет Лис. Танк мне нужен так же потому, что к
нему прикреплена платформа, на которой путешествует лада. Платформа пристежная,
но я естественно ставлю туда ладу каждый раз когда мы оказываемся в
общественном месте: я не считаю, что она достаточно взрослая, чтобы
передвигаться самостоятельно, и неизвестно когда я смогу позволить ей двигаться
самостоятельно с моей паранойей. Плюс у меня в голове перманентно бьется страх,
что она потеряется, и еще хуже: что ее украдут и продадут в рабство или на
органы или что-нибудь похлещще.
На нашей станции есть общественный лифт, им пользуются все, кто хочет. Кстати,
тем, кто не хочет передвигаться пешком по лестнице предназначен эскалатор, он
есть почти на каждой лестнице, дублирует подъемы вверх и вниз.
На некоторых станциях и пересадках лифты просто так не работают. Чтобы
воспользоваться лифтом, то есть чтобы за тобой приехал служащий метро, надо
нажать на кнопку и поговорит с оператором метро или сервис центра. У папы не
хватает терпения или желания этим заниматься, поэтому в это раз, когда мы
ездили по центру, он передвигался с коляской, пользуясь эскалатором. Я, будучи
одна, пользуюсь благами цивилизации, плюс мне всегда интересно, как будет
происходит то или иное перемещение. На многих эскалаторах есть специальная
наклейка, запрещающая ехать с детской коляской. От таких напоминаний мне худо
становится – подумать только, в МСК нет вообще альтернативы, только эскалатор,
иначе ты не едешь.
У каждой лестницы по любому есть что-либо для помощи колясочникам, если
напервый взгляд нет , то надо приглядеться. Когда я вижу такое великолепие, мне
всегда становится стремно за нашу страну, за МСК и за питер, в частности, ведь
в этих метро нет ни одного лифта для того, чтобы колясочники могли
1.перемещаться, 2.перемещаться свободно, а если я стою на эскалаторе с детьми,
на меня начинают орать благим матом несущиеся сзади: хуле ты тут сука встала
нам пройти надо! – я писала про это уже, только в соей стране я могу
чувствовать себя прокаженной с детьми и больной.
В других странах объективно считают, что перемещаться на эскалаторах с детьми
опасно, как так получается, что жителям столицы нашей родины нет жизни и нет
возможностей. Для того чтобы перемещаться в других странах с коляской на
эскалаторе, надо вынуть из коляски ребенка и только так подняться наверх.
Работницы метрополитена неоднократно предлагали мне свою помощь, когда я
пыталась выбраться наверх на уникальной станции, где нет лифта для подъема на
улицу, есть только те что между станциями.
Возвращаясь к перемещению на переходах и на станциях метрополитена - к лифтам.
Громкоговоритель адекватно реагирует на китайскую речь, не совсем адекватно на
английскую. Я звоню и говорю по-английски, почему я хочу лифт и где я нахожусь.
через 2 минуты приезжает работница метрополитена и спрашивает, куда мне надо.
Иногда она так заботливо хочет переместить куда тебе надо, что ты вынужден с
ней перепираться, что на самом деле тебе надо в другое место – часто это
утомляет, когда она тянет тебя в одну сторону, а ты пытаешься объяснить, чтобы
тебе и вовсе со станции надо выйти. Я по прежнему считаю, что лучше много
помощи чем никакой, удобней, когда есть возможность выбрать.
Одна из главных черт китайского народа : отсутствие в нем нет присущей русским
оголтелости – в первое вреям выбивает из колеи. они все делают мило и улыбчиво,
работницы соц сфер, те же метросотрудники, не наделяют себя функциями богов, и
если ты делаешь что-то не так, например, ломишься на выход из входа, они молча
тебя выпустят, скорее всего, редко когда порекомендуют отвалить в правильное
место, хотя это все, безусловно, зависит от конкретного человека.
Где все китайцы? Китайская толпа и китайская давка.
В субботу мы были в центре как раз после с 3 до 6 вечера.
в центре китайцев было много – очень много, они были везде! Они всюду хотели
пройти, они мешали мне фотогарфировать,
Я сделал для себя открытие: вряд ли смогу когда-нибудь нормально
фотографировать достопримечательности просто потому, что я чертовски маленького
роста. А тут еще китайцы тут и там, они везде снуют и появляются на
фотках.
много их было и в метро. В эту субботу их оказалось совсем не мало на обратном
пути, папа сделал вывод, что эта суббота у них получилась рабочая и следующая
тоже, скорее всего, будет рабочей.
(в китае тоже пьют на новый год, правда всего одну неделю а не две, ак у нас,
да и то, после праздника они еще в течение месяца отрабатывают пропитое по
субботам – ну не чудо ли!)
Я уже писала про китайское толпяное хамство, а сейчас я буду развивать эту
тему: в толпе, в метро они превращаются в неистовых (но не в яростных) хамов,
которые дико ломятся на освободившиеся места, в открытый проход, в
открывающуюся дверь поезда.
Возникает сильный когнитивный диссонанс: вроде как ты пребывал в таком
благостном месте под название город шанхай, а оказавшись в метро, ты понимаешь,
что здесь все быстро бегут, все снуют и хотят куда-то попасть первыми.
Когда открываются двери вагона на выход, никто, ни одни человек (а если их
будет много, то держись) не даст тебе выйти. Чтобы выйти, ты будешь бороться за
выход со остальными. По этому же методу они переходят улицы – все дико и
неистово на зеленый сигнал светофора идут друг на друга, грудь на грудь, но не
лицом к лицу – головы наклонены вниз чуть улыбаясь.
Поэтому каждый уважающий себя китаец, встает с места заранее и заранее подходит
к выходу, потому что если он так не сделает, то рискует проехать станцию, что
вообще не допустимо. Час пик – это трудно, потому что все радостно идут друг на
друга. Мне чуть проще, я еду тараном на коляске, но трудно, когда держу ладу за
руку.
Самое странное, что все ЭТО перемещением и наскоки друг на друга, делается
абсолютно беззлобно и по -доброму. Не знаю, как вам объяснить – я ни разу не
слышала ни одного грубого слова, не видела косых взглядов ни на меня ни на
других, никто друг друга в ответ не толкает – все просто несутся на свободное
место, стараются прошмыгнуть быстрей перед тобой, - им по фигу на коляску и на
бэйба – они лезут и пытаются просочиться. Почти все молча, да еще отсутствие
пьяных добавляет картине шока – люди массосво друг на друга наскакивают просто
так и мирно расходятся. Это раздражает, да, очень, но видимо только меня,
потому что я русская, и у меня другое личное пространство – в китае его в 5 раз
меньше, чем у любого другого человека земного шара.
После час пик в метро и на улицах снова становится почти пусто, потому что на
фига шляться по улицам без дела - тут людям есть чем заняться.
фотки все бессовестно уведены в синеву - это я уже потом заметила, когда у меня
оно пакетно открылось. переделывать уже терпения не хватило, и так они у меня
по пол дня то туда, то сюда грузятся, обработка долго идет, так что давайте эти
фотки будут у меня в таком вот виде
на одном из переходов я снова увидела чудо - испытала такой же шок, как и в нью
йорке, когда подобное устройство занесло в автобус инвалида. А тут мне
предлагают ехать в таком - круто блин.
мне казалось, что они по воздуху летели
эти заборчики так заботливо закрывают людей от опасности. как раз для таких как
я - чтобы не параноить
сам музей
макет дал понять мне примерно, что и как - по карте мне не ясно почему то до
сих пор
тут мы живем
это макет старой набережной. или я не поняла ничего
случайно поднялись в картинную галерею. ладе почти интересно было. встретили
русских бабушек, с кислыми еблами, как по госту, придерживающимися между
картин
это не для меня музей. мне вообще в музеях сложно, а тут музей карт и планов -
ар араааа
ну и прогулка по мини супер рыночку которы размещен в исторической зоне старого
китая. подробностей не знаю. я уже офигевашая была, до сих пор все как в
тумане
в магазине игрушек
уже 2 недели я вижу и нюха. цветы на улицах - это божественно
Читать далее
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.