Рейтинг@Mail.ru

    Хорошо известна фраза о том, что самый простой способ превратить свою жизнь в кошмар — это сделать из своего хобби работу. Возможно, несколько десятилетий назад так оно и было, но сегодня все происходит с точностью до наоборот. Все больше людей, стремясь не просто заработать себе на жизнь, а сделать это с удовольствием для себя, пытаются заработать на занятиях, которые заполняют их досуг.

    Forbes выбрал 10 самых ярких примеров, подтверждающих, что превратить хобби в работу можно не только без ущерба для собственного спокойствия, но и с большой выгодой для семейного бюджета.

    Анна-Мария Файола (Bramble Berry)

    34-летняя Анна-Мария Файола из города Беллингхэма, штат Вашингтон, в школьные и студенческие годы увлеклась изготовлением мыла, а в 20 лет решила превратить свое увлечение в бизнес. На 2011-й год доходы ее компании Bramble Berry оцениваются в $3 млн, а ассортимент насчитывает 2500 наименований. Преуспеть девушке помогли три фактора: редкая решимость ставить на кон все свое имущество, образование маркетолога и бум социальных сетей. Взяв крупный кредит через правительственную программу поддержки малого бизнеса, она разработала концепцию продвижения, чрезвычайно понравившуюся клиентам, — L.O.V.E. Это непереводимая игра слов, означающая примерно следующее: компания Bramble Berry меняет жизни (Lives) своих клиентов, создавая для них возможности (Opportunities), делясь высокими ценностями (Value) и вдохновляя на самовыражение (Expression). Большинство ее B2B-клиентов — сами дизайнеры мыла и производители косметики, и им важно знать, что поставщик разделяет их эстетические убеждения. А выпавший на нулевые годы взрывной рост интернета помог Анне-Марии завоевать сердца покупателей: она начала свой бизнес еще в 1998-м, и у нее было время подготовить свои товары к эпохе Web 2.0.

    Том Сазмор (Broadmoor Bakery)

    Выходец из ЮАР Том Сазмор перебрался в США в 1979-м году в возрасте 28 лет, и уже в 1981-м организовал компанию Business Space Resources, подбиравшую и оптимизировавшую рабочее пространство для клиентов. Но Сазмор был собой недоволен: ему хотелось параллельно заниматься чем-то более приземленным, живым и человечным. Он увлекся выпечкой, и, когда после нескольких месяцев экспериментов на кухне угостил родных хлебом, в котором одновременно нашлось место для семян подсолнечника, кунжута, тыквы и мака, овсяных хлопьев и грубой пшеницы, семья решила: пора открыть бизнес. Том напряг все свои связи и организовал масштабную кооперацию. Ларри Макдональд, владелец крупной пекарни и товарищ Сазмора по благотворительному клубу «Ротари», стал соучредителем фирмы Broadmoor Baker, а небольшие дизайнерская студия и рекламное агентство — бывшие клиенты Business Space Resources — помогли с оформлением, упаковкой и продвижением. Сегодня доходы Broadmoor Baker составляют около $2 млн в год. При этом энергичный предприниматель уделяет своему бизнес-хобби не более полутора часов в день. На хлеб насущный он зарабатывает в Business Space Resources, а выпечка — это для души.

    Джо Маддалена (Profiles in History)

    Джо Маддалена, сын торговцев антиквариатом из штата Род-Айленд, превзошел своих родителей в страсти к коллекционированию еще в детстве. К четырнадцати годам у него на руках уже были 100 000 выпусков комиксов, более миллиона бейсбольных карточек, тысячи автографов знаменитостей (и еще больше — людей, у которых предприимчивый Джо брал автографы на тот случай, если они когда-нибудь станут знаменитостями) и даже несколько картин. Денег, полученных от продажи этих богатств, юному бизнесмену хватило, чтобы открыть аукцион Profiles in History, торгующий личной корреспонденцией голливудских звезд и статусными историческими документами. Среди лотов Маддалены — последняя служебная записка, на которой была поставлена подпись Джона Ф. Кеннеди, и письмо Авраама Линкольна, в котором он пылко защищает перед своими политическими оппонентами необходимость выпуска Прокламации об освобождении рабов. Эксперты полагают, что последний документ будет продан самое меньшее за $5 млн. Хороший профессиональный рост для человека, еще недавно бравшего автографы у своих одноклассников, а сегодня обладающего состоянием, которое оценивается в $2-3 млн.

    Роберт Стерновски (Softronics)

    Роберт Стерновски провел свои молодые годы, работая инженером в корпорации Rockwell Collins, обслуживающей интересы американского ВПК и космической индустрии. В свободное время изобретатель мастерил у себя в гараже радиотехнику. Когда случайно выяснилось, что его страсть разделяет несколько коллег и знакомых, было принято решение начать собственное дело. Фирма Softronics долгое время работала в кустарном режиме: офис то и дело переезжал, сотрудники приходили на службу ближе к полудню, а уходили домой под утро, всякий раз оставляя уборщице батареи пустых банок Mountain Dew и коробки из-под пиццы. Трансмиттеры, ресиверы и прочие гаджеты у Softronics при этом получались отличные, но доверять крупные подряды банде безумных нерях солидные клиенты как-то не решались. Стерновски переломил ситуацию меньше чем за полгода, внедрив стандарты качества ISO. Инженерам пришлось причесаться, а офису — преобразиться. Хобби превратилось в бизнес, зато и денег компания из двух десятков человек стала зарабатывать неприлично много: только с Rockwell Collins был подписан контракт на поставку оборудования на $200 млн, а ежегодный оборот составляет свыше $20 млн.

    Маркус Персон (Mojang)

    Тридцатидвухлетний швед Маркус Персон начал играть и программировать еще до того, как пошел в школу: в семь мальчик уже знал код Commodore 128. До 2009-го года Персон прожигал жизнь по тому же сценарию, что и многие талантливые, но рассеянные сверстники: работал фрилансером в хороших, но не лучших игровых студиях, то успешно, то безуспешно ввязывался в чемпионаты по программированию — в общем, был профессионально малоподвижен. Однако все это время Персон искал свою идею, которая обеспечила бы ему заветные пятнадцать минут славы. И нашел: билетом в новую жизнь оказалась разработанная на досуге, в порядке хобби, мобильная видеоигра Minecraft. Первую версию программы Персон написал за неделю. Реакция геймерского сообщества оказалась настолько позитивной, что разработчик уволился из всех мест, где (делал вид, что) работал, открыл компанию Mojang, набрал людей и принялся доводить концепцию Minecraft до блеска. Результат — 5 млн проданных копий еще до выхода официальной, самой последней версии игры, 18 млн пользователей, зарегистрировавшихся на сайте проекта и готовых раскошелиться после релиза, и $4,16 млн чистой прибыли в прошлом году.

    Дэвид и Венди Каст (ContemporaryCandles)

    Дэвид и Венди Каст из Глендейл Хайтс, штат Иллинойс, превратили свое хобби в бизнес не только ради прибыли, но и ради эксперимента. При изготовлении свечей одних только фитилей используются десятки видов, не говоря уж о сортах воска и ароматических маслах, и каждая их комбинация заставляет свечи гореть по-разному. Когда вариантов стало слишком много, Касты стали раздавать свечи друзьям — с обязательным условием: те должны внимательно следить за тем, как горит свеча, и делать пометки в специальной анкете. Друзья от участия в эксперименте не отказались и даже убедили Кастов превратить хобби в полноценный бизнес. Супруги долго упрямились, но их вынудили обстоятельства: в 2001-м Венди уволили, а глухой девушке даже в США бывает непросто найти работу. Дэвид, также страдающий от глухоты, поддержал жену, и за десять лет Касты заполонили весь Иллинойс сотнями видов свечей и сопутствующих товаров: подставок, игрушек из воска, банных принадлежностей. Их бизнес мог бы быть еще более успешным, если бы не фанатичная преданность семейным ценностям: Касты отвергают заманчивые предложения о расширении дела и крупные сверхурочные заказы, чтобы проводить больше времени с детьми. И тем не менее их годовой оборот оценивается в $1 млн.

    Алан Эллис (Oink)

    Бизнес британского студента Алана Эллиса начался с хобби: юноше нравилось программировать и хвастаться перед другими кодерами своей изобретательностью. Самым профессиональным любительским проектом Эллиса оказался сайт для обмена музыкальными файлами Oink, запущенный в 2004-м году и закрытый в 2007-м по решению суда. Oink работал по принципу торрента: его пользователи делились друг с другом аудиозаписями, которые хранились у них на компьютерах, а не на серверах компании. Эллис получал доходы с продажи пригласительных билетов: чтобы попасть в закрытую социальную сеть, нужно было уговорить кого-нибудь из уже подключенных знакомых заплатить $5 за «инвайт». За три года на сайте зарегистрировались 200 000 человек. Разумеется, обмен музыкой был незаконным, а правообладатели не получали от Oink ни гроша. Английскому суду так и не удалось доказать вину Эллиса и взыскать с него нажитые на проекте деньги (по разным оценкам, от $300 000 до нескольких миллионов): во время слушаний Алан утверждал, что не несет ответственности за преступления посетителей сайта, и что Oink — это всего лишь поисковая машина, и если судят его, то и остальные мировые поисковики тоже стоило бы засудить.

    Рэйчел Рэй (30 Minute Meals)

    Американская телезвезда Рэйчел Рэй, как и положено потомкам эмигрантов с Сицилии, с детства обожает готовить. Но пробиться с этим распространенным хобби в большой бизнес ей помогла оригинальная концепция: ее шоу 30 Minute Meals предназначено как раз для тех, кто кулинарию не жалует и боится заходить на кухню больше чем на полчаса. Формат неожиданно прижился: сегодня сорокатрехлетняя Рэй — второй человек на американском ТВ после Опры Уинфри, ведущая сразу четырех телешоу, автор бессчетного числа книг о вкусной и здоровой пище, лицо нескольких продуктовых марок и, конечно же, повар. Впрочем, американская мечта сбылась не так быстро, как кажется, когда читаешь статьи об успешных людях. Прежде чем шоу 30 Minute Meals выстрелило, Рэй пять лет оттачивала его формат на местном телеканале. Первые два года она работала в прямом смысле слова  за еду, потом начала получать по $50 за выпуск — меньше, чем тогда составляли ее расходы на бензин. А в 2009-м году Forbes поставил Рэй на 79-е место в списке самых влиятельных знаменитостей планеты, оценив ее ежегодный доход в $15 млн.

    Анджело Сотире (DeviantArt)

    Сайт DeviantArt выглядит, как форум несовершеннолетних любителей компьютерных игр, но внешность не должна обманывать: это крупнейшая и самая успешная социальная сеть для художников, дизайнеров и фотографов, объединяющая 14 млн авторов со всего мира. Когда портал запускался в 2000-м году, его создателю, греку Анджело Сотире только исполнилось 19 лет и его сжигали две страсти: современное массовое искусство и деньги. Сочетание оказалось удачным: пока другие узкопрофильные социальные сети закрывались одна за другой, не сумев ни заманить критическую массу пользователей, ни запустить приемлемый контентооборот, DevianArt процветал. В 2010-м году капитализация компании оценивалась в $19 млн, а ежегодный рост доходов до сих пор колеблется в районе 60%. Сегодня фирма зарабатывает не только на рекламе и платных сервисах для пользователей, но и на собственном ритейле. Сам же Сотира считается едва ли не медиапророком. Например, к нему, перед тем как выйти на рынок СМИ, обращался за консультациями Ричард Брэнсон, который когда-то и сам начинал строить свою империю с издания молодежного журнала Student.

    Энтони Швейгер (Anthony Beehive)

    Двадцатипятилетний Энтони Швейгер из города Лоренса, штат Канзас, свой миллион пока, может быть, и не заработал, но управляет производством с оборотом в $260 000 в год. А его пример показывает, как люди с ограниченными возможностями (Энтони страдает от эпилепсии и задержки умственного развития) могут эффективно интегрироваться не только в социальную жизнь, но и в бизнес. В третьем классе мальчик фанатично увлекся пчелами, и родители решили поддержать его. Семейный бизнес начался с улья на заднем дворе и воскресной торговли на фермерском рынке, но уже через два года для перевозки товара потребовались регулярные рейсы грузовика с прицепом. Энтони постоянно учится: в старших классах родители записали его на предпринимательские курсы National Foundation for Teaching Entrepreneurship и Youth Entrepreneurs of Kansas, и к природному обаянию хозяина-продавца прибавилась маркетинговая сноровка. Энтони добился, чтобы его мед стоял на отдельных полках в неприступных для мелких торговцев мегамаркетах из списка Fortune 500, разработал сайт, придумал эффектную упаковку для каждого из двух дюжин своих продуктов и занялся производством товаров-комплиментов — бальзамов, ароматизированных свечей и всевозможных лакомств на основе меда.

     


    Теги: бизнес , хобби

    Комментарии: Добавить комментарий

      • Rust16a
      • 30 мая 2012 года в 8:35

      А миллионы других, которые пропали в небытье разорившись от неудач? Фортуна чаще поворачивается задом к предпринимателям...

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.