Днем 23-летняя Наталья Караулова работает в банке, а по вечерам переодевается в фантастический костюм, превращающий ее в настоящего вождя племени, и преподает редкий по красоте танец – трайбл. О женской силе, импровизации, преодолении себя, а также о том, почему танцоров трайбла иногда принимают за сектантов – читайте далее.
– Когда смотришь на танцовщицу, исполняющую трайбл, вспоминаешь и индийские танцы, и цыганские, и танец живота, и многое другое…
– Действительно, трайбл («племенной» в переводе с английского) – это смесь из определенных движений – фламенко, индийские танцы, цыганские... Особенно
цыганские, поскольку цыгане, будучи кочевым народом, также заимствуют хореографию всюду, где бывают. Считается, что трайбл зародился в 70-е-80-е годы XX века, и особый вклад в его появление внесли Каролина Нериккио и Джамила Салимпур, которым решительно не нравилось то, что классический танец живота стал уже ресторанным развлечением. Их не устраивала подача женщины в этом виде танца – «смотрите на меня, я вся ваша». И тогда они создали танец, декларирующий женскую силу. Так появился АTS – American Tribal Style. Надо сказать, что ATS – это групповой танец, группа в трайбле называется «племя» или «клан». Во время выступления у племени есть лидер или «вождь», он дает незаметные сигналы – или, если грамотно выражаться, «ключи» – которые считываются остальными танцовщицами, и они понимают какое движение нужно исполнять. Лидер постоянно меняется, часто в процессе выступления. Существует также направление «трайбл-фьюжн», где у танцовщицы еще больше свободы самовыражения, а влияние народного танца несколько меньше. Я преподаю трайбл-фьюжн, но и в этом направлении мой стиль преподавания считается весьма экзотическим, я делаю много отступлений от канона.
– Ты упомянула о женской силе, об особой подаче женщины в танце. Насколько трайбл связан с феминистским движением?
– Многие связывают трайбл и феминизм. Есть очень знаменитое американское «племя» – «Ун Мата» – они действительно феминистки, пропагандируют отказ от стремления быть красивой для мужчины. Они не бреют подмышки, у них много пирсинга, они покрыты татуировками и танцуют здорово – они суперзвезды. Но это не общее место для трайбла, огромное количество «племен» и сольных танцовщиц себя к феминисткам не относят.
– А мужчины танцуют трайбл или это все-таки только для женщин?
– Танцуют, но это шоу-вариант. Конечно, женщин среди исполнителей трайбла подавляющее большинство.
- Под какую музыку обычно исполняют этот танец?
- Под любую, на вкус исполнителя. Конечно, чаще всего это что-то этническое, но вообще ограничений нет, трайбл в этом смысле универсальный танец.
– У танцовщиц трайбла удивительные костюмы, их можно бесконечно разглядывать. Это можно где-то купить или все приходится делать самой?
– К сожалению, купить костюм для трайбла нельзя. Некоторые девочки, у которых есть деньги, шьют на заказ, но это на самом деле дорого. Поэтому, если ты решила заниматься трайблом, будь готова также посвятить время кройке, шитью и рукоделию. И нужно также принять то, что скоро костюмы для трайбла будут отвоевывать место в твоем шкафу у других вещей. Кстати, тратить сразу большие суммы на покупку чоли (индийская короткая кофта – прим. редакции), лифов, юбок, шаровар и украшений не нужно – я сделала свой первый наряд, просто основательно порывшись на антресолях. И своим девочкам советую поступить точно так же. А потом, по мере развития увлечения, конечно, начинаются траты. Видишь украшения и ткани, подходящие тебе для того или иного наряда – и не можешь не купить это.
– Наверное, пока оденешь все это, сделаешь прическу и накрасишься, проходит масса времени…
– У меня после долгих тренировок это занимает от 20 минут до часа.
– Танцовщицы также много внимания уделяют украшению кожи – татуировки, пирсинг, макияж…
– Да, верно. Многие танцовщицы трайбла делают в ушах тоннели и укрепляют их, чтобы носить тяжелые серьги. Пирсинг крыльев носа – обычное дело. Макияж также должен быть очень ярким. Часто делаются рисунки на лице, например индийская точка на лбу, которая называется бинди, или вертикальная волна на подбородке – это знак раджастханских цыган от сглаза. Что касается татуировок, то они помогают подчеркивать движения. Многие делают татуировки на спине, чтобы едва заметные движения мышц производили на зрителя впечатление. Я, кстати, не раз слышала, что обнаженная спина танцовщицы трайбла гипнотически прекрасна – этот танец великолепно развивает мышцы. У меня пока нет татуировок, но наверняка в скором времени появятся.
– А как одеваются на занятия? Наверное, что-то попроще.
– Многие преподаватели просят учеников надевать штаны, какие-то велосипедки, чтобы было видно, как у ученицы ноги стоят. Какой-нибудь платок на бедра… Украшения – можно, но очень часто для тренировки используются упражнения из йоги, достаточно сложные, где нужно на полу лежать, поэтому браслеты могут помешать. Я своим девочкам разрешаю разодеваться на занятия, мне костюм совершенно не мешает понять, как они выполняют движения. Я разрешаю наряжаться, чтобы они собой любовались – нечасто трайбл-костюм наденешь, когда ты еще учишься. Я-то от своих нарядов подустала.
– Насколько сложно танцевать трайбл? Какие пожелания к новичку, к его физической подготовке?
– Если новичок хочет танцевать действительно хорошо, то требования высокие. Во-первых, нужны очень сильные ноги, потому что стоять час-два на полусогнутых ногах весьма непросто, а это необходимо, чтобы движения бедрами выглядели более эффектно. Потом нужны сильные руки, поскольку держать руки в стороны, не опуская локти, несколько часов подряд – это очень тяжело. Неподготовленный человек не выдерживает и минуты, а у тебя тренировка часа полтора…Сильная спина крайне желательна хотя бы потому, что танцовщица во время исполнения танца держит осанку идеально ровной. Нужен определенный фанатизм, чтобы этим постоянно заниматься. Так истязать свое тело… ну, разве что с балетом можно сравнить. Движения в трайбле сложны, должна быть предельная концентрация на каждой мышце. Танец исполняется на изоляции, когда одна или несколько частей тела двигаются, а все остальное будто бы каменное. В общем, нужно обладать либо талантом, либо упорством и терпением, и привыкать к тому, что после занятия будет болеть просто всё.
– Бывает, что к тебе приходит ученица, и ты ей отказываешь, потому что возраст не тот, подготовка не та…
– Нет, никогда. Научиться танцевать может любой. Лозунгом к моим курсам танцев является фраза «Ваше тело само научит вас танцевать». Нужно отключать мозг, в танце он не нужен. Особенно в моих танцах, потому что я проповедую импровизацию, исходящую из личности и эмоций. Да, держать тело под контролем нужно, но если в танце нет души, то это не танец, это фигня какая-то. С моими девочками мы после полутора лет занятий сейчас активно наращиваем технику, однако изначально я их приучаю слышать музыку, сливаться с этой музыкой и танцевать. Поэтому обязательной частью каждого урока является импровизация. С элементами трайбла, естественно, но импровизация. Я воспитываю сольных импровизаторов, чтобы они смогли станцевать под любую, даже незнакомую музыку. Многие из тех, кто видел трайбл впервые, говорили мне, что «вы творите что-то нереальное: мало того, что смотришь, как завороженный, так еще и будто бы воздух трясется». Вообще если посмотреть на танец с эзотерической точки зрения, в нем освобождается огромное количество энергии, созидательной энергии. Или же это энергия хаоса. Ее я тоже часто использую. Важно придать энергиям вектор, поэтому я часто выбираю содержательные песни для танца. Возможно, из-за этого меня часто боятся, чувствуют что-то очень сильное, но не могут понять, что это.
– Наверняка трайбл – не первый танец, который ты танцуешь. Как ты училась танцевать?
– Родители отдали девочку на танцы, и с этого все началось. Были кружки в местном культурном центре – балетный класс, хореография, акробатика, художественная гимнастика и так далее. Потом я пошла заниматься латиноамериканскими бальными танцами, и у меня все очень хорошо получалось, но в один не слишком прекрасный момент преподаватель ушел из этой школы, и нас всех распустили. Я вернулась к своей первой учительнице по хореографии и вскоре по ее недосмотру получила очень тяжелую травму, обидную, поскольку она меня отвлекла во время простейшего упражнения на разминке. После этого ничего не могла делать, даже встать на мостик. Мозг все помнил – тело не могло повторить. Врачи говорили: «Танцы – забудь. Каблуки – забудь. Ровно ходить не сможешь, будешь хромать. Детей вынашивать? Это вряд ли, тебе это будет очень тяжело». Я в душе показала им всем большую дулю и стала заниматься дома. Повторяла движения за Шакирой. Поначалу мало что получалось, я безумно злилась на себя, были даже истерики, но сдаваться не собиралась. Со временем форма восстановилась, и я смогла делать то же, что и до травмы, вот разве что на сальто в воздухе уже не решусь.
– Как ты начала преподавать?
– Мне всегда хотелось учить танцам. После поступления на экономический факультет РГГУ я некоторое время преподавала латину девочкам из детского дома. Довольно часто однокурсники просили меня научить их танцевать. Помню, как однажды прямо в университетском коридоре учила одного парня вальсировать.
– А как ты узнала о трайбле?
– Я познакомилась с человеком, который занимался народными инструментами, в основном кельтскими, древнегерманскими. Он хотел собрать свою группу, и его
заинтересовал трайбл в качестве визуального сопровождения музыки. Он показал мне видео и спросил: «Сможешь так?». Я ответила: «Смогу». У меня есть способность считывать движения танцора, мне не нужно объяснять, как и что он делает. Этот вид танца пленил меня почти сразу, за счет внешнего вида танцовщицы в том числе. Я все-таки язычница, ведьма, потому мне очень близка вся эта тематика. Я стала изучать трайбл, взяла пару уроков у президента российской федерации трайбла Светланы Дворецкой, а потом сама, сама, сама. И вот уже преподаю полтора года.
– Что ты вкладываешь в понятие «ведьма»? Быть ведьмой – это как?
– Ведьма – это ведающая. Это особое восприятие мира, образ жизни. Ну, вот приходишь ты домой в плохом настроении – что ты будешь делать? Фильм посмотришь, конфет поешь, в Интернете посидишь... Что сделает ведьма – она поймет, что ей нужны силы, что нужно «подкачаться», и, если хорошая погода, она пойдет в парк, начнет общаться с деревьями, будет черпать энергию от них…Трайбл танцуют девочки самых разных конфессий, но нельзя не признать, что язычниц, ведьм, викканок, этот вид танца, его дух, очень привлекает. У меня «племя» почти полностью состоит из ведьм. Некоторые признают себя ведьмами, некоторые нет.
– Откуда ты узнаешь, что нужно делать, к какому дереву подходить?..
– Есть некоторые книги, но все-таки я очень многое знаю как будто бы из ниоткуда, как будто я родилась с этим. Интуиция и доверие к себе – самое главное, как в магии, так и в танцах. Я точно так же использую свои интуитивные знания, танцуя, и не отделяю танец от магии.
– Как твои близкие относятся к этому?
– Мама сначала думала, что я в секте, но потом поняла, что это к сектам не имеет отношения. Я объяснила ей, что не делаю ничего, что может принести мне вред. Что касается мужчин, то фразу «увижу на тебе пентаграмму – мы разойдемся» я слышала в каждых своих отношениях, кроме последних.
– Твое сценическое имя, Тера, как-то связано с язычеством?
– У каждой танцовщицы трайбла есть имя, которое она сама себе выбирает. Это традиция.
Тера – это сокращение от имени музы танца, Терпсихоры. И мое племя называется «Терариум», с одной «р».
– Ты бы хотела, чтобы преподавание трайбла и выступления стали твоей единственной работой?
– Когда увлечение становится основной работой, оно перестает быть увлечением. Я очень серьезно отношусь к танцам, но все-таки я не готова заниматься только этим. В банке я буду зарабатывать деньги, которые танцовщице трайбла всегда нужны хотя бы на костюмы, украшения и мастер-классы. А в танце я буду выражать себя, и учить этому других.
– Во время выступления танцовщицы иногда кричат «ли-ли-ли-ли», и им отвечают из зала. Что это значит, это какая-то эзотерическая тема?
– Это называется «захарит», особый крик трайбл-танцовщиц, он произносится как «ли-ли-ли-ли-я». Это способ подбодрить друг друга и поощрить танцовщиц. В трайбле принято «захарить». Если тебе нравится, как танцовщица сделала какое-то движение, то можно так закричать прямо из зала, и танцовщица вероятно ответит. Я всегда отвечаю прямо во время танца.
Ян Муравьев-Апостол
Комментарии: Добавить комментарий
Красивая, сильная, загадочная девушка - что еще нужно? Кому-то повезло...
Ой, настоящая ведьма! Я боюсь...Помоги мне,электроэнергия!
Крутая барышня, девушка-нагваль партии танцующих ведьм.)) Кстати, есть объяснения движений в танце с магической точки зрения? Ведь у цыган, некоторых индусов, каждое движение в танце имеет магическую подоплеку, как в тенсегрите у Кастанеды.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.