Рейтинг@Mail.ru

    «Не стой под стрелой!»

    28.02.2012 12:25 5 комментариев

    Официально должность 26-летней Дарьи Тычининой называется «оператор крана», но больше ей по душе называть себя крановщицей. И работает Дарья вовсе не на стройке, как можно подумать, а на кино- и телесъемках, ловко управляясь с громоздким и дорогостоящим оборудованием. О том, как попасть в кино и обрести вечное счастье, читайте дальше.

    – Много ли девушек работает с краном? По моим представлениям, это дело для крепких мужчин:
    – Не то чтобы немного, а вообще раз, два и обчелся... И дело не том, что это мужская работа – физическая сила мне вовсе не нужна. Просто как-то так повелось. На оператора крана нигде не учат, такой специальности нет, все самоучки – кто-то с операторским образованием, кто-то нет. Просто, наверное, нервное это дело, нужно много терпения и никакой паники, адекватность должна присутствовать, чтобы давать вразумительные команды своему ассистенту, то есть механику крана, который непосредственно управляет стрелой. Именно поэтому, как я полагаю, девушек и мало в этой профессии. Меня, если честно, поначалу вообще как-то всерьез не воспринимали, но я точно знала, что все получится.
    – В какой момент ты поняла, что хочешь работать в кино? Насколько случайным оказалось то, что ты стала трудиться в этой области?
    Все началось несколько лет назад, когда я была обычным менеджером с большой нелюбовью к своей работе, а точнее с полным равнодушием к ней и сильным желанием все-таки найти себя в какой-нибудь творческой профессии. Никогда мне не нравились рутинные будни с 9:00 до 19:00, всегда хотелось приключений, ну и, к счастью, я их нашла.
    Как раз когда не сложилось с очередной работой менеджера по рекламе, знакомым понадобился реквизитор на сериал – человек, который много бегает. Его обычно не видно, но все, что находится в кадре, включая сумки, книжки, ложки и тому подобное – все это дело  рук реквизитора. Работа не для гениев, конечно, но требующая внимательности, терпения и таланта все вовремя находить. Для того, чтобы, допустим, за полчаса найти горные лыжи на съемках в Крыму в +40, тоже нужен определенный талант. Мне повезло, что передо мной такие глобальные задачи не стояли, поэтому я просто пыталась вникнуть в бешеный ритм очередного ситкома. Назывался он «Студенты» и шел по РЕН ТВ. И случилось чудо – мне понравилось, причем  даже не моя должность, а все вокруг –  атмосфера, съемки!.. Я чувствовала себя как рыба в воде. Помню, что я очень старалась, мало спала, много работала, изматывалась, и сил было не жалко. Ну и пошло-поехало:  знакомства с новыми людьми, которые потом приглашают на очередные съемки... Киномир – это большая коммуналка и в каждой комнате всегда происходит что-то новое.  Вообще, как мне кажется, 80% людей, которые работают в кино, оказались там случайно, как и я. Не могла себе представить, что так сложится моя жизнь, и они все не могли, а потом попали, остались и чего-то добились.
    – Как ты пришла к «пилотированию» крана?
    Я непродолжительное время работала реквизитором, буквально пару месяцев, затем на пару лет задержалась в должности плейбека (это человек, отвечающий за видеосигнал с камеры, чтобы режиссер и вся съемочная группа могли бы в любой момент посмотреть отснятый материал). Работа тоже не из самых сложных, и в какой-то момент я себя полностью в ней исчерпала и поняла, что вот он – тупик, и надо уже или что-то менять, или уже ничего не будет. И тут-то опять подвернулся случай – один знакомый подкинул мне идею поработать крановщицей, появилась возможность испытать свои силы, и я загорелась, осознав, что нашла то, что нужно. И вот уже более трех лет с краном позади. Должна сказать, что мне всегда нравилось фотографировать, вообще операторское искусство вызывало у меня трепет.
    – Какими способностями, знаниями и умениями нужно обладать, чтобы заниматься твоей работой?  
    В первую очередь нужно понимать, что вообще происходит вокруг. В этом мне, конечно, помогла многолетняя работа в кино. Обязательно знать основы композиции, желательно увлекаться фотографией, иметь хоть какую-то фантазию – из этого складывается умение строить кадр, что, собственно, и является главной задачей. Наконец, важно уметь работать в команде, ведь напарник – механик крана – это ваша вторая рука, без него ничего не получится.  
    – Кому ты подчиняешься на съемках?
    – Главный, конечно же, оператор-постановщик – человек, который отвечает за весь  съемочный процесс на площадке.
    – Какова твоя «зона ответственности»? Насколько ты можешь проявлять свое видение, когда работаешь? Можешь ли ты что-то предложить оператору?дарья с краном
    Что касается ответственности, то я полностью отвечаю за качество работы крана.  Поскольку «игрушка» эта не из дешевых, от него всегда хотят быстрой и четкой работы, начиная моментом установки и заканчивая демонтажем – ведь время в нашем деле очень дорого стоит, потому ошибки чаще всего не прощаются. Если говорить о фантазии и собственном видении, то для этого есть кино. Когда снимается художественный фильм, то ты можешь творить, творить и еще раз творить, и чем больше ты предлагаешь, тем больше тебя ценят как оператора крана; и в дальнейшем тот же оператор-постановщик вновь предложит тебе работу. На телевидении такого нет, там обычно уже есть поставленные задачи под определенный продукт, и ты их выполняешь –  исключением становятся разве что концерты, где можно хоть как-то пофантазировать.
    – У тебя есть постоянный работодатель?
    Я  привязана к фирме по аренде кранов и работаю на той съемке, на которую меня отправят, есть регулярные передачи, на которые попадаю чаще. Летом езжу снимать кино – это, пожалуй, самое любимое время года для работы, а зимой кинопроизводство  уходит в спячку, и я работаю везде, куда меня посылает наша фирма.
    – Существуют ли какие-то киносуеверия, связанные именно с краном? Есть ли у тебя какие-то свои приметы?
    – Если я еще и в приметы буду верить, то точно сойду с ума, пожалуй. Есть правило для всех вокруг – «Не стой под стрелой», и это факт! А людей словно тянет магнитом опереться на кран, прилечь, присесть под ним и тому подобное. А механики у меня бойкие парни, могут и не заметить кого, особенно в творческом порыве… Кран – штука серьезная.  
    – К каким трудностям должен быть готов член съемочной группы?

    – А вот ко всему должен быть готов член съемочной группы! Что уйдет на работу и вернется через месяц; что отправится в командировку на два дня, а обратно приедет через два года; к тому, что есть порой придется то, что сам себе где-то добудешь, но именно все это и завораживает своей непредсказуемостью, именно это и засасывает навсегда. Не зря же в песенке из известного всем мультфильма поется: «Кто в этот мир попал, навеки счастлив стал» – так и есть.
    – С какими режиссерами, на каких съемках тебе случалось работать?
    К моему стыду, я не запоминаю режиссеров, они мне как-то неинтересны, для меня большую ценность представляют люди из операторского цеха, к которому я принадлежу, то есть операторы-постановщики.
    – Что тебе больше всего нравится и не нравится в твоей
    работе?
    – Нравится, безусловно, то, что моя работа – это огромные просторы для творчества,  но, к сожалению, не всегда есть просторы, на которых можно творить.
    кран– Насколько востребована твоя специализация? Сложно ли искать работу,  часто ли случаются «простои»?
    Чем больше у человека опыта, тем больше он востребован. Сейчас работы хватает вполне, летом так вообще людей недоставало. Востребованность – это вообще относительное явление, зависит от сложности работы. Есть работа, с которой справится каждый, а есть та, с которой сладят единицы, так вот я стремлюсь к тому, чтобы когда-нибудь причислить себя к последним. Мне еще очень и очень далеко до этого.
    – На какую сумму может рассчитывать специалист твоей квалификации?
    Зарплатой вполне довольна. Углубляться в детали не буду, но на утоление человеческих потребностей вполне хватает.
    – Насколько, по твоему мнению, будет сложно совмещать такую работу с материнством? Ведь работа в кино – это командировки…
    – Мне в этом вопросе проще, я не привязана конкретно к целому фильму, выезды крана разовые, ведь это удовольствие не из дешевых, да и кран – вещь специфическая, требует использования со смыслом. А вообще я всегда могу договориться, ведь график работы у нас весьма гибкий. И всегда можно подстроиться так, что всем будет удобно.  
    – Как ты планируешь развиваться в дальнейшем? Есть ли у тебя, например,  операторские амбиции?

    – Ну, для начала я хочу целиком развиться в этой области. Чтобы переходить на следующий уровень, надо достичь мастерства в своем деле. Что касается амбиций, я вообще все их проявления стараюсь тщательно фильтровать, поскольку они должны быть адекватными и оправданными.
    – Работа в кино тебя изменила? Какие качества в тебе развились за годы участия в съемках?
    Да, изменила. Смело могу сказать, что я нашла то, без чего жить уже невыносимо сложно. Конечно, я надеюсь, что моя безграничная любовь к работе не помешает воспитанию моей дочки, так как дети важнее всего на свете. А по поводу качеств… пожалуй, я научилась работать в команде, научилась промолчать, когда это необходимо. Появилось умение грамотно формулировать мысли, правильно оценивать ситуацию, убивать в себе склонность поддаваться панике или суете. В то же время я чувствую, что учусь до сих пор. Впрочем, именно это мне и нравится.

    Беседовала Ирина Толстикова


    Теги: кино , кран , съемки , оператор крана

    Комментарии: Добавить комментарий

    • Профиль автора удален. Комментарий оставлен 28 февраля 2012 года в 12:30
    • Работа в кино - это моя мечта. По-моему, лучший способ избавиться от депрессии - кого-нибудь снять...или что-нибудь:)

    • А меня заинтриговала её зарплата...ну если довольна, то не меньше 50 000 наверное...Люблю считать чужие деньги, что уж там.

    • Отличная девушка и действительно необычная профессия. Целеустремленная, что важно. Не каждая бы справилась - присоединюсь к "уважениям" выше.

      • А ещё лучше было бы, если бы этот кран был не с кинокамерой, а с пультом управления поднятия-опускания строительного груза: вот это - уважуха.))

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.