Сегодня у ортодоксальных евреев – шаббат. Так в иудаизме называется священный седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы. Шаббат, согласно еврейской традиции, наступает с заходом солнца в пятницу и заканчивается с заходом солнца в субботу.
Нам повезло – в Иерусалиме мы провели более двое суток, с пятницы по воскресение, и на своей шкуре в полной мере испытали, что это такое, когда внезапно вымирают и становятся безлюдными целые кварталы.
Общественный транспорт – не работает, никакого шопинга, таксисты арабы втрое
поднимают цены на свои услуги.
Но зато прекрасное время для того, чтобы походить и поснимать старый город без людей.
Изредка на улице попадаются группки ортодоксальных евреев.
А такой мы увидели Стену Плача, за день до шаббата, в пятницу днем, когда впервые прогулялись здесь.
Стена Плача или Западная Стена – это часть (длиной 485 м) подпорной стены вокруг Храмовой горы в Иерусалиме, уцелевшая после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году нашей эры.
Немного из истории. Стена была возведена царём Иродом) в качестве опорной стены, поддерживающей земляную насыпь, которая была насыпана для увеличения площади Храмовой горы во время перестройки и расширения здания Храма. Эта стена была сложена без скрепляющего раствора из рядов гладко обтёсанных камней (средняя высота камней 1—1,2 м, длина — 1,5—3 м, некоторые достигают 12 м) со слегка выступающей прямоугольной филёнкой на лицевой стороне.
Для придания стене большей устойчивости против давления земляных масс насыпи каждый последующий ряд кладки отступает от предыдущего вглубь. По мере того, как нижние ряды кладки покрывались земляными наносами (к началу XIX века над поверхностью земли оставались лишь пять верхних рядов иродианской кладки), стена надстраивалась. В настоящее время над иродианской кладкой возвышается ещё 19 рядов значительно меньших по размеру камней римской, византийской и позднейшей кладки.
Стена Плача является самым святым для евреев местом. Уже в первые века после разрушения Иерусалимского храма она стала местом молитвы, где евреи оплакивают разрушение Храма и молят Бога о возрождении народа Израиля в его стране, местом, символизирующим былое величие Израиля и упование на его будущее. Религиозные евреи всего мира молятся в сторону Израиля, евреи в Израиле молятся в сторону Иерусалима, а евреи в Иерусалиме молятся в сторону Стены Плача. Возле Стены Плача можно найти молящихся в любое время суток. Стена Плача привлекает евреев как из самого Израиля, так и из стран диаспоры.
Мужчины и женщины молятся у Стены Плача отдельно друг от друга, как и в синагоге.
Обычаем миллионов людей всего мира стало вкладывать записки между камней Стены Плача. На них пишут просьбы о ниспослании здоровья, достатка, спасения и удачи
Что интересно, на иврите она не называется “Стеной Плача”. Её название — Котэль Маарави, что в переводе на русский означает “Западная Стена”. И так её часто называют на английском — Тhе Western Wall. Её называют так, так как это фрагмент западной стены, окружавшей Храмовую Гору. Арабы же, видя, что евреи приходят к стене молиться Всевышнему и плакать о разрушении Храма, прозвали её “Стеной Плача”.
Старый ортодоксальный еврей-хасид. Хасиды придерживаются строгого дресс-кода. Они носят белую рубашку с чёрными короткими брюками, заправленными в носки. Поверх рубашки они надевают старомодную чёрную капоту или пиджак. Туфли хасиды носят без пряжек и шнурков, что, как и заправленные в носки брюки, символизирует удалённость от земной грязи.
Почти всегда хасиды носят на голове чёрную фетровую шляпу, из под которой видны пейсы. Мужчины-хасиды всегда отпускают усы и бороды. В торжественных случаях хасиды надевают меховые шапки штраймл. Другие виды шапок и шляп: сподик (штраймл с высоким верхом), шойбл (редко), кашкет, колпак, кичмe (кушма) и просто шляпкe.
Вид на Стену Плача сверху. По окончании войны за Независимость Израиля в 1948 году, вся Храмовая гора вместе с Восточным Иерусалимом перешла под контроль Трансиордании и до 1967 года евреи к Стене Плача не допускались.
Во время Шестидневной войны, в ходе боев за Иерусалим, израильские войска заняли Старый город, и весь Иерусалим оказался под контролем Израиля.
Непосредственно после войны израильские власти начали разрушение мусульманского квартала Муграби, примыкавшего к стене.
На месте этого квартала была создана большая площадь для собраний перед Стеной Плача, вместо узкой полоски, прилегающей к Стене, выделенной мусульманами для молитв евреев до захвата Старого города Трансиорданией в 1948 году.
А это я сфотографировался на память. На голове кипа – традиционный еврейский мужской головной убор. Без него подходить к Стене Плача, как и входить в любую синагогу, мужчинам нельзя. У иудеев ношение кипы является проявлением уважения к Богу.
p.s. … продолжение следует. Завтра, в воскресенье, в священный день для христиан, я расскажу про главную нашу святыню – Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
Запись опубликована Блог путешествий Самсона Шоладеми.Вы можете оставить комментарии здесь или тут
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.