Харам эш-Шариф, или Храмовая гора, представляет собой просторную прямоугольную площадку в юго-восточной части старого Иерусалима. Именно на этом месте стоял храм Соломона, позднее Второй Храм, расширенный Иродом Великим и разрушенный римлянами. А позднее, в конце VII-го века, после сооружения мечети Купол Скалы (Куббат ас-Сахра), окружающая территория превратилась в место поклонения мусульман.
Часто некоторые туристы путают ее огромный золотой купол с более скромным куполом мечети Аль-Акса (дальняя мечеть). Именно Аль-Акса является третьей святыней ислама, а не мечеть Купол скалы, которая, тем не менее, в архитектурном плане является центром комплекса.
Попасть в мусульманский квартал туристы могут только через один строго
охраняемый вход, со стороны еврейской Стены Плача, перейдя по длинному
деревянному мосту.
Сооружение мечети Аль-Акса началось через 20 лет после завершения мечети Купол Скалы.
Но в отличие от мечети Купол Скалы, здание и внутреннее помещение которой сохранились нетронутыми на протяжении столетий, с мечетью Аль-Акса произошли серьезные изменения.
За первые 60 лет своего существования мечеть дважды разрушалась в результате землетрясений. Свой нынешний облик она обрела в начале XI столетия.
После захвата в 1099-м году Иерусалима крестоносцами в мечети Аль-Акса разместился орган управления рыцарей-тамплиеров.
Мечеть Купол Скалы, первое и одно из самых величественных зданий исламской культуры, была сооружена в 688-691 годах халифом Абд эль-Маликом из династии Омейадов.
Это грандиозное сооружение, призванное показать превосходство ислама, возвышается над Иерусалимом и стало символом города.
Первоначально купол был изготовлен из меди, но в наши дни покрыт сусальным золотом (золотой фольгой) благодаря финансовой поддержке последнего короля Иордании Хусейна
Сейчас это здание используется в качестве “женской” мечети.
Хотя по изначальному замыслу — это не дом молитвы, а архитектурный памятник, оберегающий камень, с которого вознёсся пророк Мухаммад, на котором стоял Ковчег Завета во времена Первого Храма и с которого, по иудейской традиции, началось сотворение мира.
Надо заметить, что мечети Купол Скалы и Аль-Аксы представляют собой первый крупный религиозный комплекс в истории ислама.
Несмотря на то, что мусульмане почитают многих пророков, которым поклоняются и иудеи и христиане, следует учитывать то, что Иерусалим никогда не упоминается в Коране.
Выбор именно этого места, вероятнее всего, определялся политическими мотивами.
Выбирая место для строительства мечети на территории Храмовой горы, халиф Абд эль-Малик пытался подчеркнуть, что новая религия – ислам, которая станет одной из самых распространенных в мире, явится преемницей и продолжательницей религии иудеев и христиан.
Привязывание Иерусалима к исламским традициям через историю про ночное путешествие пророка Мухаммада произошла уже позднее.
Каждый из восьми пролетов лестниц, ведущих к платформе мечети Купол Скалы, увенчан канатиром, свободно стоящей аркадой. Некоторые капители колонн были сняты с домов римской эпохи.
Справа – музей Исламского искусства. Он занимает бывшую трапезную рыцарей-тамплиеров. Территория напротив украшена остатками древних творений.
Бойницы в стенах старого города.
Сквозь “прорези” виднеется самое старое еврейское кладбище в мире, расположенное на Масличной горе Иерусалима.
Этим надгробиям более трех тысяч лет. Купить место на кладбище можно и сейчас. Стоит это удовольствие несколько миллионов шекелей.
А это русская православная церковь Святой Марии Магдалины.
Спуск по ступенькам в сторону Золотых ворот, которые также называются Воротами Милосердия или Баб эль-Рахма. Они были построены еще во время Ирода
В соответствии с еврейскими легендами Мессия войдет в Иерусалим именно через эти ворота. Считается, что именно поэтому мусульмане в VII веке их замуровали.
Медресе Утмания.
Несмотря на то, что сегодня Старый город Иерусалима является частью израильского Иерусалима, по договору 1994-го года между Израилем и Иорданией мечеть и все мусульманские святыни в Иерусалиме находятся на попечении и под надзором Иордании.
Надо заметить, что в пятницу и в субботу вход для туристов на территорию Храмовой горы, закрыт. Снятые выше кадры были сделаны мной рано утром в воскресенье, за несколько часов до отлета в Москву.
А сутки до этого, когда во всем еврейском Иерусалиме, как сегодня, был шабад я в христианском квартале курил кальян – вместе с палестинцами из Рамаллы. Насколько же в этом городе в “историческом миксе” смешана народы и религии. Но это, уже совсем другая история.
p.s. … продолжение следует. Завтра, в воскресенье, в священный день для христиан, я расскажу про главную нашу святыню – Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
Запись опубликована Блог путешествий Самсона Шоладеми.Вы можете оставить комментарии здесь или тут
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.