… Нигерия – очень религиозная страна. На ее примере я лишний раз убеждаюсь в том, что чем люди беднее, тем более они ревностны в вопросах веры. А еще странный парадокс: если ты едешь где-то по дороге в африканской провинции и видишь среди грязных бараков и развалюх вдруг новое, красивое, яркое здание – в 95 из 100 случаев – это либо мечеть, либо христианская церковь.
Ислам исповедует около половины из 150-ти миллионного населения страны. Чуть более 45% нигерийцев – христиане. Среди последователей учения Иисуса Христа много разных конфессий и течений. Есть католики, англикане, протестанты… Мои же новоявленные родные оказались приверженцами африканской баптистской церкви.
Вопрос о том, ходим ли мы с Сашей в церковь, мачеха Дуро задала в первый же вечер нашего знакомства. Услышав, что нет, она с укоризной покачала головой, с грустью глядя на нас, как на заблудших овец. Робкий довод отца, что в Советском союзе религиозные чувства людей всегда зажимали, и вот поэтому такое безбожное поколение и родилось, не на шутку ее встревожил. И в один из дней она решила нам с Сашей дать шанс на спасение души.
Было воскресенье 30-е декабря. Нас разбудили в 6 утра и сказали, что сегодня – Великий день, будет большая служба, на которую обязательно надо сходить. Почему-то в этот момент подумал, что наш возможный отказ очень отца и мачеху огорчит. Но с другой стороны, любопытно же посмотреть на другую культуру, обряд! Когда еще такое доведется? Поэтому без фанатизма, но поехали…
Дорога до церкви на автомобиле заняла 20 минут. При въезде на территорию церкви нас встречает усиленная охрана. Это – не пустые меры предосторожности. В Нигерии практически каждую неделю происходят кровавые столкновения на религиозной почве. То в одной штате мусульмане сожгут христианский храм, то в другом штате христиане в отместку осквернят мечеть. И счет жертвам может идти на сотни. Особенно беспокойно в северных штатах, где действуют законы шариата и террористические группировки, выступающие за отделение части территории от метрополии.
Судя по огромному зданию для церковных служб, баптистская община, куда ходит мачеха, одна из самых авторитетных и уважаемых. Обычно вдоль дороги мне попадались на глаза молельные дома в разы меньше.
Похоже, мы пришли одними из первых. В церкви практически еще никого нет.
Одних только сидячих мест на первом этаже – более 800.
А всего здание рассчитано на более 2000 прихожан.
Кондиционеров нет. С духотой в помещении борются с помощью обычных вентиляторов. Как же они непривычно для русского глаза смотрятся в сочетании с искусственными зелеными елками и христианскими символами веры, выложенными плиткой на полу и стенах.
Перед началом службы каждому прихожанину раздают программку. Как на спектакле в театре.
Ранние утренние службы ведутся на английском языке. После полудня – на йорубском.
Впрочем, баптистские религиозные обряды, если оценивать трезво, действительно похожи на настоящее музыкальное шоу.
Большой воскресный хор, одетый в ультра-яркую и модную одежду.
Прелестная, как в лучших сольных номерах, подтанцовка. А в качестве главного хэдлайнера религиозного концерта – пастор в белом.
Очень серьезное и внушительное музыкальное сопровождение.
Слова молитв и песен в режиме караоке транслируются на большой белый экран над распятием.
Зал дружно в один голос вторит певцам-проповедникам на сцене.
Неистовое, до благоговейного приступа или религиозное единение. Кому что.
Кто пришел всей семьей на баптистскую службу, легко вычислить в толпе по одинаковой праздничной национальной одежде.
В Москве я когда-то очень давно один раз был на службе российских баптистов на Чистых прудах и видел что-то подобное, отдаленно напоминающее то, что в Нигерии. И всё равно я это воспринимал это как 100% шоу с элементами религиозного упоения.
А у моей неподготовленной морально Саши от этого был настоящий культурный шок: как можно совместить танцы, пляски в церкви со христианской службой?
Простите за кощунство, но если бы здесь вдруг выступили со своей идиотской выходкой девчонки из группы Pussy Riot, то местные прихожане в отличие от православных даже бы не поняли, что те так оскорбляют их религиозные чувства.
Мы с Сашей, папа и мачеха сидели в центре на первом ряду. Я спросил у отца, а можно ли тут фотографировать. Он торжественно сказал, что против нашей фотосъемки никто возражать не будет, потому что мы сегодня здесь самые важные гости.
По мере того, как шла служба, зал наполнялся верующими…
… и к середине богослужения в церкви яблоку негде было упасть от людского моря.
Стало душно.
Все вентиляторы врубили на полную мощность!
Для многих бедных африканцев – воскресение, действительно, самый важный и светлый день недели. Посмотрите на их яркие ткани. На службу, как на праздник, они стараются надеть самые красивые одежды.
А пастор жжёт глаголом сердца верующих нигерийских баптистов.
О чем он говорит? Те же простые истины, что и в любой другой христианской конфессии мира: не убий, не укради, не прелюбодействуй.
И поскольку эта служба – последняя в уходящем 2012-м году – много слов о прожитом годе, его духовные итоги. Какие ожидания, надежды, готовит год будущий. За что и чему молиться.
15 минут молитвы – 15 минут песнопения – 10 минут танцев. Как на поп-концерте, лирические медляки сменяются энергичными ритмами, и наоборот.
А теперь пришло время сбора пожертвований. За шоу надо платить.
Специально обученные люди выносят большие деревянные ящики. Выстраиваются вдоль проходов.
Под зажигательную аля-карибскую музыку, баптисты выстраиваются в танцующую цепочку и по одному опускают деньги.
Строго в такт музыки. Расстаются с деньгами легко.
С улыбкой, смехом на устах.
Лицо отца в отличие от мачехи чрезмерно серьезно. По-моему, он немного волнуется, насколько комфортно нам здесь. Или какого-то важного действа ждет. Кстати, обратите внимание, как муж и жена, они одеты в одинаковые ткани. Такова местная традиция.
А Саша несколько настороженно взирает на протекающий мимо людской ручеек жертвователей: когда же наша очередь?
Музыка и молитвенные песнопения ни на минуту не затихают.
Близится кульминация!
Надо признаться, что в этот момент я дико лоханулся. Мачеха заранее предупредила меня, чтобы я отложил в карман несколько купюр для пожертвования.
Но ё-моё, я не знал, что за время длинной трехчасовой службы ящики для денег будут вытаскивать несколько раз и кинул всю наличность в первый же раз. Предупреждать надо!
Еще одна нигерийская баптистская традиция – поздравить всем миром семью, в которой недавно сочетался браком сын. По этому случаю все многочисленные члены клана одеты одинаково.
Поочередно их поздравляет практически каждый член общины.
А затем их, коленопреклоненных, благословляет пастор.
Желает им поскорее завести малышей.
А теперь и наша очередь получит святое наставление. Так как мы в баптистской общине первый раз, нам надо заполнить идентификационные карточки, с указанием имен тех, кто нас пригласил.
Пастор надеется, что мы тоже скоро войдем в лоно их церкви и станет достойными христианами.
После длительной службы народ не расходится, а разбивается на мелкие группки и садится в круг, чтобы выслушать небольшую получасовую лекцию-наставления от старших братьев.
Я плохо понимаю беглый и искаженный нигерийский английский и полчаса просто тупо сижу, ожидая как ребенок в детском саду, когда же нас домой с Сашей заберет мачеха.
Наконец баптистская воскресная эпопея закончена. Мы уезжаем домой.
Простите, пост, как и служба, выдался очень большим. Разговор о африканской религиозности я продолжу в пятницу.
Запись опубликована Блог путешествий Самсона Шоладеми.Вы можете оставить комментарии здесь или тут
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.