… продолжу тему отношения африканцев к религии, затронутую в прошлом посте.
Моя мачеха Дуро по сравнению с отцом оказалась очень ревностной баптистской. Посудите сами: в церковь она ходила три раза в неделю. Каждое утро она начинала с молитв. Это были тихие, но очень эмоциональные причитания на йорубском языке. Как правило, молилась она в большой гостиной, через стенку от нашей комнаты с 6.30. Звукоизоляция плохая, поэтому слышно было прекрасно. Иногда даже от этого мы просыпались. Перед сном она тоже читала молитвы. Иногда вместе с отцом. Пару раз к ним присоединялся мой сводный брат Дэджи.
А несколько раз в доме в обед проходила часовая служба. Из церкви приезжал сорокалетний пастор. К мачехе приходило трое-пятеро соседей и сообща они молились. Потом слушали проповедь священника, задавали ему какие-то вопросы, обсуждали Библию. Пастор говорил очень эмоционально. Как адвокат на суде или шоумен в телестудии. Размахивал руками, хлопал. От тонкого шепота переходил к громогласным возгласам. Женщины, повинуясь воле его голоса, завывали, топали, плясали, входили в религиозный экстаз, поднимали две руки ладошками вверх, неистово повторяя “Амэн, амэн, амэн…”, а затем в изнеможении падали ниц.
В эти минуты, чтобы не помешать им, мы с Сашей старались не выходить из комнаты. Пару раз мачеха хотела, чтобы мы присоединились к домашней баптистской службе, но мы решительно сказали “нет”. Как я уже говорил, мачеха, как человек сильно верующий, была удивлена и удручена, узнав, что в России мы не ходим в церковь. И несколько раз за время нашего пребывания в ее доме возникали философско-религиозные разговоры-споры о том, как не подобает без веры жить, грешно это. Мы рассказывали о том, как внешне выглядят обряды в православной церкви и противопоставляли свою точку зрения: чтобы жить по-божески, необязательно ходить строго в церковь. Бог – он в первую очередь в нас. Он как Интернет – един, но только у каждого из нас свой для него провайдер.
А вот так празднично отец с мачехой оделись на первую торжественную службу в наступившем году 1 января.
Справа от Дуро – наш домашний слуга Джекоб. Забыл упомянуть о том, что он
всегда сопровождал мачеху, когда она ходила в церковь. Таскал ее тяжелые вещи.
Сидел в церкви сбоку рядом на подхвате. И сопровождал ей в храм Божий не из-за
того, что считал это своей трудовой повинностью, а тоже исключительно из-за
глубокой баптистской веры.
В первый день Нового года нам с Сашей подарили сшитые по снятым с нас меркам национальные йорубские костюмы. Голубого цвета – для повседневной носки.
Папа хотел, чтобы в этой одежде я иногда летом ходил в Москве. Легко! До первого мента с вопросом о регистрации…
На Золушке голубое платье смотрелось не менее эффектно.
А это брат Дэджи. Поутру, еще не выспавшийся.
Он же в европейской одежде. Ну что, находите между нами сходство?
Вообще, в доме мачехе жилось неплохо, поили-кормили. Грех жаловаться. Но был один напряг. Слишком много в доме посторонних людей, чужих для нас. По меркам нигерийской глубинки отец с мачехой считались богатыми, зажиточными людьми. И том, как магнит, притягивал разного рода гостей. Кто-то приходил просто нанести визит вежливости, кто-то – одолжить денег, третье – с целью покушать. Стоило вновь прибывшему гостю сесть в гостиной, как перед ним тотчас любезно возникал домашний слуга Джекоб и приносил на подносе бутылку охлажденного напитка, сделанного на основе пшеницы и чем-то по вкусу похожий на русский квас. А затем спрашивал, чего тот изволит откушать. И уходил за едой на кухню.
На фотографии типичные такие гости – соседка-кумушка мачехи Дуро с сыном. Заскочила на часок поговорить о чем-то женском. А заодно посмотреть на нас с Сашей. Молва о том, что к мачехе приехал из России пасынок с кудрявой белой женщиной, мгновенно облетела округу и мне кажется, что большинство из посетителей приходили как в цирк специально, чтобы только посмотреть на нас.
О да, столь излишнее внимание реально напрягало. Особенно, когда каждый хотел, требовал, просил сфотографироваться с тобой на память.
Впрочем, я понимаю, что нас воспринимали тут как экзотику, и с некоторыми трудностями гостеприимства просто надо было смириться.
А для отца -показать меня соседям – был, видимо, лишний повод для гордости. Вот, понимаешь, смотрите, сын приехал, которого я 35 лет не видел… Круто?… Круто!
Запись опубликована Блог путешествий Самсона Шоладеми.Вы можете оставить комментарии здесь или тут
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.