В последнее время многие компании склоняются к тому, чтобы сократить часть специалистов, а выполняемые ими обязанности передать подрядчикам на аутсорсинг.
Ни для кого не секрет, что компании создаются учредителями для выполнения определенного вида деятельности: для организации перевозок, производства товаров, продажи продуктов питания, оказания строительных услуг и т.д. Но в процессе своей деятельности им приходится обрастать большим количеством служб, которые не имеют к непосредственной деятельности предприятия никакого отношения. Наличие таких служб на предприятии обусловлено необходимостью предприятия общаться с внешним миром (с клиентами, государственными и контролирующими органами, банками, подрядными организациями). К тэтим службам относятся на производственных предприятиях: бухгалтерия, юридическая служба, маркетинговая служба, отдел сбыта, отдел логистики, отдел кадров.
Итак, предприятие создавалось для того, чтобы производить товар, а при этом вынуждено держать огромный штат специалистов непроизводственного назначения.
Современный рынок предоставляет прекрасные возможности для избавления от ненужных служб: на аутсорсинг можно передать почти все обслуживающие производство отделы
- бухгалтерию - зачастую это дешевле, ну а об удобстве такого взаимодейтсивя судить директору предприятия-заказчика;
- юриспруденцию - юрист специалист дорогой, а юридическое агентство предоставит вам такие услуги дешевле и в широком формате, поскольку имеет практикующих специалистов широкого профиля;
- маркетинг - дорого держать в штате дизайнеров, трейд-маркетологов, мерчендазеров, в то время как специализированные компании отлично справятся с развитием Ваших марок на рынке;
- логистика - эти услуги предоставляет огромное количество компаний, поэтому нет смысла держать парк автомобилей и обслуживающих его специалистов.
Наверное самым нестандартным решением для предприятия может оказаться передача на аутсорсинг функций отдела сбыта. Традиционно считается, что в продажах работает не такой уж квалифицированный персонал, и отдел продаж легко уволить и нанять другой, однако рачиельный хозяин уверен, что никто лучше не продаст свой товар, чем тот, кто его произвел. Это устоявшееся мнение сложно изменить. И производители якобы просто вынуждены лично наблюдать за процессами сбыта своей продукции.
А что может говорить в пользу передачи отдела продаж на аутсорсинг?
1. Специализирующаяся на оказании услуг сбыта компания-подрядчик имеет квалифицированный штат специалистов, которых уже не нужно обучать;
2. Услуги подрядчика будут оплачиваться производителем по факту совершенных продаж и оцениваться процентом от продаж, что гарантирует заинтересованность подрядчика в наращивании оборотов;
3. Как правило, подрядчик по продажам может оказывать также и маркетинговые услуги, которые целенаправленно будут качественно влиять на увеличение сбыта, а не преследовать целью освоение бюджетов, предоставленных производителем (как обычно происходит со сторонними маркетинговыми агентствами);
4. Стоимость услуг подрядчика может быть включена в стоимость товара, поэтому дополнительных затрат не потребуется;
5. При помощи подрядчика по продажам можно целенаправленно развивать определенный регион: например, передача продаж на аутсорсинг может быть выгодна региональным компаниям, стремящимся выйти на московский рынок (если подрядчик находится в Москве).
Стоит также учитывать и негативные моменты такого сотрудничества:
- компании-подрядчику может понадобиться некоторое время на освоение нового для себя продукта, поэтому вряд ли стоит ожидать быстрых сдвигов в продажах в первые месяцы сотрудничества;
- компания-подрядчик предоставляет только услуги продаж и маркетинга, т.е. организация склада и логистических операций - отдельная статья затрат производителя;
- к сожалению, в силу ряда особенностей каждого отдельного товара, подрядчик может отказаться от сотрудничества - отсутствие специалистов нужного профиля, отсутствие потенциальных клиентов по товару производителя, невысокая ликвидность товара, узость ассортиментной линейки. Как правило, несмотря на важность контракта с производителем для подрядчика, после оценки перспектив сотрудничества подрядчик может принять решение отказаться от сотрудничества.
Скорее всего, до начала сотрудничества с подрядчиком, которому производитель решит доверить сбыт своего товара, производитель должен хорошо подготовить:
- презентационные материалы;
- устную презентацию товара с акцентом на его уникальные конкурентные преимущества;
- предоставить информацию о регионах сбыта своего товара и объемах его реализации, а также о потенциальных возможностях производственных мощностей своего предприятия;
- обеспечить проведение экспертизы товара силами подрядчика (оценка соответствия качества продукта, его дизайна и упаковки нормам и требованиям рынка; проведение опроса целевой аудитории потенциальных оптовых покупателей на возможность реализации товара этим покупателям);
- предоставить подрядчику информацию о рынке сбыта, конкурентной среде, позиционировании товара на рынке, особенностях реализации товара в розничных точках (свою статистику и свое видение).
Если хотя бы часть этой информации неизвестна производителю, то подрядчику придется произвести собственные исследования рынка и изучить его на предмет возможностей реализации товара с целью получения перспективных планов сотрудничества (показателей сбыта в перспективе в натуральном и денежном выражении)- а это уже отдельная услуга.
Важно понимать, что подобное сотрудничество должно быть выгодно обеим компаниям - и заказчику, и производителю. Поэтому в начале взаимодействия, еще на этапе обсуждения перспектив, важна максимальная взаимная открытость, в том числе в определении ожиданий производителя и возможностей подрядчика.
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.