… рассказ о своем участии в кулинарно-этнографическом “Одноэтажном автопробеге”, организованном компанией “Автомир”, начну нетипично. Не с нашего с Романом Вуколовым старта на шестой “Мазде” из Архангельска. И даже не с финальной встречи в Санкт-Петербурге с Леной Бурдюговой, Володей Мальцевым и Олегом Сидоровым, которые двигались нам навстречу из Москвы в составе 2-й группы экспедиции.
А вот с этой диковинной деревянной бочки в Сестрорецке. Я был в шоке, узнав, что именно так выглядел прототип первой русской подводной лодки, испытанной в 1721-м году в присутствие лично императора Петра Первого. Да-да, вы не ослышались!
Изобрел “потаенное судно” изобретатель-самоучка Ефим Никонов, бывший родом из
подмосковного села Покровское. В августе 1721-го года в Петербурге на Галерном
дворе тайно, без лишней огласки была заложена первая отечественная подводная
лодка.
Точных чертежей подводной лодки, естественно, не сохранилось. Но можно предположить, что подводная лодка Никонова была бочкообразной формы. Оснований к тому может служить участие бочаров в сборке судна, а также выписка в перечне дел из архива Обер-сарваерской конторы при Адмиралтейств-Коллегий с требованием об отпуске “пятнадцати полос железных шириной в два дюйма две четверти. Вероятно, для изготовления обручей, стягивающих деревянных корпус судна. Ее носовая часть повторяла архитектура надводного корабля, а кормовая оснащалась рулем. Рубка на верхней палубе имела герметичные смотровые окна. В движение лодка приводилась посредством весел. Экипаж состоял из четырех человек. Для испытаний было отпущено 50 свечей, что соответствует времени нахождения под водой порядка 10-12 часов.
Предполагаемый вид модели “потаенного судна”:
1 – проницаемая часть корпуса со шпигатами
2 – рабочий отсек
3 – шлюзовой отсек
4 – прочная надстройка
5 – входной люк
6 – люк входа в шлюзовой отсек
7 – люк выхода в море
8 – цистерна главного балласта с доской равномерного ее
заполнения
9 – арматура заполнения и вентиляция ЦГБ
10 – помпа осушения ЦГБ
11 – твердый балласт
12-14 – клапаны заполнения и осущения шлюзового отсека
15 – вёсла
16 – смотровые окна
17 – руль
18 – ракеты
Система погружения и всплытия, по-видимому, работала следующим образом. При открытие запора приемного кингстона, забортная вода поступала в нижнюю часть емкости – системы главного балласта. По мере заполнения, воздух через открытые вентиляционные патрубки на крыше цистерны вытеснялся в отсек. При этом давление в отсеке несколько повышалось, снижая его разницу с забортным. Небольшая суммарная площадь сквозных “волосятых” отверстий в оловянных досках позволяла производить заполнение емкости с умеренной скоростью и равномерно по длине всей цистерны. При переходе в подводное положение приемный кингстон закрывался. После удаления из цистерн воздушных пузырей перекрывались вентиляционные парубки. Лодка, будучи под водой во взвешенной состоянии, совершала движение при гребле веслами. При откачивание воды отливной поршневой помпой вес лодки уменьшался и она всплывала. При работы помпы вентили на водоотливной трубке и центральном вентиляционном патрубке держали открытыми. Наблюдение за моментом прохождения уреза воды велось через рубочные иллюминаторы.
Сначала изобретатель предполагал вооружить подлодку орудиями, но затем решил установить шлюзовую камеру, через которую при нахождения корабля в подводном положении мог выходить водолаз, одетый в скафандр (разработанный самим Никоновым), и с помощью инструментов разрушить днище вражеского корабля. Позднее он довооружил лодку “огненными медными трубами” (видимо, имелось ввиду огнемет разового действия по принципу “греческого огня”). Такие трубы предполагалось установить вдоль палубы субмарины и снабдить механизмом для подъема под углом возвышения к горизонту. Тактика морской атаки предполагала, что подлодка скрытно подойдет к вражескому корабля, выдвинет конец трубы на поверхность воды и подожжет его “огненным составом”.
Но, к сожалению, первые испытания подлодки в присутствии Петра Первого закончились неудачно. Она камнем пошла на дно, ударилась о грунт и проломила днище. Царь велел изобретателю исправить повреждения и укрепить корпус судна, а также объявил, чтобы Никонову “никто конфуза в вину не ставил”.
Изобретатель повреждения исправил, но 25 января 1725-го года первый русский император умер. Никонов лишился своего покровителя. Он провел еще несколько испытаний подлодки, но они также потерпели фиаско. В итоге в январе 1728-го года самоучку разжаловали из мастеров в рядового плотника и отправили на Астраханские верфи.
… да, грустная история, но вернемся в наши дни. Блин, как же круто, что в то дождливое утро я все-таки преодолел отвращение к пасмурной питерской погоде, заставил себя сесть на велосипед и вместе с местным гидом совершить двухчасовой марш-бросок по окрестностям. Сколько же новых впечатлений!
Сестрорецк – город маленький, 37 тысяч жителей, но очень уютный. Смотрю на красивый пляж Финского залива и прекрасно понимаю, отчего здешний район называется Курортным, так и то, почему еще до революции питерская аристократия и интеллигенция обустроила тут дачи.
Узкая зеленая полоска вдали – это, если не ошибаюсь, Кронштадт
Едем через парки “Дубки”. В начале XVIII века здесь находился загородный Летний дворец Петра Первого. При императоре в Сестрорецке было посажено более 2500 дубов, некоторые из которых дожили до наших дней.
Действующее здание сестрорецкого вокзала, построено в конце XIX века.
Памятник оружейнику Сергею Мосину, тому самому, что придумал знаменитую русскую трехлинейную винтовку образца 1891-го года, принятая на вооружение царской Россией и названная позже его именем. В Сестрорецке он был начальником большого оружейного завода, основанного еще при Петре Первом.
А так в наши дни выглядит мост и плотина, построенная на реке Сестра для военных нужд.
Вдали за мостом – купола церкви Петра и Павла, построенной в начале 2000-х.
Храм возведён в память о российских моряках-подводниках. Место выбрано неслучайно, потому что как раз на озере Разлив вышеупомянутый Ефим Никонов испытывал свое “потаенное судно”.
Отличный получился велопробег по Сестрорецку.
А завтра я расскажу вам о старте автопробега из Архангельска. Вы прогуляетесь вместе со мной по этногородку Малые Карелы, где под открытом небом собраны жемчужины северного русского деревянного зодчества. А еще познакомлю с блюдами традиционной поморской кухни. Будет вкусно!
_________________________
* Энциклопедическая информация об истории создания первой подводной
русской лодки взята отсюда.
Запись опубликована Блог путешествий Самсона Шоладеми.Вы можете оставить комментарии здесь или тут
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.