Если вам интересно, давайте немного поговорим о концепте и
о том, как вообще составляются сборники. Точнее - как НЕ составляются.
Часто получается, что рассказ не соответствует концепту, о чем составитель и
сообщает расстроенному автору. А тот в ответ праведно недоумевает: где, мол,
тот концепт и почему его с самого начала не вывесили на всеобщее
обозрение?
Увы, пресловутый концепт чаще всего рождается и живет лишь в воспаленном мозгу
составителя, и то не сразу, а по мере прочтения присланных текстов. И может
колебаться, как генеральная линия партии, то в одну сторону, то в другую.
Однако кое-какие наметки можно разглядеть не только в исходном объявлении, но
даже и в будущем названии сборника.
Возьмем, к примеру, недавний "Империум".
Мы с Глебом писали в обсуждениях, что сборник задумывался как
антипопаданческий, но отвергнутые авторы справедливо говорят, что ничего такого
составители _официально_ не объявляли. Пусть так, но уже в названии сборника
видно, кто/что именно станет главным героем антологии. Империя. Российская
монархия под властью Романовых в четко очерченных временных рамках - и вот это
уже дословно прописано в задании. Потому рассказы, в которых имперский антураж
играет роль легко сменяемых декораций, автоматом не попадают в итоговый список.
Например, был неплохой псевдовикторианский детектив с аллюзиями на "Собаку
Баскервилей" и "Пеструю ленту". Текст забавный, но, к сожалению, имперская
Россия XXI века в нем легко заменяется хоть на США времен Великой депресии,
хоть на колониальный Сиам. А вот в сборнике необычных детективов рассказ бы
заиграл.
Еще пример - прислали довольно много историй из альтернативной реальности, в
которой Россия после Гражданской войны оказывается разделенной на два и более
государства по идеологическому признаку (как ФРГ и ГДР). Что же получается?
Во-первых, образ Империи несколько потускнел - заметьте выше я написал
"государства", а не "империи" и даже "державы", во-вторых, "Остров Крым" уже
написан, а в-третьих, в такой ситуации амбиции страны резко сокращаются от
геополитических до местечковых. И все холодные и горячие войны будут направлены
на воссоединение (причем с обеих сторон). И только потом можно будет думать о
глобальных задачах.
Бывают ситуации, когда главным героем антологии становится некий сеттинг:
игровой, киношный или просто изначально заданный заказчиком. Тот же DiezelPunk
из сборника "Бестиариум: Дизельные мифы". И здесь составитель регулярно
попадает в западню противостояния идей и качества текста. Потому что прекрасно
написанный рассказ без минимального соответствия сеттингу имеет мизерные шансы
в отличие от среднего, но крепко сбитого текста, автор которого не поленился
отработать исходное задание.
В итоге автор гневно жалуется на форуме или в ЖЖ, что потратил время, силы и
вдохновение, а на выходе получил кадавра, которого "никуда больше не
пристроишь". А составитель (вырезано цензурой) не взял. В четвертый раз
подряд.
Хочу вас расстроить - так будет и дальше. Если вы продолжите игнорировать
исходные задания с рекомендуемыми жанрами и побочными условиями, мне снова и
снова придется выкидывать неплохие рассказы только потому, что их создатель
путает понятия "свобода творчества" и "коммерческий сборник".
И еще. Небольшое дополнение.
Прочитав о новом сборнике на стороннем сайте, не поленитесь же сходить
по ссылке и ознакомиться с оригиналом! При перепостах часто режут
дополнительные комментарии и граничные условия, и в итоге в "Полночь
дизельпанка" десятками валятся хоррор-рассказы, не имеющие никакого
отношения к сеттингу. С конкурса завалялось, пошлю - вдруг прокатит!
Не прокатит.
Читать далее
"Я раньше знал, как пишутся буквы, я верил в силу слов!" (с)
"Какое все зеленое, какое все красивое!" (с)
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.