… город в скале Уплисцихе, расположенный в 12 км к востоку от Гори, на левом берегу реки Кура, является самым древним поселением на территории Грузии, попавшим в анналы истории. Он – современник знаменитого набатейского пещерного города Петра в Иордании. Первые жители обосновались здесь в конце II — начале I тысячелетия до нашей эры. За многовековую историю Уплисцихе пережил несколько взлетов и падением, но удивительным образом сохранился до наших дней.
Из центра Тбилиси дорога на машине займет сюда не больше получаса.
Не знаю, как летом, но в мае, когда мы путешествовали с женой, здесь было
практически безлюдно. Как в XIII-м веке, когда после монгольских набегов,
древний город практически вымер. Вход на территорию историко-архитектурного
музея-заповедника стоит всего 3 лари (около 60 рублей).
Не уверен, что все из вас хорошо читают по-грузински, поэтому позвольте дать русскую схему древнего городища.
В период своего наивысшего расцвета, в X-м веке в Уплисцихе проживало более 20 тысяч человек. Многие грузинские цари пытались завладеть им, что упрочить власть. Для грузин, принявших христианство как государственную религию, еще в конце IV-го века, в период арабского завоевания страны, город являлся центром духовного сопротивления. Подступы с востока надежна охраняла быстрая горная река Кура.
По древней традиции, у города был не только тайный тоннель, но и четыре входа, ориентированные по сторонам света.
Водоснабжение Уплисцихе осуществлялось двумя способами. С одной стороны, естественный родник, находящийся на скалистой гряде, продолжающей северную часть города, соединялся системой каменных труб длиной около 5 километров с центром города. С другой стороны, существовал глубокий колодец, куда поступала вода из реки Куры
С юга город был защищён стеной, образованной в скале после её обработки, и вырытым защитным рвом. У юго-восточных главных ворот был устроен перекидной мост.
Если говорить о происхождении названия поселения, то тут есть две трактовки. По одной, оно связано поселения с мифологическим “Уплосом, сыном Мтскетоса”.
Согласно другой, название “Уплос” связано с нарицательным “владыка”: т.е. дословно с грузинского языка Уплисцихе переводится как “крепость владыки”.
В период расцвета в Уплисцихе было более 700 пещер и различных сооружений. К сожалению, к настоящему времени сохранилось около 150.
Сооружение помещений в Уплисцихе происходило в два этапа: сначала происходило грубое выдалбливание скальной породы, затем (по мере приближения к линии стены) происходила тонкая притирка камня к требуемой форме — процесс, напоминающий работу скульптора.
При притирке использовались вода и абразивный камень, причём процесс не только придавал скальной породе требуемую форму, но и наносил надежный защитный слой на поверхность породы (песчаника). Этот слой был призван предотвратить разрушение конструкций.
Из-за возросшей опасности разрушения некоторых пещер, связанной с эрозией песчаника, кое-где для подстраховки поставили современные бетонные балки и подпорки.
Архитектура Уплисцихе этого времени изобилует скальными помещениями и потому нетипична не только для Грузии, но и для всего закавказского региона. Строители стремились воспроизвести в толще скалы детали, свойственные традиционной архитектуре из камня либо дерева. Многие высеченные в скале помещения украшены имитацией деревянных или каменных балок, колонн и других архитектурных элементов.
Саша
В 337 году, после провозглашения христианства государственной религией в Грузии, между языческим Уплисцихе и первыми христианами возникло противостояние, которое закончилось тем, что жрецы и жители Уплисцихе были подвергнуты гонениям, часть помещений города были разрушены и сожжены, на месте двух главных языческих храмов возникли христианские церкви. Правда, до наших дней они не дошли.
Поэтому самым старым христианским сооружением сейчас является церковь Уплисцули (церковь Принца). Она относится к X—XI векам.
Но христиане, надо заметить, тоже терпели напасти, гораздо хуже, чем язычники. Так, в XIII-м веке, во время во время похода Хулагу, внука Чингисхана, было убито свыше 5 тысяч монахов — жителей Уплисцихе. было убито в XIII веке [4]. Более того, монгольские нашествия изменили ландшафт прилегающей местности: леса, окружавшие горную цитадель,были сожжены. С XIV-го века Уплисцихе использовался скорее как временное поселение — в случае нашествий местные жители окрестных сёл укрывались в его пещерах от опасностей.
Вместе с тем, церковь Уплисцули, хотя и с перерывами, продолжала функционировать и действует в наше время
Средневековый город, в отличие от культового Уплисцихе предыдущей эллинистической эпохи, представлял собой типичный город-крепость с множеством жилых и хозяйственных построек. Бывшие языческие храмы, таким образом, превратились в пекарни, кузницы, кладовые и жилые дома.
Планировка средневекового города этого времени осуществлялась хаотически, многие проходы были необоснованно перекрыты. Архитектурные сооружения средневекового периода так же, как и первые христианские храмы, оказались менее прочными и долговечными, чем их предшественники.
Основной просчёт при их сооружении заключался в том, что песчаник скалы, на которой построен Уплисцихе, не мог выдерживать многоуровневые конструкции, которые пытались строить средневековые мастера.
Внизу со скалы хорошо видны остатки средневекового поселения на северо-западной окраине Уплисцихе.
В 1920 году многие постройки Уплисцихе пострадали из-за сильного землетрясения. С этого периода в городище никто не селился.
А с середины 50-х годов прошлого века, еще в советское время, Уплисцихе стал туристическим центром.
Запись опубликована Блог путешествий Самсона Шоладеми.Вы можете оставить комментарии здесь или тут
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.