На маленькой улице поблизости от набережной Обводного канала стоит здание,
выделяющееся лишь загадочной конструкцией на крыше.
После конференции «InfoTrans
2013» мне удалось побывать там, где не ступала нога журналиста, - в
Санкт-Петербургском Информационно-вычислительном центре РЖД. Это один из трёх
больших датацентров РЖД, управляющих всеми железными дорогами страны.
В информационно-вычислительном центре работает множество различных служб и
диспетчерских, во многих из которых дежурство ведётся круглосуточно. Это
диспетчерские линий связи, систем продажи билетов, центра обработки данных,
колл-центры поддержки пассажиров и служб железной дороги.
Центр управляет всеми процессами автоматизации железной дороги - от продажи
билетов до управления движением поездов и учёта перевозимых грузов.
В ЦОД консолидированы четыре крупных комплекса:
• АСОУП - автоматизированная система оперативного управления перевозками,
предоставляющая оперативную информацию по нахождению и состоянию локомотивов,
вагонов, контейнеров, локомотивных бригад. В неё входит также отдельная система
АСУ ГП - грузовые перевозки пяти железных дорог.
• Экспресс - комплекс продажи билетов 12 дорог (Северо-запад, Сибирь,
Урал).
• АСУ ФР - финансовые ресурсы восьми дорог.
• АСУ ТР - трудовые ресурсы восьми дорог.
Кроме того в центре работают системы АСУ Т - операции с локомотивами, АСУ
Станции - формирование и отправка составов, распределение движения составов по
путям.
Здесь обрабатываются все операции по продаже билетов трёх регионов -
Северо-западного, Уральского и Сибирского.
Продажа билетов через кассы и интернет сейчас обслуживает одна и та же система.
Вот так выглядит терминал кассира. Такие установлены во всех железнодорожных
кассах страны.
Интересно, что авторизация кассира происходит по ключу Touch Memory. Точно
такие же ключи используются в домофонах.
Диспетчерская линий связи. За шумонепроницаемой стеной, сделанной из обычных
пластиковых окон и дверей, расположено оборудование, обеспечивающее связь
датацентра с другими вычислительными центрами и объектами РЖД по всей
России.
Сердце любого датацентра - серверный зал.
Здесь установлено более пятидесяти серверных стоек с мейнфреймами,
блейдсерверами, накопителями, системами резервного копирования и сетевым
оборудованием. Зал был построен в 2007 году, но постоянно дооснащается новым
оборудованием.
Гордость датацентра - мейнфреймы IBM Z196, установленные в прошлом году. Мощь
этих компьютеров такова, что в каждой стойке даже размещена своя дополнительная
система кондиционирования. Кстати, это первые Z196, установленные в
России.
Интересное наблюдение: в последние годы у серверных стоек, которые почти никто
никогда не видит, появился дизайн. Теперь многие из них не серые шкафы, а
практически произведения искусства.
Из глубин ЦОДа появляется классический сисадмин с клавиатурой в руках.
Работу серверного зала непрерывно контролируют два диспетчера.
Все важные системы дублируются и при сбое нагрузка может быть быстро перенесена
на резервные сервера. Команда диспетчеров регулярно тренируется, перенося
нагрузку на резервные системы в тестовом режиме.
Я побывал в нескольких датацентрах в разных городах нашей страны, и каждый раз
восхищаюсь людьми, которые изобрели системы такой сложности и мощи, а ещё
восхищаюсь людьми, которые заставляют такие системы работать и понимают, как
это всё работает.
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.