Рейтинг@Mail.ru

    Как закалялись бобры

    21.01.2010 19:09 7 комментариев
    Из рекламы в газетах и электронной почте складывается ощущение, что наши люди только и делают, что ходят на всевозможные тренинги. Тренинги по сбрасыванию веса, для улучшения зрения, для успешного бизнеса, для творческой стимуляции журналистов, для счастливой сексуальной жизни. Еще «зима катит в глаза», на улице минус двадцать, а в голове Ужосс какое «вечное лето» – от обилия такой информации плавятся мозги.

    …Сижу, размышляю об абсурдности человеческого бытия, а тут по «электронке» приглашение приходит – принять участие в «Чаепитии с Уильямом Кэсвелом» в 11 часов утра в баре «У N». Там журналистам будут предложены «чай, кофе и все легкое; легкое вино, легкая закуска» (чтобы градус, падла, не крала), ну и фрукты, что зимой крайне важно, чтобы от нехватки витаминов цинга не началась.
    Далее в приглашении сообщается, что он, Уильям Кесвел, «крупный канадский бизнесмен, президент компании «СССС», специализирующейся на управленческом консалтинге» и «автор книги, которая в общедоступной форме раскрывает вопросы управления в виде занимательной аллегории с жизнью семейства бобров».

    Как говорится в одной известной рекламе: «Привет бобер!», ну чем не Льюис Керролл?
    Чаепитие состоялось, хотя (несмотря на заранее заявленных женатых бобров), Уильям Кесвел оказался совсем не похож на кролика из «Алисы». Улыбчивый жизнелюбивый мужчина преклонных лет с фирменной «горбаческой» лысиной и харизмой. Обаятельный такой: то девчонке-корреспондетке ручку поцелует, то букет сухого вина с одного глотка оценит, то про оперные постановки что-то невзначай брякнет. «В Оттаве я состою активным членом общества поклонников оперы, которое ежегодно финансирует новую театральную постановку».

    Оказалось, Уильям в прошлом тоже трудился по другому профилю, был инженером, но, изучая методики топ-управления и прочитав 35 книг из серии «1500 шагов к успеху» или «12 составляющих офигенного бизнеса», через тридцать лет создал собственную «топ-топ теорию», основанную АЖ на 53-х шагах! Ее базовым принципом стало утверждение, что в основе успешной работы предприятия лежат межличностные отношения сотрудников.

    Для того, чтобы донести до журналистов мысли канадца, переводил и комментировал эту встречу Петя – представитель компании «СССС» в России. Но то ли канадский менталитет недоступен моему разумению, то ли нас разделяют межнациональные коды, то ли я такой тупой, но мне своей элементарной логикой охватить концепцию автора в целом не получилось. Хотя, что-то в этом всем ощущалось родное, из конца восьмидесятых… Тогда я тоже временами ходил на встречи с подобными (доморощенными, правда) ораторами, слушал их внимательно, слушал, но мало что понимал.

    Отдельные мысли канадца производили впечатление масштабностью своего размаха. Например, что «начальник должен уважать своих подчиненных», «начальник должен ценить инициативу, идущую снизу, и внимательно выслушивать коллектив». Или «нужно рационально использовать потенциал каждого человека на производстве». Или «вы должны ценить свое личное время, никто не вправе его у вас отнимать, ваш начальник не может заставить вас ждать подолгу в приемной». А, отвечая на гендерный вопрос эффектной брюнетки, Уильям с легкой грустью заявил, что «исключает женскую дискриминацию на производстве любого типа». Так и рубанул с плеча: «Только путем взаимодействия полов можно этого избежать».

    Временами казалось: все, о чем говорит Кесвел, взято не из книг, а испытано на собственной шкуре. Как я его понимаю! Кругом неоновые соблазны гниющего запада, а тут хреновая зарплата наемного работника и менеджер – хам… Так не 35 пособий перечитаешь, а 335. Когда в перестроечное лихолетье в книжных магазинах появилась брошюра «Как стать миллионером», я тоже купил такую. А когда прочел, то осознал: чтобы стать миллионером, надо не читать такие книжки, их надо писать!

    Хотя не все мысли Уильяма показались бесспорными. К примеру, утверждение, что «зарплата не основной фактор в производительности труда, намного важнее другие формы мотивации наемного работника» – лично меня напрягло. Грамот вместо премий, как при тоталитарном режиме, не хотелось. Боже мой, откуда такие несвоевременные мысли, наверное, из нашего незабытого прошлого... Помню с детсадовских времен: «Не надо нам солнца – нам партия светит, не надо нам хлеба – работы побольше».

    Неудивительно, что первый и пока единственный российский бизнесмен, внедривший канадскую методику у себя на предприятии, оказался в прошлом руководителем заводской парторганизации. Как утверждал этот дядя, благодаря методике Уильяма Кэсвела (новым способам мотивации и тренингам, проведенным в коллективе), фирма увеличила свой оборот в пять раз. Но вот, что это за формы мотивации, что за тренинги – нам так и не раскрыли. Хотя выяснилось, что подробно (но уже за деньги) все нюансы может раскрыть переводчик Петя, тем более что в Канаде программа Уильяма стоит сто тысяч долларов, а у нас в России ее можно будет пройти всего за каких-то 10000 американских рублей. Это же халява, господа!

    Возможно, тренинги – это и решение всех проблем, но смущает такой пример. Один мой знакомый устроился на очень ответственную работу, пашет с утра до ночи, денег ему почти не платят; зато раз в неделю взбадривают различными тренингами и фокус-группами, на которых объясняют, какие у него замечательные перспективы и раскрывают мотивы его работы…

    Глядя на таких замотивированных вусмерть бедолаг, хочется воскликнуть: «Долой бобров!». Лучшая книга по эффективному менеджменту – «Как закалялась сталь» Николая Островского. Осталось только переделать несколько понятий: комиссаров (вот уж кто умел мотивировать) заменить на бизнес-тренеров, специалистов по управленческим технологиям, партийные митинги поменять на корпоративные тренинги. И нет проблем! Можно будет канадцам за небольшие деньги передавать наш опыт. Как там при бабушке было, не помните, а? Пятилетку за три года.
    За разъяснениями я на следующий день отправился к Пете. Он хоть и представитель канадской фирмы, но парень то наш, рассейский. В бизнесе с 92-го. Сам все с ходу ловит, в 2000 году по президентской программе съездил на шесть недель в Канаду, где стажировался в фирме Уильяма, а через два года так еще на две недели сгонял. Ну, то есть Петя уже вылитый канадец. И знаете, он мне прямо с ходу все и объяснил. Оказывается, что в основе их консалтинговой заманухи лежит оптимизация внутрикорпоративных межличностных отношений. Переводя на русский: не стоит увеличивать зарплату на предприятиях (аплодисменты работодателей). Нужно чтобы каждый сотрудник получал фиксированный оклад, постоянно работал над ускорением собственной эффективности и знал, что в случае удвоения прибыли его зарплата тоже пропорционально вырастет.

    На мой взгляд, часть российских предприятий давно работает по такому принципу и без канадских рецептов. Нанимают совсем юных, полощут им мозги тренингами, фокус-группами, обещаниями перспектив карьерного роста и будущими доходами, а через полгода закрываются, выжав из бывших сотрудников по максимуму. Потом открывают новую контору, набирают новых сотрудников, и начинают все сначала. Получается уголовно-ненаказуемая форма мошенничества.

    Но Петя предостерегает: суть канадской методы совсем не в этом, так как основана она на уважении начальством своих подчиненных. А если людям платят низкую зарплату, значит, их просто не уважают. «Если человек занимался на тренингах, а материальной отдачи от этого не произошло, вместо мотивации происходит демотивация. У сотрудников опустятся руки, негативный внутренний климат выйдет за границы предприятия, и сколько бы денег не тратилось на совместные шашлыки и корпоративные праздники, фирма все равно заработает плохую репутацию, и, в конечном счете, придет к краху». Петя настойчиво повторяет, что если на предприятии налажены коммуникативные связи, то ему не угрожают никакие внешние (бандиты & менты) воздействия.
    Слушал я его и думал: какие свежие мысли. А ведь у меня тоже коммуникативные проблемы – летом голуби гадят прямо на перила балкона, а кошка прячется за цветочными горшками и ловит их. Я не пойму, может быть, голуби гадят из вредности, мстят, таким образом, кошке и мне за то, что я ее кормлю. А их – нет. Думаю, нам всем: мне, кошке и голубям надо провести тренинг о межвидовых коммуникациях в условиях замкнутого балконного пространства, а потом по итогам провести фокус-группу. Я, может, тоже книгу напишу. И в Канаду – на ее презентацию…


    Комментарии: Добавить комментарий

      • Koroed
      • 22 января 2010 года в 10:14

      Да будь эта методика хоть сто раз канадская, менталитет же совдеповский как был, так и остался у большинства...

    • Гы-гы,)) чем совдеповский менталитет хуже ментатлитета пиндосов? По моему везде хватает и лохов и лохотронщиков.)

      • tan_go
      • 22 января 2010 года в 18:11

      Адекватные граждане воспринимают тренинги, как возможность взглянуть на себя со стороны и для расширения кругозора. А слабые закомплексованные люди западают на тренинги, как на наркотик: им нужна постоянная подпитка чужим "бодрячком", мотивация со стороны. Был у меня один знакомый бизнесмен средних лет, который прыгал с тренинга на тренинг как кузнечик и восторженно восклицал: "Теперь мое любимое слово - эффективность!". Еще он был очень модным, вел здоровый образ жизни, занимался сальсой и джаз-модерном (причем, танцевал отвратно). И все это с перманентными тренингами вместе взятое, выдавало в нем робкого паренька из глухого военного городка с номером вместо названия, который отчаянно боролся с комплексами из детства. Он то думал, что выглядит как мачо, а выглядел смешно и жалко. Не в коня были тренинги ;-)

    • А меня бесит, когда шеф после тренингов выдает: концепция поменялась! И начинает нам выносить мозг своими идеями, которые никто не спешит воплощать в жизнь, т.к. на горизонте уже маячит новая коллективная медитация и, скорее всего, концепция поменятся опять..

      • tan_go
      • 22 января 2010 года в 19:09

      Ну, чтобы было чем заняться вместо работы :-)

    • А почему "бобры"?

    • Чтобы веселее.))

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.