Брошеный гарнизон в бухте Бечевинская - Финвал / П-Камчатский-54 (Бечевинка)
31.08.2010 15:58
0 комментариев
Полторы недели прошло с того дня как я вернулся ночью в Петропавловск, переполненный чувствами эмоциями и фотографиями :)
Довелось мне побывать в очень интересном месте. Некогда закрытый, а нынче оставленный и брошенный "город" подводников - Финвал (Петропавловск-Камчатский-54) а более известный в народе как Бечевинка! (местоположение на wikimapia.org)
Много слышал о этом месте и смотрел немногочисленные фотографии в интернете , но собственно никогда и не мечтал даже попасть в это место, так как путь туда далеко не прост! Добраться туда можно только воздухом или морем... что сейчас, скажем прямо, далеко не по карману обычным смертным! ;)
Но нам это удалось сделать! Группа из 5 человек, объединенная одной целью, преодолевая финансовую и погодную стихии все-таки вырывается из городского плена и направляется на встречу к заветной точке на карте!
небольшое инфо с www.podlodka.su
.....
В начале 60-х годов бухта использовалась как запасной район рассредоточения, иногда в бухту заходили лодки для стоянке на якоре.
Новой эпохой в истории бухты Бечевинской стало освоение ее берегов для строительства базы подводных лодок. «Крестным отцом» нового гарнизона стал тогдашний Главком ВМФ Сергей Георгиевич Горшков. Он лично посещал бухту Бечевинскю и даже некоторое время там жил на краю берегового обрыва в деревянном сарае, который сохранился практически до конца существования гарнизона.
В глубине бухты в распадке между сопками прибывшие строители построили для себя несколько панельно-щитовых домиков, которые просуществовали не долго. Но в короткие сроки строители возвели первые три жилых дома. Нумерация домов впредь соответствовала очередности их строительства. В первом четырехэтажном доме разместилось общежитие и за ним прочно закрепилось название «чудильник». Второй предназначался для семей офицеров и был трехэтажным. Третий жилой дом в четыре этажа возвели поодаль, рядом с сараем, в котором некогда жил Горшков. С правого торца здания пристроили продуктовый магазин. Были построены и другие первоочередные объекты инфраструктуры пункта базирования: штаб, казармы, камбуз, гараж, котельная, складские помещения, дизельная подстанция. Имелся и топливный склад недалеко от места первоначального размещения плавпирсов. Впоследствии причальный фронт был перестроен на новом месте, ближе к выходу из бухты. Были предусмотрены две зенитные батареи из одноствольных корабельных зенитных автоматов времен войны. Одна располагалась недалеко от береговой части, где хранились ядерные боеголовки для торпед, а другая - рядом со штабом. Они периодически устраивали учебные стрельбы по противоположному берегу, а чаще всего при пасмурной погоде матросы-зенитчики сидели рядом по готовности «раз». Хотя ненужность такого мероприятия была очевидна - на противоположном берегу бухты над самым выходом располагался поселок «Шипунский», где имелись вполне современные зенитные ракетные комплексы.
Из соображений режима секретности в документах не позволялось использовать географическое название бухты и для этого было придумано новое, «открытое» наименование – Финвал. Чаще место в официальной переписке именовалось по номеру почтового отделения – Петропавловск-Камчатский-54.
.....
(С) И. Курганов
...и так в путь, после 2х недель переносов поезди по причине непогоды мы выходим из Авачинской бухты
Ночь в пути... спустя ~8 часов мы прибываем к входу в бухту Бечевинская.
.....
Берега Камчатки впервые были описаны Первой Камчатской экспедицией. Участники этой экспедиции на основе точных инструментальных наблюдений нанесли на карту Авачинскую губу под названием «Залива Камчатская». На Итоговой карте 1729 года с достаточной точностью нанесены входные мысы Авачинской губы - Маячный и Безымянный, а также реки Авача. 19 июня штурман экспедиции Беринга записал пеленги на мыс Маячный и мыс Шипунский. Но на итоговой карте 1929 года мысу Шипунскому Беренг названия не дал. Береговая линия от мыса Налычева до Шипунского определена была с большой ошибкой. Бухта Бечевинская так же не была нанесена на карту по причине плохих погодных условий в день наблюдения. Бухта Бечевинская была нанесена на карты позже русскими мореплавателями, которые плавали здесь после Беринга. Название бухты связано с фамилией иркутского купца, который сделал свое состояние на пушной торговле и винных откупках. В середине 1750-х годов Иван Бечевин разработал проект исследования морского пути от Камчатки до севера Сибири и поиска новых островов в северной части Тихого океана. С этой целью он снарядил судно «Святой архангел Гавриил», побывавшее под командованием штурмана Пушкарева на Аляске и Алеутских островах.
Посещал берега Америки, где ранее не бывали русские первопроходцы, «Гавриил» совместно со «Святым Владимиром». Но дружественные отношения с местными жителями вскоре сменились враждебными. Причиной тому – откровенный разбой, который учинили излишне «вольные» промышленники. Партия, во главе которой стоял сам Пушкарев в стычке с местными жителями потеряла восьмерых товарищей. Столько же было ранено. В виде мести промышленники убили семерых алеутских заложников. Это был первый случай убийства заложников в истории освоения Камчатки и Русской Америки. В результате вооруженных столкновений «Гавриил» снялся с якоря и 26 мая 1762 года отправился в обратный рейс. Зайдя в Умнак, Пушкарев захватил не менее 20 алеутов, в большинстве девушек. С этим грузом и отправился «Гавриил» на Камчатку, но 25 сентября, укрываясь от урагана, потерпел крушение в одной из бухт Шипунского полуострова. Позже бухта и получила свое название. На острове Атха Алеутской гряды есть залив Бечевина, который был назван Биллингсом в связи с тем, что этот заливчик очень напоминает одноименную камчатскую бухту.
.....
(С) И. Курганов
.....
Первоначально в бухте Бечевинской – Финвал базировался дивизион подводных лодок из пяти единиц проекта 641, сформированный из состава подводных лодок ЭОН, перешедшего по Северному Морскому пути с Северного флота. Но в августе 1971 года в бухту Бечевинскую была переведена 182 бригада дизельных подводных лодок из бухты Крашенинникова, после чего бригада стала именоваться отдельной. В то время бригадой командовал капитан 1 ранга Бэц Валентин Иванович. После переформирования бригада имела в своем составе 12 подводных лодок: «Б-8», «Б-15», «Б-28», «Б-33», «Б-39», «Б-50», «Б-112», «Б-135», «Б-397», «Б-855» проекта 641, «С-73» проекта 640 и «С-310» проекта 690. Для обеспечения базирования подводных лодок имелась плавбаза «Камчатский Комсомолец». Первоначально, до окончания строительства жилых домов, часть личного состава бригады размещалась на плавказарме. Сухопутного сообщения с «большой землей» не было. Примерно один раз в неделю из «города» (так именовался Петропавловск-Камчатский) приходил «транспорт» - переоборудованное из морского буксира транспортно-пассажирское судно «Авача». Иногда, когда «Авача» была на ремонте, в поселок приходила аналогичная «Олонка». После ночной разгрузки утром «Авача» уходила обратно, а с утра у продуктового магазина выстраивалась очередь. Все привезенные продукты разбирались буквально в несколько часов, а в остальное время в ассортименте магазина преобладали хлеб с местной хлебопекарни и всем надоевшие консервы. Иногда по срочному вызову прилетал из города вертолет. Он же привозил в гарнизон высокое начальство.
.....
(С) И. Курганов
.....
Вскоре были построены и другие дома поселка: над третьим домом был построен четвертый, поодаль, напротив вертолетной площадки – пятый дом. Над четвертым домом стоял шестой, к правому торцу которого были пристроены почта и магазин. Имелся и клуб с пристройкой для оркестра, но он сгорел примерно в 1987 году. Первоначально в поселке имелась школа-восьмилетка, а детский сад размещался в первом доме.
После отстройки нового причального фронта лодки были переведены туда, а старое нефтехранилище заброшено. Оставшиеся пирсы утонули и это место в общении получило название «топ-пирс». Одни расшифровывали его как «топливный пирс», другие - как «затопленный пирс», кому что больше нравилось. Менялся и состав бригады. Была переведена на Черноморский флот «С-310», списана и затоплена в бухте Петра Ильичева «С-73», плавбаза «Камчатский Комсомолец» перебазировалась в Завойко. После среднего ремонта пришла довольно старая, переоборудованная из северофлотского ракетоносца «БС-167» проекта 629р, а задолго до нее - «Б-101» проекта 641 перебазировалась в Бечевинку из бухты Улисс.
Новый этап строительства гарнизона начался с началом перевооружения бригады на подводные лодки проекта 877, которые в обиходе именовали «Варшавянками», или просто – «Варшавы». Первой в гарнизон пришла «Б-260» под командованием кап. 2 ранга Побожьего А.А. Внешний вид новой лодки был настолько непривычен, что сразу после швартовки лодки на пирсе собралась толпа любопытной детворы, с удивлением разглядывающая невиданный ранее «утюг».
Для вновь прибывших экипажей был заложен и вскоре построен многоэтажный седьмой дом. Школа-восьмилетка была преобразована в среднюю школу-десятилетку и в 1985 году переехала в новое здание с большими классами, просторными рекреациями и огромным спортзалом. В прежнее одноэтажное здание школы был переведен детсад. Через три года после седьмого дома был построен и аналогичный восьмой дом.
К 1989 году все лодки 641 проекта были переданы в состав других соединений. От старого состава осталась уже давно неходовая подлодка-ретранслятор «БС-167», УТС и РЗС, переоборудованные из лодок 613 проекта. В разное время в состав бригады входили лодки 877 проекта: «Б-187», «Б-226», «Б-260», «Б-248», «Б-394», «Б-404», «Б-405», «Б-446», «Б-464», «Б-494»
.....
(С) И. Курганов
.....
Конец гарнизону наступил в период так называемых «реформ» в 1996 году. Попавший в планы под сокращение, отдаленный гарнизон ждало одно очень неприятное известие. В угоду прежде всего личным интересам одного высокого должностного лица, надлежало перевезти все имущество базы на новое место в кратчайший срок. Для военного имущества были выделены танкодесантные корабли. Как и каким образом будет перевезен скарб и личные вещи семей, людей «наверху» заботило мало. Обещанные контейнеры не были выделены, пришлось мебель, ящики и чемоданы перевозить прямо кучами на палубе «Авачи». Оставаться там было нельзя – все отопление и электроснабжение было отключено.
Бригада лодок была перебазирована в Завойко, а еще через 6 лет – в бухту Крашенинникова, откуда по сути, она и пришла в Бечевинку.
Никому из коммерсантов гарнизон не понадобился, поэтому в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.98 № 623 «О порядке высвобождения недвижимого военного имущества» и обращением Российского фонда федерального имущества от 12.07.2000 № ФИ-24-2/5093 со счетов Минобороны России в установленном порядке были списаны здания и сооружения военных городков № 52 «Бечевинская» и № 61 «Шипунский».
После оставления гарнизона прессу и СМИ Камчатки сотрясали «экологические» скандалы, связанные с брошенными в Бечевинке запасами. Всевозможные самозваные «правозащитники», как грибы после дождя разросшиеся на грандах и премиях заокеанской демократии, с азартом трезвонили об опасности окружающей среде оставленными в Бечевинке тоннами ГСМ, не упоминая, что военные не по своей воле покинули это место. Наибольшую опасность представляли из себя запасы высокотоксичного ракетного топлива в поселке ракетчиков. С ними проблему решили довольно-таки просто: расстреляли с вертолета из автоматов. Хотя и не без последствий для природы. Но другого выхода не было: средств для вывоза и утилизации в бюджете предусмотрено не было.
(С) И. Курганов
.....
Сейчас гарнизон представляет из себя жалкое зрелище: жилые дома смотрят на мир пустыми глазницами окон, по улицам бродят лисы и медведи. О некогда базировавшемся здесь подводном флоте напоминает лишь остов старой УТСки, лежащей на отмели у выхода из бухты.
.....
(С) И. Курганов
Видео Архивы
кадры Кинохроники с сайта www.podlodka.su
кадры Любительского видео с сайта www.podlodka.su
исторический источник: www.podlodka.su
фотографии все сделаны лично мною, 20-21 Августа 2010 года
Читать далее
Довелось мне побывать в очень интересном месте. Некогда закрытый, а нынче оставленный и брошенный "город" подводников - Финвал (Петропавловск-Камчатский-54) а более известный в народе как Бечевинка! (местоположение на wikimapia.org)
Много слышал о этом месте и смотрел немногочисленные фотографии в интернете , но собственно никогда и не мечтал даже попасть в это место, так как путь туда далеко не прост! Добраться туда можно только воздухом или морем... что сейчас, скажем прямо, далеко не по карману обычным смертным! ;)
Но нам это удалось сделать! Группа из 5 человек, объединенная одной целью, преодолевая финансовую и погодную стихии все-таки вырывается из городского плена и направляется на встречу к заветной точке на карте!
небольшое инфо с www.podlodka.su
.....
В начале 60-х годов бухта использовалась как запасной район рассредоточения, иногда в бухту заходили лодки для стоянке на якоре.
Новой эпохой в истории бухты Бечевинской стало освоение ее берегов для строительства базы подводных лодок. «Крестным отцом» нового гарнизона стал тогдашний Главком ВМФ Сергей Георгиевич Горшков. Он лично посещал бухту Бечевинскю и даже некоторое время там жил на краю берегового обрыва в деревянном сарае, который сохранился практически до конца существования гарнизона.
В глубине бухты в распадке между сопками прибывшие строители построили для себя несколько панельно-щитовых домиков, которые просуществовали не долго. Но в короткие сроки строители возвели первые три жилых дома. Нумерация домов впредь соответствовала очередности их строительства. В первом четырехэтажном доме разместилось общежитие и за ним прочно закрепилось название «чудильник». Второй предназначался для семей офицеров и был трехэтажным. Третий жилой дом в четыре этажа возвели поодаль, рядом с сараем, в котором некогда жил Горшков. С правого торца здания пристроили продуктовый магазин. Были построены и другие первоочередные объекты инфраструктуры пункта базирования: штаб, казармы, камбуз, гараж, котельная, складские помещения, дизельная подстанция. Имелся и топливный склад недалеко от места первоначального размещения плавпирсов. Впоследствии причальный фронт был перестроен на новом месте, ближе к выходу из бухты. Были предусмотрены две зенитные батареи из одноствольных корабельных зенитных автоматов времен войны. Одна располагалась недалеко от береговой части, где хранились ядерные боеголовки для торпед, а другая - рядом со штабом. Они периодически устраивали учебные стрельбы по противоположному берегу, а чаще всего при пасмурной погоде матросы-зенитчики сидели рядом по готовности «раз». Хотя ненужность такого мероприятия была очевидна - на противоположном берегу бухты над самым выходом располагался поселок «Шипунский», где имелись вполне современные зенитные ракетные комплексы.
Из соображений режима секретности в документах не позволялось использовать географическое название бухты и для этого было придумано новое, «открытое» наименование – Финвал. Чаще место в официальной переписке именовалось по номеру почтового отделения – Петропавловск-Камчатский-54.
.....
(С) И. Курганов
...и так в путь, после 2х недель переносов поезди по причине непогоды мы выходим из Авачинской бухты
Ночь в пути... спустя ~8 часов мы прибываем к входу в бухту Бечевинская.
.....
Берега Камчатки впервые были описаны Первой Камчатской экспедицией. Участники этой экспедиции на основе точных инструментальных наблюдений нанесли на карту Авачинскую губу под названием «Залива Камчатская». На Итоговой карте 1729 года с достаточной точностью нанесены входные мысы Авачинской губы - Маячный и Безымянный, а также реки Авача. 19 июня штурман экспедиции Беринга записал пеленги на мыс Маячный и мыс Шипунский. Но на итоговой карте 1929 года мысу Шипунскому Беренг названия не дал. Береговая линия от мыса Налычева до Шипунского определена была с большой ошибкой. Бухта Бечевинская так же не была нанесена на карту по причине плохих погодных условий в день наблюдения. Бухта Бечевинская была нанесена на карты позже русскими мореплавателями, которые плавали здесь после Беринга. Название бухты связано с фамилией иркутского купца, который сделал свое состояние на пушной торговле и винных откупках. В середине 1750-х годов Иван Бечевин разработал проект исследования морского пути от Камчатки до севера Сибири и поиска новых островов в северной части Тихого океана. С этой целью он снарядил судно «Святой архангел Гавриил», побывавшее под командованием штурмана Пушкарева на Аляске и Алеутских островах.
Посещал берега Америки, где ранее не бывали русские первопроходцы, «Гавриил» совместно со «Святым Владимиром». Но дружественные отношения с местными жителями вскоре сменились враждебными. Причиной тому – откровенный разбой, который учинили излишне «вольные» промышленники. Партия, во главе которой стоял сам Пушкарев в стычке с местными жителями потеряла восьмерых товарищей. Столько же было ранено. В виде мести промышленники убили семерых алеутских заложников. Это был первый случай убийства заложников в истории освоения Камчатки и Русской Америки. В результате вооруженных столкновений «Гавриил» снялся с якоря и 26 мая 1762 года отправился в обратный рейс. Зайдя в Умнак, Пушкарев захватил не менее 20 алеутов, в большинстве девушек. С этим грузом и отправился «Гавриил» на Камчатку, но 25 сентября, укрываясь от урагана, потерпел крушение в одной из бухт Шипунского полуострова. Позже бухта и получила свое название. На острове Атха Алеутской гряды есть залив Бечевина, который был назван Биллингсом в связи с тем, что этот заливчик очень напоминает одноименную камчатскую бухту.
.....
(С) И. Курганов
.....
Первоначально в бухте Бечевинской – Финвал базировался дивизион подводных лодок из пяти единиц проекта 641, сформированный из состава подводных лодок ЭОН, перешедшего по Северному Морскому пути с Северного флота. Но в августе 1971 года в бухту Бечевинскую была переведена 182 бригада дизельных подводных лодок из бухты Крашенинникова, после чего бригада стала именоваться отдельной. В то время бригадой командовал капитан 1 ранга Бэц Валентин Иванович. После переформирования бригада имела в своем составе 12 подводных лодок: «Б-8», «Б-15», «Б-28», «Б-33», «Б-39», «Б-50», «Б-112», «Б-135», «Б-397», «Б-855» проекта 641, «С-73» проекта 640 и «С-310» проекта 690. Для обеспечения базирования подводных лодок имелась плавбаза «Камчатский Комсомолец». Первоначально, до окончания строительства жилых домов, часть личного состава бригады размещалась на плавказарме. Сухопутного сообщения с «большой землей» не было. Примерно один раз в неделю из «города» (так именовался Петропавловск-Камчатский) приходил «транспорт» - переоборудованное из морского буксира транспортно-пассажирское судно «Авача». Иногда, когда «Авача» была на ремонте, в поселок приходила аналогичная «Олонка». После ночной разгрузки утром «Авача» уходила обратно, а с утра у продуктового магазина выстраивалась очередь. Все привезенные продукты разбирались буквально в несколько часов, а в остальное время в ассортименте магазина преобладали хлеб с местной хлебопекарни и всем надоевшие консервы. Иногда по срочному вызову прилетал из города вертолет. Он же привозил в гарнизон высокое начальство.
.....
(С) И. Курганов
.....
Вскоре были построены и другие дома поселка: над третьим домом был построен четвертый, поодаль, напротив вертолетной площадки – пятый дом. Над четвертым домом стоял шестой, к правому торцу которого были пристроены почта и магазин. Имелся и клуб с пристройкой для оркестра, но он сгорел примерно в 1987 году. Первоначально в поселке имелась школа-восьмилетка, а детский сад размещался в первом доме.
После отстройки нового причального фронта лодки были переведены туда, а старое нефтехранилище заброшено. Оставшиеся пирсы утонули и это место в общении получило название «топ-пирс». Одни расшифровывали его как «топливный пирс», другие - как «затопленный пирс», кому что больше нравилось. Менялся и состав бригады. Была переведена на Черноморский флот «С-310», списана и затоплена в бухте Петра Ильичева «С-73», плавбаза «Камчатский Комсомолец» перебазировалась в Завойко. После среднего ремонта пришла довольно старая, переоборудованная из северофлотского ракетоносца «БС-167» проекта 629р, а задолго до нее - «Б-101» проекта 641 перебазировалась в Бечевинку из бухты Улисс.
Новый этап строительства гарнизона начался с началом перевооружения бригады на подводные лодки проекта 877, которые в обиходе именовали «Варшавянками», или просто – «Варшавы». Первой в гарнизон пришла «Б-260» под командованием кап. 2 ранга Побожьего А.А. Внешний вид новой лодки был настолько непривычен, что сразу после швартовки лодки на пирсе собралась толпа любопытной детворы, с удивлением разглядывающая невиданный ранее «утюг».
Для вновь прибывших экипажей был заложен и вскоре построен многоэтажный седьмой дом. Школа-восьмилетка была преобразована в среднюю школу-десятилетку и в 1985 году переехала в новое здание с большими классами, просторными рекреациями и огромным спортзалом. В прежнее одноэтажное здание школы был переведен детсад. Через три года после седьмого дома был построен и аналогичный восьмой дом.
К 1989 году все лодки 641 проекта были переданы в состав других соединений. От старого состава осталась уже давно неходовая подлодка-ретранслятор «БС-167», УТС и РЗС, переоборудованные из лодок 613 проекта. В разное время в состав бригады входили лодки 877 проекта: «Б-187», «Б-226», «Б-260», «Б-248», «Б-394», «Б-404», «Б-405», «Б-446», «Б-464», «Б-494»
.....
(С) И. Курганов
.....
Конец гарнизону наступил в период так называемых «реформ» в 1996 году. Попавший в планы под сокращение, отдаленный гарнизон ждало одно очень неприятное известие. В угоду прежде всего личным интересам одного высокого должностного лица, надлежало перевезти все имущество базы на новое место в кратчайший срок. Для военного имущества были выделены танкодесантные корабли. Как и каким образом будет перевезен скарб и личные вещи семей, людей «наверху» заботило мало. Обещанные контейнеры не были выделены, пришлось мебель, ящики и чемоданы перевозить прямо кучами на палубе «Авачи». Оставаться там было нельзя – все отопление и электроснабжение было отключено.
Бригада лодок была перебазирована в Завойко, а еще через 6 лет – в бухту Крашенинникова, откуда по сути, она и пришла в Бечевинку.
Никому из коммерсантов гарнизон не понадобился, поэтому в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.98 № 623 «О порядке высвобождения недвижимого военного имущества» и обращением Российского фонда федерального имущества от 12.07.2000 № ФИ-24-2/5093 со счетов Минобороны России в установленном порядке были списаны здания и сооружения военных городков № 52 «Бечевинская» и № 61 «Шипунский».
После оставления гарнизона прессу и СМИ Камчатки сотрясали «экологические» скандалы, связанные с брошенными в Бечевинке запасами. Всевозможные самозваные «правозащитники», как грибы после дождя разросшиеся на грандах и премиях заокеанской демократии, с азартом трезвонили об опасности окружающей среде оставленными в Бечевинке тоннами ГСМ, не упоминая, что военные не по своей воле покинули это место. Наибольшую опасность представляли из себя запасы высокотоксичного ракетного топлива в поселке ракетчиков. С ними проблему решили довольно-таки просто: расстреляли с вертолета из автоматов. Хотя и не без последствий для природы. Но другого выхода не было: средств для вывоза и утилизации в бюджете предусмотрено не было.
(С) И. Курганов
.....
Сейчас гарнизон представляет из себя жалкое зрелище: жилые дома смотрят на мир пустыми глазницами окон, по улицам бродят лисы и медведи. О некогда базировавшемся здесь подводном флоте напоминает лишь остов старой УТСки, лежащей на отмели у выхода из бухты.
.....
(С) И. Курганов
Видео Архивы
кадры Кинохроники с сайта www.podlodka.su
кадры Любительского видео с сайта www.podlodka.su
исторический источник: www.podlodka.su
фотографии все сделаны лично мною, 20-21 Августа 2010 года
Читать далее
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.