Рейтинг@Mail.ru
    Работа \ Люди \ zabros \ Блог

    Заброшенный хурул хана Тюменя

    16.09.2010 11:37 0 комментариев


    Путешествуя по России, в-общем-то, заброшенностям не удивляешься. Сколько их стоит вдоль дорог: и интересных, достойных посещения, и обычных руин бывших коровников и амбаров. Наверное, я побывал в десятках, если не сотнях заброшенных мест - все не посчитать. Но в заброшенном буддистском храме раньше бывать не приходилось. До недавнего времени.



    Небольшое рыбацкое село Речное, что находится в Харабалинском районе Астраханской области - совершенно ничем не примечательно. Самая обычная деревня, на первой взгляд. Необычной ее делает удивительный двухсотлетний заброшенный храм. Но храм не православный, а буддистский. Как он здесь появился?

    Отечественная война. На борьбу с Наполеоном агрессией поднялись все народы России. В составе ее армии и народного ополчения вместе с русскими сражались бок о бок украинцы, белорусы, латыши, литовцы, эстонцы, татары, башкиры, калмыки и другие народы. В апреле 1811 года Правительство России издало указ, в котором командующему Кавказской линией генерал-лейтенанту Николаю Ртищеву повелевалось «составить два калмыцких пятисотенных полка из людей, обитающих в Астраханской и других областях". О том, как калмыки принимали участие в военных действиях, вы можете прочест, если интересно

    После победы над Наполеоном калмыцкий князь Тюмень был приглашен Александром I в Санкт-Петербург для вручения наград, и там был поражен величием Казанского собора - одним из центральных мест проведения торжеств, ставшим памятником русской воинской славы. Здесь хранились знамена неприятеля, ключи от французских городов. Его прекрасные дугообразные колоннады напомнили ему родовой знак князей Тюменей – натянутый лук.

    Атмосфера всеобщего ликования, царившая в Петербурге в те дни, а также гордость за калмыцкий народ, ощущение его причастности к великой победе породили у него мысль о создании подобного монументального строения в родных степях.

    1. Вернувшись домой, Серебджаб Тюмень решил возвести в своем улусе своеобразный калмыцкий храм-памятник.


    2. Монастырский ансамбль Хошеутовского хурула состоял из главного каменного храма (сюмэ), двух часовен (цаца), выполненных в русском и монголо-тибетском стиле, а также нескольких хозяйственных построек и брусчатой ограды на кирпичных столбах. Так, идея создания храма, глубоко интернациональная по своей сути, отражающая союз калмыцкого и русского народов, нашла органичное воплощение в облике Хошеутовского Хурула – храма единства калмыцкого и русского народов, симбиоз православно-храмовой и буддийской архитектур.


    3. Шло время. Хурул был чуть ли не главным храмом всех астраханских калмыков.А в 1858 году здесь побывал Александр Дюма (да-да, тот самый!). Проплывая по Волге на пароходе, он обратил внимание на необычное строение и напросился к правившему тогда Тюменскому князю в гости. Приезжала в Хошеутовский хурул принцесса из Китая – прямой потомок князей Тюменей. Также приезжала делегация из Индии.


    4. Когда пришла советская власть, ей было все равно: церковь ли, мечеть - все одно. Вот и хошеутовский хурул постигла участь своих религиозных "конкурентов" - в тридцатые годы прошлого века Хошеутовский хурул приспособили под клуб, в пятидесятые - под зерносклад.


    5. В шестидесятые понадобился кирпич на колхозный коровник - с этой целью разобрали малые башни и галереи, что нанесло культурному комплексу огромный ущерб.


    6. Потом святыню забросили, и она долго стояла без замков, без запоров. Сюда заходили все кому не лень. Воры разбирали крышу, сделанную из меди.


    7. В августе 2004 года был создан попечительский совет по восстановлению Хошеутовского хурула. В интернете можно увидеть множество статей 2006-2007 годов, в которых обещают окончание ремонтных и реставрационных работ к 2009 году – году 400-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российской империи. (с)


    8. Если бы я побывал в Речном хотя бы даже в 2008-м году и увидел такую картину, я бы вполне поверил, что храм и в самом деле восстановят. Но теперь, читая эту статью двухлетней давности из 2010 года, можно видеть: ничего так и не сделано. Разве что частично покрасили.


    9. А как все было красиво и здорово. 5 марта 2009 года сюда приезжала большая делегация из Калмыкии, под предводительством главы республики Кирсаном Илюмжиновым. Тот заверил, что "В честь 400-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства будет отреставрирована одна из святынь калмыцкого народа – Хошеутовский хурул".


    10. Когда мы приехали к хурулу, там никого не было, а дверь закрыта на амбарный замок. Часть нашей команды отправилась на поиски "человека с ключом". В итоге - нашли, храм нам открыли.


    11. К сожалению - внутри ни малейшего намека на реставрацию. Даже пол местами проваливается буквально под тобой. Это грустно, очень грустно. Именно тем, что начали и бросили.


    12. Посетив хурул в Речном, мы не то, чтобы сильно впечатлились - мы просто не представляли, как он выглядел раньше. "Ну храм и храм, наверное как у нас". Потом на нашем пути встретились два действующих хурула, и теперь я могу сказать - когда-то там было очень красиво и очень необычно. В буддистсих храмах куда больше разнообразия, чем в православных церквях, например.


    13.


    Заброшенности - они очень привлекательны, интересны для фотографий и все такое. Что было бы здесь или там, если бы то или иное здание не пришло бы в запустение? Было бы от этого хорошо или нет - тоже вопрос. Возможно, все бы такие места скупили в девяностые, обнесли забором, и мы просто никогда не увидели бы даже той красоты, остатки которой сейчас доступны любому желающему. В любом случае - это карма.




    Читать далее


    Комментарии: Добавить комментарий

    Пока нет комментариев.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.