Рейтинг@Mail.ru
    Работа \ Люди \ zabros \ Блог
    Исследования шахт начатые вот тут и тут требовали продолжения, но из-за возможности запала рекомендовали небольшой размер группы, оптимально двоих. К счастью, в Японию приехал '[info]'vital_fedotov, родом с Новосибирска и сам написавший мне об интересе к шахтам и прочим подземностям. Пообщавшись с ним за бутылочкой вина, я принял решение идти в воскресенье с утра, но за полдня до выхода мне внезапно приходит в голову интересная мысль - а зачем ехать утром, ползти вьюченными улитками по жаре и возвращаться вечером, когда можно всё сделать наоборот. Выехать вечером, бодро ползти идти ночью и вернуться утром! К тому же, ночью, нормальные японские шахтёры должны спать в обнимку со своими жёнами и полосатым котом в ногах, а не бродить по штольням, словно привидения на деревенском кладбище на неделе праздника Обон. В путь!




    С '[info]'vital_fedotov встретились в Мачиде в начале девятого, и с двумя пересадками доехали до Окутамы к началу двенадцатого ночи. От станции до шахт примерно семь километров хода по прекрасно освещённой асфальтовой дороге. В небе светила почти полная луна, дул лёгкий ветерок, машин проносились единицы, а внизу журчала речка. По пути зачем-то схабарили самосветящийся красный мигающий светодиодный фонарик с ограждения дорожных работ (на обратнем пути вернули), спугнули двух оленей - их белые улепётывающие задницы так и сверкали в свете фонарей и чуть не раздавили бабочку размером с ладонь, непонятно зачем сидевшую прямо на проезжей части. Так, бодрым шагом, да час с небольшим добрались до места, поднялись по склону на гору и дошли до входа. В темных окружающих лесах дико вопили какие-то птицы.

    Шахта встретила изрядным количеством воды - следствия недавних дождей. Вода текла по рудосбросам, капала с потолка, блестела лужами на полу. У '[info]'vital_fedotov были невысокие резиновые сапоги, а сверху непромокаемые штаны от дождя, которые он хотел примотать к сапогам скотчем, построив что-то наподобие низа от химзы, но я попросил сделать это лишь тогда, когда возникнет непосредственная необходимость. Спустившись сразу к рудничному транспортёру мы прошли вдоль него, миновав пустую будочку с освещением и камнедробилку. Я полагал, что лента уходит в глубину, но буквально через пару десятков метров она скоропостижно скончалась. Впереди сверкало подземное озеро, такое-же как и в другой стороне - это тупик. Однако со стороны камнедробилки подходила другая лента, совсем короткая, а под ней текла самая что ни на есть настоящая подземная речка. (красный ящик с огнетушителем на четвёртом и пятом снимках один и тот же)






    2,3,4


    Ситуация стала проста, как лампочка. Это и есть дно шахты - под нами в этом районе нет других штолен. То, где образовались подземные озёра скорее всего небольшие слепые участки, но не входы в сеть затопленных туннелей. Порода сбрасывалась в жерло камнедробилки, дробилась в ней, а затем по конвейерной ленте шла на поверхность. А добыча здесь, несмотря на работающее освещение уже давно не ведётся.

    Вернувшись к дробилке мы занялись вопросом подачи на неё породы. Рядом куда то наверх шла крутая и очень грязная лесенка. Местами ступеньки и перила обросли влажными комьями настолько, что полностью скрывались под ними. В результате этого, после подъёма мы выглядели как две свинки. Лесенка привела нас в помещение внутри которого покоилась большая пластиковая гофрированная труба на бетонном постаменте - эдакий туалетный слив-переросток. С одной стороны труба уходила в стену, а с другой обрывалась переходя в затопленный водой туннель, от которого нас отделяла небольшая бетонная стенка. Фото с прошлой полазки сделанное '[info]'rambalac


    5


    Я перелез на основание трубы и за ней увидел жерло рудосброса ведущего в дробилку, в который ныне лилась лишь вода. Держась за трубу я аккуратно дошёл до бетонной стенки и залез на неё, оседлав трубу. С другой стороны этой стенки обнаружился вход в трубу, более того она была сухая. Уровень воды ныне находился немного ниже. Сидя на трубе я облачился в химзу, перелез стенку и отправился по затопленной штольне, которая вскоре привела меня к запруде, исследованной во второй полазке в эти шахты. За ней и водопадом начинались рельсы с мёртвыми вагонетками.




    6,7


    Картина происходящего ещё больше упростилась. Эти вагонетки загружались сбросами породы с верхних уровней и ехали по откаточной штольне к сбросу в дробилку. Порода дробилась, падала не ленту и та увлекала её куда-то вверх. В то время, когда это функционировало, в штольне, разумеется, не было воды. Затем, где-то наверху произошёл прорыв и потекла вода - транспортировку по штольне прекратили, дробилка лишилась работы, а вместе с ней и транспортёры. Затем в в этой штольне положили пластиковую трубу, закупорив оставшееся между ней и стенками пространство, тем самым спасли от затопления другие, возможные ответвления. Чтобы поставить точку оставалось лишь пройти по трубе, найдя место слива, что мы и сделали.

    Труба оказалась полутораметрового диаметра и 2002 года изготовления - через сотню метров закончилась выходом в штольню, но вскоре появилась заново. Пара поворотов, сотня метров и новый выход. Под ногами лужа в которой видны остатки рельсов, а в штольне появилась обделка.






    8,9,10


    Ещё немного и финал - портал. Я, конечно, ожидал, что штольня закончится выходом на поверхность, но то, что увидел впечатлило очень сильно. К сожалению, было три часа ночи, а фотографировать мешали кусты так что просто послушайте.

    Под ногами лежала пропасть. Крутой, практически отвесный склон зарос мелким кустарником, а где-то далеко внизу журчала речка. Рельсы обрывались - их гнутые и ржавые останки свисали вниз словно корни неведомого дерева, спрутом затаившегося во мраке туннеля. Противоположный склон ущелья терялся в ночном мраке, но свет фонаря позволял увидеть такие же мученически изломанные рельсы и тёмное пятно противоположного портала. Когда то, видимо, десятилетия назад, здесь был мост соединявший склоны горы. Уже дома, просматривая карты и схемы я обнаружил это место - берега реки усыпаны брошенным железом - рельсы и гнилые шпалы, вагонетки и локомотивы - все они нашли здесь свой последний приют. Фоты 12 и 13 - автор http://www.panoramio.com/user/2423866






    11,12,13


    От штольни шло тупиковое ответвление, но уходящие в камень трубы говорили, что это не просто задел, а специально обрушенный свод. Поигравшись со схабареным светодиодником отправляемся в обратний путь по трубе. Снова грязная лесенка, снова дробилка и мы у ленты. Первая часть плана выполнена, осталась вторая, а именно выяснить куда ведут соединительные штреки из откаточной штольни с вагонетками. Одно мы исследовали в прошлый раз - по нему спустились в эту штольню, из другого льётся водопад, но что с другими? Проторенной дорожкой ржавой лестницы мы спустись к вагонеткам. Да, воды прибавилось - струи льются прямо из железных ковшов рудосбросов - идём до тупика и поднимемся по самой дальней лесенке, обозначенной как 29S. Состояние лесенки не в пример первой, очень хорошее и приводит она нас в знакомую большую штольню - здесь мы были, когда шли вниз.

    И вновь, в голове оживает трёхмерная картина - мы ходим по полукругу. Верхняя (автомобильная) штольня повторяет путь штольни с узколейкой, и на её протяжении следуют соединительные штреки. Самый дальний из них 29S, пропускаем два, спускаемся по 26ому, попадая вновь к узколейке. Все просто. Проходим вдоль железки до 24го - тут есть полузасыпанное ответвление в сторону, отгороженное бортиком запруды. За ней следует примерно полсотни метров затопленного по колено туннеля в обделке и каменная пробка. Ой, чую я что это раньше приводило к забутованому ответвлению у портала с мостом. По 24-му там же снова поднимаемся наверх.

    Вторая часть плана выполнена. В том месте остаётся лишь только идти вдоль транспортёра вверх, либо соединительные штреки соседствующие с водопадом так как его источник до сих пор не найден, но уже седьмой час утра и надо возвращаться. И тут я вспоминаю, что по пути к выходу есть ещё один соединительный штрек, в котором я был с японцами, но так и оставшийся неисследованным. Я говорю про лесенку с водопадом из первой части - идём туда!


    14


    Дойдя до места оставляю фотоаппарат в стороне и мы подходим к водопаду. _Виталий начинает его фотографировать, а я, наплевав на все брызги, стремглав взбираюсь вверх, прохожу чуть дальше и ступором застываю с раскрытым от удивления ртом. Соединительный штрек выходит в огромный туннель с тремя железнодорожными нитками и десятками вагонеток на рельсах!


    15


    Из за шума водопада '[info]'vital_fedotov не слышит, что я ему говорю, но жестами показываю надеть на мой фотик пакет и подниматься следом. Вода течёт по бетонному жёлобу вдоль большого туннеля из-за чего в последнем сухо. Свет не горит, но индикаторы на распределительных щитках светятся зелёными светодиодами, а трансформаторы почти семикиловольтных подстанций издают тихий гул. В туннеле проложены три узколейки - две транспортные, одна сервисная. На транспортных стоят вагонетки приводимые в движение тросовой тягой. На одной нитке пустые, на второй с породой, а на каждой вагонетке написан номер. Судя по значению, число вагонеток не менее чем полторы сотни. Сервисная ветка электрофицирована - все те же, знакомые по шильдикам на электровозе, 500 вольт.




    16,17


    Слева в туннеле виден солнечный свет и мы аккуратно идём в эту сторону, каждую секунду ожидая палева. У портала промышленная видеокамера смотрит вдаль туннеля, но сегодня она не работает. Если бы дело было ночью, все просто, но стрелка на часах приближается к восьми утра - как раз начало вероятного рабочего дня, а то, что эта часть действительно рабочая сомневаться не приходится, хотя бы по виду рельсов.




    18,19


    Снаружи находится комплекс зданий управления, стоят зачехлённые локомотивы. Вдруг '[info]'vital_fedotov срывается с места и начинает бежать обратно в тоннель - я без слов за ним. Оказывается, он услышал звук хлопающей автомобильной дверцы. Проверять так ли это мы не стали - можно найти более удачное время - возвращаемся к водопаду. Время переваливается на восемь утра, но свет не включают - все тихо. Раз так, решаем пойти в другую сторону туннеля, который начинает медленно поворачивать вправо. На стене замечаю отметки длины 500 метров, 550 метров... На, примерно, километре в противоположной стене появляется небольшое ответвление в торце которого виден, пробивающийся через зелень свет. Напротив него висит ещё одна,смотрящая в большой туннель камера, на этот раз вполне обычная, без защитного кожуха и тоже выключена. Людской ходок ответвления с проложенным мосточком выходит к закрытой на кодовый замок решётке, но внизу щель достаточно крупна чтобы пролезть. За решёткой слышна речка, видны деревянные мостки - мы возвращаемся в туннель и идём дальше. Вдали виден электрический свет - две лампы. Пошутив, что это шахтёры сидят и пьют саке решаем идти на него.




    20,21


    Со стороны сервисной ветки появляются железнодорожные ответвления, завешанные местами синими шторками. За шторками уходящие вдаль штольни, со стоящими на рельсах составами. Составы явно старые и давно не трогались с места, рельсы местами завалены мусором.






    22,23,24


    Свет в конце туннеля оказался очередной развилкой - электрофицированая ветка уходит вправо, ветки на тросовой тяге прямо, отметки расстояния на стене любезно сообщают о том, что до портала почти два километра. Времени уже много, так что здесь мы останавливаемся и поворачиваем назад.




    25,26


    Выйдя на поверхность и немного отдохнув я начинаю искать вагонеточный портал - благо сверху горы вид как на ладони. Портал обнаруживается, более того ниже его (снимок 27) замечаю ещё один небольшой, а чуть выше странную круглую башенку. Неужели это башенка копра? Рядом видны автомобили, экскаваторы и очередная лента транспортёра.






    27,28,29


    В итоге, посла анализа карта и фотографий вышло следующее.

    1. Породу добывают и подвозят на вагонетках к дробилкам расположенным в шахтах.
    2. Дробилки дробят, ссыпают на ленту, а та поднимает породу выше к большому туннелю.
    3. Там она пересыпается в вагонетки на тросовой тяге, и следует на поверхность, где линия продолжается и следует аж до самой Окутамы, точнее до цементного завода, пересекая дороги и реки по построенным мостам. Номера вагонеток в шахте и на мостах однообразны. Так-же породу можно высыпать (это видно на снимках) сразу на землю, где фронтальные погрузчики ковшами загребают породу и везут к ленте, засыпающей её в грузовики.

    Поход дал ответы на многие вопросы, но и поставил множество новых. Какая шахтная техника используется для подвоза породы к тросовым вагонеткам, какая для вырубки породы, что за башенка на снимке, что находится в горе по ту сторону реки? Окутама по-прежнему ждёт новых своих исследователей!

    Читать далее


    Комментарии: Добавить комментарий

    Пока нет комментариев.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.