Военные, которых мы встретили в предыдущей части рассказа, оказались вполне нормальными ребятами.
Пообщавшись с нами, они поняли, что мы не "пильщики", и не стали записывать наши данные в журнал учета нарушителей режима (коих там было немало). Также поведали, что еще есть интересного на территории базы.
Некоторые читатели жаловались, что картинки не хотят отображаться, в то время как у других все открывалось нормально. Если картинки не показываются - вот ссылки на этот же пост в моем ЖЖ, там вроде бы все открывается как надо.
База ракетных поездов - Часть 1
База ракетных поездов - Часть 2
В первую очередь они советовали не соваться к станции "Василек", где вроде бы еще стоят охраняемые поезда, а также не лезть под землю, ибо там фонит.
Порекомендовали осмотреть основной ангар, но особо не высовываться, так как в окрестностях там гуляют десантники, которым лучше не попадаться.
На пути к ангару нам попалось одно из двух караульных помещений со "стаканом" на крыше. Подняться наверх не удалось, так как лестница уже была спилена.
Схема охраны и обороны. В тепловозном депо под номером "3" мы уже побывали, на очереди - вокзал №3 и первый (основной) ангар. Потихоньку начинаем запоминать, что где расположено.
Системы, когда-то используемые для охраны базы, а также их количество в разных зонах.
"Эта информация может тебе пригодиться!" (с)...
Вокзал №3, а также первое и второе строения были ограждены тройным внутренним периметром (колючка, барьер под напряжением, колючка).
Для прохода через этот периметр был построен подземный тоннель длиной около 20 метров. Так как колючая проволока была оборвана, этим тоннелем мы не воспользовались.
Подходим к технологическому корпусу - главному зданию всего объекта.
Приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан 13 января 1969 года. Головным разработчиком было назначено конструкторское бюро «Южное». По замыслу разработчиков, БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара, поскольку обладал повышенной живучестью и с большой вероятностью мог уцелеть после нанесения противником первого удара.
Первый ракетный полк с ракетой РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство в октябре 1987 года, а к середине 1988 года было развернуто 5 полков (всего 15 пусковых установок, 4 в районе Костромы и 1 в Пермской области). Составы находились на расстоянии около четырёх километров друг от друга в стационарных сооружениях, а при заступлении на боевое дежурство составы рассредотачивались.
К 1991 году развернуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК и МБР РТ-23УТТХ (в Костромской области, Пермской области и Красноярском крае), в каждой из которых по четыре ракетных полка (всего 12 составов БЖРК, по три пусковых установки в каждом). В радиусе 1500 км от мест базирования БЖРК были проведены совместные с Министерством путей сообщения России мероприятия по модернизации железнодорожного полотна: уложены более тяжёлые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, выполнено укрепление насыпей более плотной щебёнкой.
А это светофор, из которого вытащили все внутренности. Рельсы рядом уже разобрали...
В состав БЖРК входят: три тепловоза ДМ62, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки (ПУ) с ракетами.
БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Три из этих «рефрижераторных» вагонов имеют по восемь колёсных пар. Именно в них находятся ракеты. Остальные вагоны имеют по четыре колёсные пары, в этих вагонах размещаются командный пункт, системы, обеспечивающие боеготовность и пуск ракет и жизнедеятельность боевого расчета.
Вагон-пусковая установка оборудован открывающейся крышей и устройством для отвода контактной сети. Вес ракеты около 100 тонн. Для решения проблемы перегруза пускового вагона применены специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.
Ракета имеет оригинальный раскладной обтекатель головной части. Такое решение применено для уменьшения длины ракеты и её размещения в вагоне. Длина ракеты составляет 22,6 м.
Пуск ракет мог осуществляться с любой точки маршрута. Алгоритм запуска следующий: состав останавливается, специальное устройство отводит в сторону и закорачивает на землю контактную сеть, пусковой контейнер принимает вертикальное положение. После этого может быть осуществлён миномётный старт ракеты. Уже в воздухе ракета отклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Отклонение ракеты позволило отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и железнодорожного пути и избежать их повреждений.
Это самое большое сооружение на территории, одно из двух в СССР, в котором пусковой контейнер мог быть поднят из вагона в вертикальное положение для регламентного обслуживания.
В эти ворота входил состав 15П952 (или 15П961), чтобы люди с соответствующими знаниями и допусками могли обслужить и его, и изделие 15Ж52 (или 15Ж61), поднятое в положение запуска.
Заходим внутрь и замираем от масштаба увиденного!
Возле ворот стоит стол с предостережением по поводу грозы и часами (эту модель мы находили практически в каждой комнате).
Традиционно начинаем осмотр с прилегающих к ангару сооружений.
Тепловая завеса ворот была необходима для сохранения тепла внутри здания во время захода состава.
Трансформаторы тоже вывезли на металл, а вот до высоковольтных кабелей еще не добрались.
В ракетных войсках служить почетно и ответственно.
Внутри одной из комнат. Когда-то здесь размещалось оборудование, а теперь - разруха...
Остатки шкафа.
Для любителей хабара здесь пока что настоящий рай.
В верхней фляжке действительно был спирт! :)
Внутри электромастерской. Все разбросано по полу.
Древние "флэшки". Интересно, сколько помещалось на этот диск?
Неизвестные приборы на столе.
Остатки системы пожаротушения на первом этаже. Насосы уже демонтировали.
Вернемся же к основному ангару. Он действительно огромный!
Кран-балка, по всей видимости, мог поднимать груз весом до 16 тонн!
Пока что оборудование крана еще цело, но вскоре его постигнет та же участь распила...
На стенах висят плакаты с правилами и наставлениями.
Удостоверение личного состава.
Здесь, наверное, когда-то проводились планерки специалистов, обслуживающих изделие.
"Руководитель работ" оставил свою косу возле будки. Символично, учитывая, какую смерть должно было нести это оружие.
Опись и комплект программного обеспечения, датируемого 1986-м годом.
К крану ведет железная лестница, состоящая из трех пролетов.
Руководствуясь табличкой, влезаем здесь.
Балка. Интересно, сколько же весит эта махина, и какую нагрузку способны выдержать эти рельсы под потолком?
Подъемное оборудование поближе.
По фотографии можно оценить масштабы сооружения. Внизу виднеется будка "руководителя" высотой около 2,5 метров.
Другой ракурс.
Выходим и забираемся на крышу по лестнице с очень крутыми ступеньками.
Высота - примерно как у сталинской восьмиэтажки.
Отсюда открывается прекрасный вид на базу.
Слева вдалеке - ТПУ (технический пульт управления), по центру - вагонное депо и небольшой ремонтный гараж за ним.
Посередине на горизонте - тепловозное депо, про которое я рассказывал в предыдущей части, правее - караульное помещение и остатки станции "Дальняя".
Справа - склады, а прямо вдалеке - корпус обслуживания средств связи (помещение №2 на схеме). А маленькие точки в том месте, где кончается дорога из бетонных плит - это как раз и были те самые десантники, с которыми нам советовали не встречаться. Побыв на крыше, мы насчитали 9 человек, так что посещение корпуса средств связи пришлось отложить.
Вид с другой части крыши. Полуразобранные пути ведут к станции "Василек", где вроде бы стоят охраняемые поезда.
Спускаемся вниз и тихонько осматриваем склады.
Да уж, здесь не так чисто, как в хранилищах, описанных в предыдущей части.
Интересно, что же такое 800-килограммовое хранится в этом ящике?
В одном из складов находим дизельный двигатель.
Кто-то снял с него бошки, оставив остальное нетронутым.
Вновь огромные размеры и вновь пустота.
С 1991 года, по договорённости с США, БЖРК несли боевое дежурство на базе без выезда на железнодорожную сеть страны.
Согласно договору СНВ-2 (1993 год), Россия должна была снять с вооружения (и уничтожить) все ракеты РТ-23УТТХ до 2003 года. На время снятия с вооружения у России имелось 3 дивизии, по 4 полка с тремя пусковыми установками в каждом, всего 12 поездов с 36 пусковыми установками. Для утилизации «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия.
На протяжении 2003-2007 годов были утилизированы все поезда и пусковые установки, кроме одной, демилитаризованной и установленной в качестве экспоната в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга.
Расчёты, проводимые американскими специалистами применительно к железнодорожному варианту базирования МБР «MX» для железнодорожной сети США, показывают, что при рассредоточении 25 составов (в два раза большее количество, чем имела на вооружении Россия) на участках железной дороги общей протяженностью 120 тыс. км (что намного больше протяжённости главного пути российских железных дорог) вероятность поражения состава составляет всего 10% при использовании для нападения 150-ти МБР типа «Воевода».
Жаль, что мы потеряли столь мощное и уникальное оружие, достойных аналогов которого до сих пор не существует в мире, и необходимую инфраструктуру для его обслуживания. В настоящее время база продана в частные руки за 45 миллионов рублей (цена одной элитной квартиры в Москве), цель продажи - распил.
Что же, большую часть мы сегодня осмотрели, но увидели далеко не все - думаю, будет повод сюда вернуться, а сейчас пора ехать дальше. Только присядем на дорожку у караульного помещения - и в путь!
При написании текста использовались материалы с www.wikipedia.org и дневника zhigane.
Читать далее
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.