Рейтинг@Mail.ru
    Работа \ Люди \ zabros \ Блог

    Мертвый исполин (окончание)

    21.10.2010 02:39 1 комментарий

    Наконец, дошли руки завершить начатую два месяца назад экскурсию по бывшим территориям 10 дивизии РВСН в Костромской области, обслуживавшим ракетные поезда. Удивительно, что за это время множество народа посетило базу БЖРК, однако все отчеты, которые мне довелось видеть, повторяют друг друга и оставляют за кадром более двух третей зданий и сооружений комплекса. Надо сказать, что большинство территорий не особо интересны, а то и вовсе глубоко унылы, поэтому пробежимся по ним быстренько, а в конце я постараюсь немного развлечь аудиторию.

    Сама база по обслуживанию БЖРК – станции «Лесная» и «Дальняя» - самая западная территория комплекса. Восточнее нее расположены склады, автопарк, котельная, всевозможные вспомогательные хозяйства и службы, зона хранения ядерных зарядов, а замыкала эту территорию железнодорожная станция «Ромашка». Еще восточнее, по другую сторону от железной дороги и основной бетонки лежат 6-я и 41-я площадки, которые, наверное, заслуживают отдельного рассказа. А далеко на северо-востоке расположились станция «Василек» и 30-я площадка, но о них позже.

    Войска РВСН заняли эти позиции еще тогда, когда БЖРК существовал только в виде идеи. Видимо, первыми на территории появились МБР наземного базирования с жидкостными двигателями, о чем свидетельствуют полузасыпанные заглубленные хранилища ракетного топлива. Позже появились ракетные шахты - сперва Р-16, а затем и «сотки». И лишь потом на вооружение были приняты ракетные поезда, а территория разрослась до нынешних масштабов. В результате вся земля вокруг занята сооружениями разных времен и соответствующей степени сохранности – что-то совсем новое, а от чего-то осталась только груда булыжников.


    1. Гаражей на территории очень много. В этих хранилась весьма крупная техника, видимо, транспорт для ракет РТ-23 и их компонентов.


    2. Рядом за отдельным периметром размещались оружейные и артиллерийские склады.


    3. Точка контроля колесной техники. Обширные площади уложены железобетонными плитами.


    4. Автозаправочная станция. Оборудование выворочено с корнем.


    5. За этим впечатляющим караульным помещением, более напоминающим небольшой форт, находятся ворота в зону хранения ядерных зарядов. Зона имеет свои собственные тройные периметры, внешний из которых состоит из трех рядов «колючки», а внутренний включал в себя еще электрическое заграждение. И мы под конец совсем запутались в этих периметрах.

    К сожалению, просто так взять и пройти через ворота в зону пока не получится: прямо за ними установлена большая армейская палатка, и в ней обитают (о чем ранее доложила бдительная разведка) несколько курсантов, на которых возложена почетная обязанность охранять то, что внутри зоны. У меня есть предположение, что они там на самом деле охраняют, но об этом чуть позже. Посовещавшись, мы решили попыток подкупа военнослужащих не предпринимать и от общения с курсантами уклониться.


    6. Проследовав мимо ворот, продолжим осмотр гаражных и складских построек. Говорят, здесь помимо обычных автомобилей стояли и ГТМУ – гусеничные транспортеры-тягачи.


    7. Обогнув зону с востока, преодолев внешний периметр через многочисленные бреши и пройдя насквозь не представляющие никакого интереса пустые склады, можно добраться до внутреннего периметра, который также изорван во многих местах.


    8. И вот мы в тылу двух зданий, в которых происходило обслуживание и снаряжение ядерных боеголовок межконтинентальных баллистических ракет.


    9. Это малое здание только внешне выглядит интересным.


    10. А внутри оно практически пустое – в нем лишь кран-балка. Что тут делали, можно и узнать, а можно и пофантазировать.


    11. Второе здание гораздо интересней: помимо центрального зала оно имеет боковые двухэтажные крылья, которые нас очень заинтересовали.


    12. Центральный зал помимо мощного крана-балки оборудовал могучей вентиляционно-фильтрационной системой.


    13. Элементы этой системы расположены на обоих этажах правого крыла здания.


    14. И была эта система весьма сложной. По таким местам имеет смысл ходить с дозиметром.

    Что делали в этом втором здании, можно попробовать узнать, а можно, опять же, пофантазировать. Ну понятно, что обслуживали боевые головы. А в чем заключался этот процесс – не смог пополнять свою копилку бесполезных знаний. Можно было бы почерпнуть какую-то информацию из материалов, находившихся в лабораторных помещениях левого крыла здания, но они оказались абсолютно пусты на обоих этажах. Видимо, эти материалы просто бросить не решились.


    15. Прямо напротив ворот второго технологического здания расположено одно из заглубленных сооружений зоны - хранилище ядерных зарядов. И, конечно, огневой «стакан».


    16. Мы решили направиться к другому хранилищу, которое расположено в глубине зоны, является сквозным и очевидно имеет боковые помещения.


    17. Вид на технологические здания от ворот дальнего хранилища. Крайнее справа сооружение – что-то вроде легкого гаража, ничего интересного.


    18. Правая малая гермодверь хранилища ведет в карман основных сдвижных ворот и к механизму ручного сдвига. Открыть ворота вручную вряд ли получится, да и не представляю, как такую махину вообще можно сдвинуть лебедкой.


    19. За левой малой гермой находится гидропривод основных ворот.


    20. Гидропривод раскурочен, но даже по оставшемуся видно, что основные ворота не просты. Кстати, толщина ворот – около метра.


    21. В итоге мы проникли в хранилище через боковой вход для личного состава. Пусто.


    22. Несмотря на внешнюю свежесть сооружений зоны здесь распилить успели даже больше, чем на базе обслуживания. Вот остатки вентиляционной системы хранилища.


    23. Коридоры пусты, кабельное хозяйство срезано автогеном.


    24. Пусто, уныло, неинтересно. Но, боже, как же тут было хорошо после пятичасового хождения по базе! Ведь на улице – палящее солнце и 35 градусов жары. А тут – тьма, прохлада, эхо… Сидели там минут двадцать, отдыхали, расслаблялись. Вот послушайте:



    25. Но пора идти. Даже зная, что все огневые точки пусты, все равно опасливо на них оглядываешься.


    26. А это тыловой вход в другое заглубленное помещение.

    Всего «заглубленок» в зоне хранения четыре. Два из них, очевидно, предназначены для хранения ядерных зарядов, а вот еще два – они поменьше размерами, и гермодвери в них не такие внушительные. Скорее всего они предназначались для укрытия личного состава и размещения командного пункта. Проверять эти домыслы мы не стали, поскольку палатка с курсантами расположена в пятидесяти метрах от их основных входов. Есть ощущение, что ребята как раз и сторожат то, что расположено в этих бункерах: может, ценное барахло, которое натаскивают с базы пильщики, а может, командный узел связи, который обычно ликвидируют последним. По крайней мере, далеко от своей палатки военнослужащие не отходят и, замечу, мало интересуются тем, что происходит за воротами зоны.


    27. Бездумно бродить по периметру не рекомендуется.


    28. «А на нейтральной полосе цветы – необычайной красоты!» Выпутываясь из хитросплетений внутреннего и внешнего периметров зоны, нарубились малины и земляники вкуса редкого, сказочного. Давно таких не едал. Этой ягоды между рядами колючки – заросли.

    Вот, собственно, почти все про то, что есть интересного вокруг станции «Ромашка». А где же сама станция, спросите вы? В тот раз мы до нее не дошли, просто проехали мимо. Однако в сентябре, проездом совершив второй визит, остановились запечатлеть то, что от нее осталось.


    29. А осталось немного: перекошенный бетонный перрон без крыши и ограждений…


    30. Здание с побитыми окнами да заросшие пути, по которым, однако, изредка ходят составы. (А куда они ходят, я ниже расскажу).


    31. Выпиленная трансформаторная… Вот и вся «Ромашка».


    32. А между станцией и гаражами расположены две котельные, до которых мы в прошлый раз тоже не дошли. Выглядят они нынче как-то вот так.


    33. Кто-то умный сточил топливные емкости, не слив мазута. В итоге в округе образовался каскад мазутных озер.


    34. Но природа все стерпит…

    Куда же ходят редкие поезда мимо станции «Ромашка»? Ходят они на север, на станцию «Василек», где оканчиваются пути этой железнодорожной ветки, где до сих пор стоят остатки ракетных поездов и где расположен бывший военный городок – площадка 30 10-й дивизии РВСН.


    35. Преодолев километра четыре, оказываемся на плацу городка. Атмосферное место, способное в избытке питать вдохновением дизайнеров компьютерных игр.


    36. Состояние зданий очень печальное, только внешне они выглядят неплохо. Внутри перемещаться порой опасно.


    37. Городок построен в том же 1969 году, когда был подписан приказ о создании БЖРК. Не знаю, совпадение ли. Войска РВСН, напомню, располагались в окрестностях задолго до этого.


    38. Сооружения очень быстро выветриваются. Кажется, дело не только в климате, но и в невысоком качестве постройки.


    39. Это помещение еще в хорошем состоянии.


    40. А по другим зданиям ходить уже страшно.


    41. Полезных предметов на территории почти не осталось. Кажется, что тут ходила рота Плюшкиных, которые подбирали все мало-мальски ценное. Кстати, во второй визит мы наблюдали пару таких персонажей.


    42. Втоптано в грязь.


    43. Кстати, неплохое место для суицидников. Рекомендую. Вздернуться на проводе, откинув ножкой табурет №13…


    44. Меня всегда интересовало, существуют ли на свете человеки, прочитавшие собрание сочинений Ленина полностью? Ленин сам-то его прочёл?


    45. Видите какой у нас правильный нанопрезидент и нанопремьер. Как себя юноши - ощущают?


    46. Планшетный стол для карт атакуют грибы. Грибное зрение вырывает из окружающей обстановки удивительные детали.


    47. Я в изумлении втыкал в эту картинку минут пять, пока до меня не доперло: это ж наглядное пособие - уставная прическа.


    48. Вот еще можно сюда повтыкать. И повытыкать. Если у рубильника висит бумажка «Верхний свет. Вкл. Выкл.», то почему бы не обозначить соответственно и розетку?


    49. Бабочки, сухие бабочки. Повсюду, кучами. В основном крапивницы, но попадается и павлиний глаз. Что влечет бабочек на такие объекты?


    50. Почти из многих окон казарм открывается вид на станцию «Василек», а там стоят вагоны БЖРК.

    Станция «Василек» - конечная на этой ветке, и здесь же расположены отстойные ж/д тупики. Территория станции окружена одиночным периметром из колючей проволоки, хорошим, годным. Сторожат территорию сотрудники РЖД, ведь именно этому ведомству Минобороны передало остатки ракетных поездов. Мы, конечно, сходили посмотреть на это дело поближе, но проникать через периметр или пытаться договориться со сторожами не стали. Вагоны отлично видны и из-за колючки, и очевидно, что среди них нет ни пусковых, ни связных – только жилые и хозяйственные. Зачем они РДЖ? Ну… может, когда нашему лупоглазику захочется, как Ким Чен Иру, пересечь страну на бронепоезде, то не нужно будет строить новый – сделают из этих вагонов.


    51. В общем, не имеет смысла рассматривать отдельно, можно любоваться издали.


    52. Вообще, мне жалко тёток, которые это сторожат: кругом глухой лес, ближайшая полумертвая деревня в пяти километрах. И мертвый городок рядом. Жуть же ночью…


    53. Здесь с мазутом та же история, что и на «Ромашке». Мой лирический герой – усталый сталкер – с укором смотрит на это и как бы говорит: «Люди, вы звери!»


    54. Хозчасть городка выглядит не лучше.


    55. Усталый сталкер не находит для себя ничего интересного.


    56. Скелет могучей котельной даже в солнечный день наводит на мысли о Фредди.


    57. Инопланетяне передохли…


    58. … и даже ежик тут забыл как дышать и умер.


    59. Посреди городка завалялся ТПК – транспортно-пусковой контейнер. Рост усталого сталкера выше среднего – можете заценить размеры «изделия».


    60. Исполина похоронили. Баян порвали.

    На самом деле городок не так уж беден интересными местами. Например, на востоке от него в лесу расположен неплохо сохранившийся узел связи, конечно, без оборудования. А на западе от городка метрах в пятистах стоит комплекс технических сооружений, с насосной, сложной системой водопроводов, испарительными ваннами и отдельным электрохозяйством. Назначение его осталось для нас загадкой, не смогли родить даже предположений, для чего он нужен. Так что если кто-то из читателей надумает посетить это место, ему будет на что посмотреть в первый раз.

    * * *

    А вот как выглядел комплекс в недалеком 2005 году, переживая свои последние часы. Узнайте знакомые места и виды. Опечальтесь. Или порадуйтесь.

    Ну и напоследок - еще развлечение. При повторном посещении базы бдительная разведка раздобыла «пакет секретных документов». Вроде бы безделица, а сколько полезной информации можно почерпнуть из этих бумажек. И сделать на основе этой информации выводы. Черпайте, делайте.


    Читать далее


    Комментарии: Добавить комментарий

    • Странно что забросили этот городок уже в 2005 году. Я думал бросали все в перестройку.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.