Рассказ о наших покатушках по заброшенным местам Рязанской области.
Выехали в 7 утра. Шикарный рассвет на трассе.
Вскоре после Луховиц поворачиваем на Белоомут, где нас ждет паромная переправа. Кстати, на удивление, она оказалась бесплатной!
Луховицкий район. Торфянники, похоже, горят здесь до сих пор. Дым сильно контрастирует с зеленой травой, покрытой утренним инеем. Страшно представить, что творилось здесь летом.
Вскоре мы приехали к Николо-Радовицкому монастырю.
Он был основан в первой половине XV века иноком Пахомием, пришедшим в Россию из Фессалии с Московским митрополитом Фотием. После смерти Фотия, в 1431 году, Пахомий отправился странствовать по России в поисках тихого, уединенного места и обнаружил в глубине густого леса среди болот и топей прекрасное озеро с прозрачной зеркальной водой с небольшим островком в центре. Душа монаха возрадовалась, и он решил остаться здесь навсегда.
Никольский собор был построен в 1816-1825 годах по проекту архитектора И.Ф. Русско. В 1930-е годы собор был взорван, а сохранившиеся кирпичи разобраны местными жителями для хозяйственных целей. По воспоминаниям местных жителей, под собором были устроены глубокие подвалы.
В монастырь вместе с бабушкой приходил еще ребенком будущий поэт Сергей Есенин. Дорога до монастыря длиною в 30 километров пролегала по лесам и лугам. Посещение Николо-Радовицкого монастыря оставила такой глубокий след в душе ребенка, что впоследствии он описал эти места в своей поэме "Анна Снегина".
"Село, значит, наше - Радово,
Дворов, почитай, два ста.
Тому, кто его оглядывал,
Приятственны наши места.
Богаты мы лесом и водью,
Есть пастбища, есть поля.
И по всему угодью
Рассажены тополя".
"Сыграем на контрасте..."
Монастырь сейчас восстанавливают, и один из строителей, спросив, куда мы едем, попросил нас подвезти его до поселка Рязановский. Обычно мы не берем попутчиков из соображений безопасности, но в этот раз решили взять.
По пути мы разговорились, и он рассказал, что в подвалах под монастырем в последние годы находили очень много тел людей, которых расстреливали в 1930-е годы во время репрессий большевики. Останки батюшка хоронит на сельском кладбище.
Спросил также, к кому мы здесь приехали. Когда мы сказали, что просто любим кататься по необычным местам - посоветовал нам посмотреть на посмотреть на паровоз, стоящий в качестве памятника на местном торфодобывающем предприятии, и показал, где он находится.
К сожалению, я успел сделать только лишь пару кадров, как прибежали охранники с криками: "Уходите, это частная территория, здесь нельзя находиться!". То, что мы не пересекали никаких ограждений, а просто чуть сошли в сторону с трассы, их не волновало.
"Вот сейчас начальство увидит, ууу... Щас начальство придет - ооо, всыпят нам, тут посторонним нельзя!"
Как успел нам рассказать мужик, которого мы подвозили, "начальство" несколько лет назад пыталась продать паровоз на металл, но вроде как местные власти не дали добро, ибо памятник. После этого, видимо, был дан приказ охране, чтобы кто-либо посторонний вдруг близко не подошел к нему...
В общем, не стали спорить и отправились дальше.
Вскоре по правую руку показалась башня, одиноко стоящая посреди поля.
Ежели кто помнит, когда-то в 1995 году была такая древняя компьютерная игрушка - Ecstatica 2. Там главный герой бегал по огромному замку и сражался с монстрами, чтобы найти свою возлюбленную. Я в свое время просто фанател от этой игры.
Так вот, почему-то на фотографиях башни, которые я видел в сети, она прочно ассоциировалась у меня именно с этой игрушкой.
По одной легенде, в давние времена на поле около дороги выращивали хмель, и здесь же его перемалывали.
По другой версии - это просто сушилка для хмеля.
Впрочем, здание достаточно интересно выделяется своим одиноким расположением посреди поля.
Сразу же после щита, информирующего нас о выезде из Московской области и въезде в Рязанскую, налево в лес уходила малоприметная грунтовка, по которой мы и решили прокатиться.
Сперва она была ровной и гладкой, однако через несколько километров начались ямы, с трудом проезжаемые на машинах с низким клиренсом. Видимо, поэтому черный опель с московскими номерами, который следовал за нами с начала грунтовки, дальше решил не ехать. :)
Вскоре мы приехали к урочищу Ялмонт. Когда-то в незапамятные времена здесь было небольшое село, Николо-Ялмонт, однако сейчас осталась лишь церковь Константина и Елены, построенная во второй половине XIX века, да кладбище неподалеку.
Вначале мы решили обойти церковь вокруг. А погода тем временем хмурилась прямо на глазах.
Осень... Когда-то эти деревья скрывали церковь своей листвой, а сейчас мы гуляем по ковру из желтых листьев.
Плиты на полянке позади церкви.
Довольно необычной нам показалась печная труба, доходящая почти до верхушки колокольни.
Заглянем внутрь. Стен практически не осталось (сразу вспомнилась наша недавняя поездка к шагающей церкви). Под дальней правой опорой в кирпиче выдолблена ниша, видимо, здесь что-то искали.
Кое-где уцелела роспись. Царь Константин...
...И царица Елена. Очень необычные ощущения возникают тогда, когда находишь такие вот картины внутри практически разрушенного строения далеко в глуши...
Центральный купол. Под потолком видны остатки деревянного резного иконостаса, а также частично уцелевшая роспись.
Когда-то там, где я стою, была трапезная. Сейчас же осталась одна лишь арка.
Но самое интересное ждало нас, когда мы заглянули внутрь колокольни!
Святой Николай Чудотворец, во имя которого и был освящен этот храм (а также дано название селу - Николо-Ялмонт).
Притча о Мытаре и Фарисее, текст которой приводится только в Евангелии от Луки.
Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
Два человека вошли в храм помолиться: один Фарисей, а другой Мытарь.
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот Мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Осмотрев этот храм, мы отправились дальше, в деревню Прудки, расположенную неподалеку.
Вначале мы приехали не туда. Точнее, Гугл утверждал, что это и есть то место, однако местные жители сказали нам, что еще одни "Прудки" находятся примерно в километре далее.
В конце XIX века в Прудках существовали две деревянные церкви: Успенская (1789) и Богоявленская (1842). Много лет они стояли бок о бок в этом глухом уголке. Те развалины, что остались - каменная церковь, построенная (или не достроенная) в конце XIX или начале ХХ века - Церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Первое упоминание о храме в этой удаленной деревне встречается в дозорной и переписной книге 1681 года.
После закрытия в 1939 году церковь была разрушена с целью получения кирпича и использования его для постройки колхозных сооружений.
А вокруг тишина, лишь дует ветер да скрипит железный подвес в центре потолка, на котором когда-то висела люстра.
Неподалеку мы обнаружили металлический остов. Видимо, когда-то давно это было чем-то вроде беседки...
...А сейчас прямо сквозь конструкцию проросла березка, и теперь ей уже никуда не деться.
Остальные места, которые мы посетили в Рязанской области, не очень подходят под тематику этого сообщества, так что их я не публикую. Однако если будет интересно (или если вдруг фотографии, размещенные на сервисе Picasa, не будут загружаться, что порой бывает при публикации в это сообщество) - добро пожаловать в мой ЖЖ!
День на Егорьевском шоссе #1
День на Егорьевском шоссе #2 - Необычные церкви
При написании использовался текст с сайтов:
altertravel.ru,
wikipedia.org,
beloeoz.narod.ru.
Читать далее
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.