ТРРЛ «Север» — бывшая советская система линий связи, созданная для обеспечения связью отдалённых регионов страны. Линия имела протяжённость 13 200 километров и состояла из 46 тропосферных радиорелейных станций (ТРРС), расположенных большей частью вдоль побережья Северного Ледовитого и Тихого океанов и крупнейших сибирских рек: Обь, Енисей и Лена. Линия связи была развернута в конце 60-х годов и обеспечивала связью воинские части, администрацию и население Крайнего Севера и Дальнего Востока на территории, составляющей 60% площади России. Система состояла из 7 линий и имела 2 узла, в подчинении у которых находились остальные центры и станции. Это была сеть радиорелейных станций, расположенных друг от друга на расстоянии 120-450 км и представляющих собой автономные военные городки, которые самостоятельно решали вопросы обеспечения электроэнергией и теплом, эксплуатации техники, жизнеобеспечения и доставки необходимых грузов.
Во время нашей северной экспедиции в Салехард мы побывали на узловой станции «Чайка», которая обслуживала две линии: ТРРЛ-60 «Серов — Воркута» и ТРРЛ-103 «Воркута — Анадырь». Узловая станция «Чайка» работала на три направления: на юге — «Сокол» (пос. Березово) — 305 км, на востоке — «Кама» (мыс Каменный) — 351 км, на севере — «Патриот» (пос. Мульда) — 172 км. Отсюда же начиналась 103-я линия, которая заканчивалась на Чукотке в Анадыре.
В середине прошлого века был открыт новый механизм распространения дециметровых волн на дальние расстояния — тропосферное рассеивание. Исследования, проведенные в США, Англии и СССР, показали возможность создания многоканальных тропосферных РРЛ (ТРРЛ), в которых, в отличие от РРЛ прямой видимости, длина пролета между соседними станциями может доходить до 400-800 километров. Для экономически и стратегически важных районов Сибири и Дальнего Севера с весьма низкой плотностью населения и слабым развитием всех видов связи строительство ТРРЛ в середине 50-х годов было чрезвычайно важным и перспективным.
В конце 50-х годов была разработана 60-канальная аппаратура ТРРЛ первого поколения «Горизонт-M», где сигналы многоканальной телефонии передавались с использованием частотной модуляции и применялся четырехкратный разнесенный прием (двукратный по частоте и двукратный по пространству). Радиорелейная линия работала в диапазоне частот 2 ГГц. На этом оборудовании была построена линия связи «Север», обеспечивающая надежной телефонной связью населенные пункты СССР, расположенные за Полярным кругом, в районах Камчатки и Дальнего Востока.
До того времени весьма ненадежная связь поддерживалась с ними с помощью двух- и четырехканальных KB линий связи или, в некоторых случаях, с помощью линий связи ионосферного и метеорного рассеяния.
2. Большие расстояния, вечная мерзлота и суровый климат не позволяли проложить кабельную линию связи.
3. Обычная связь УКВ диапазона была не способна покрыть большие расстояния. А спутниковая связь в то время еще только зарождалась.
4. Станция была оборудована дизель-генераторными установками и функционировала автономно.
5. Размеры зеркала антенны 30х30 метров. На каждое направление установлено 2 антенны.
6. С развитием систем спутниковой связи ТРРЛ стала существенно уступать им.
7. У тропосферной линии связи было множество недостатков. Во-первых это очень существенное ослабление сигнала в несколько сотен раз, а во-вторых существовала проблема позиционирования приёмных антенн — в зависимости от состояния тропосферы передаваемый сигнал мог существенно смещаться.
8. Дальность тропосферной загоризонтной линии связи «Горизонт» составляет 250-500 километров. Принципом функционирования этой системы является свойство отражения радиоволн от верхних слоев атмосферы (на высоте 10-12 километров).
9. Станция расположена в 12 километрах от Салехарда на Восток.
10. «Чайка» была расформирована в декабре 2000 года.
Эксплуатация всей системы ТРРЛ «Север» была прекращена в 2003 году. Теперь связь с отдаленными регионами обеспечивается с помощью спутниковой связи. А антенны продолжают стоять, вывезти их на металлолом банально дорого и нецелесообразно, ведь до ближайшего сталеплавильного завода нужно проехать несколько сотен километров по зимникам.
Читать далее
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.