Рейтинг@Mail.ru
    Работа \ Люди \ zabros \ Блог

    Друзья, после недавнего посещения церкви в селе Курба мне очень захотелось найти и показать вам другие забытые и заброшенные шедевры русской культуры. Я давно собирался посетить Ивановскую область - регион, в котором пока не удалось побывать. А тут и цель наметилась. Тщательно подготовившись к поездке, ранним субботним утром мы отправились в путь на поиски разрушенных русских храмов с шатровыми колокольнями. Ведь, судя по изученным источникам, их в области сохранилось очень много.
    Свои рассказы я хочу разделить на несколько тематических блоков. В этой части я расскажу о спрятанных шедеврах по дороге из Москвы до села Дунилово, о первых увиденных храмах,.а также историю о том, как мы подвозили необычного автостопщика.



    Выехав из Москвы ранним субботним утром, мы взяли курс на Иваново. В сам областной центр в этот день заезжать, правда, не планировали. Но замыслов было очень много. Хотелось приехать на место пораньше. К сожалению, сбыться моим мечтам было не суждено.
    Все началось с того, что мы капитально встряли на Владимирском тракте. В простонародье - федеральной трассе М-7. Если вы когда-нибудь захотите повторить наш маршрут, то не повторяйте наших ошибок. Выбирайте другие дороги. За те 3,5 часа, что мы плелись до Владимира, я окрестил эту дорогу гордым именем "светофорного ада". Эти трехглазые чудовища встречаются настолько часто, что временами возникала мысль о езде не по федеральной трассе, а где-нибудь по Ленинскому проспекту. Балашиха, Обухово, Ногинск, Орехово-Зуево...Перечислять населенные пункты, идущие вдоль трассы, можно бесконечно.

    Изрядно понервничав и сильно устав, подъезжаем к Владимиру. Как оказалось, пройденный путь был только подготовкой к настоящему кошмару на дороге. Наш путь лежал через Суздаль - новую мекку для массового туристического паломничества из Москвы и регионов. Поток машин был нескончаем, пробка продолжалась до самого города. А дорожники еще устроили асфальтирование этой "дороги, выложенной желтым кирпичом". В итоге наш путь из Москвы до Суздали занял почти 6 часов.

    Но все плохое когда-нибудь заканчивается. После поворота на Иваново дорога очистилась, и мы полетели к цели нашего путешествия.

    Первой незапланированной остановкой на пути стал мужской монастырь в Золотниковской пустыни. Чтобы туда попасть ориентируйтесь на указатели вдоль дороги. После поворота нужно проехать 500 метров по отвратительной мощенной дороге. И перед вами откроется панорама того, что осталось от некогда великого и богатого монастыря начала 17 века.







    Естественно, что когда-то на месте современных каменных построек стояла небольшая деревянная церквушка. С момента обретения монастырем обширных владений на месте старых построек возводят новые - несколько каменных церквей. Пустынь становится популярной. Даже сам Петр I вложил немаленькие средства в перестройку комплекса, о чем красноречиво свидетельствует архитектура пока еще существующих, но сильно потрепанных церквей.
    В общем до 1931 года комплекс дошел в хорошей сохранности. Об этом можно судить по сохранившемся фотографиям.


    Отсюда

    В 1931 г. ансамбль подвергся серьезным разрушениям: полностью снесены надвратная церковь, кирпичная ограда и корпус келий. В главные церкви помещаются склады колхоза, шпало-заготовительной конторы Ярославской железной дороги. В общем угробили монастырь как только можно.

    В таком вот незавидном положении мы его и увидели. Церкви крайне сильно разрушены, многие из описанных в хрониках здания исчезли вовсе. Фрески очень сильно пострадали и практически не сохранились. Однако по остаткам можно судить о былой красоте церкви.







    Сейчас в пустынь активно вкладывают средства. Это видно по огромному количеству стройматериалов на территории и рабочим, трудящихся над восстановлением. Однако работы тут предстоит столько, что даже невозможно предположить, когда солнечные лучи вновь запляшут на златых куполах.

    Выехав обратно на основную дорогу, в скором времени мы увидели на обочине голосующего человека. Притормаживая и приближаясь все ближе разглядели в нем батюшку. Ну раз у нас такое тематическое путешествие, то грех не подвезти служителя. Авось и расскажет чего интересного. Однако наши надежды рухнули, как только святой отец сел в машину. Слов его практически не было слышно, настолько тихо и неразборчиво он говорил. Плюс ко всему моментально пришлось открыть окна - на тридцатиградусном зное черная ряса делает свое дело . Разговор не заладился сразу. Батюшка все время что-то бурчал про свой храм в Тамбовской области, про крайне скудное его состояние и постоянную нехватку средств на восстановление. Мысленно я уже готовился к просьбе о добровольном пожертвовании. Но в данном случае давать совершенно не хотелось. Километров через 30 мы приехали. Почему-то батюшке надо было попасть на окраину какой-то малюсенькой деревни. Ну и, конечно, перед выходом начались просьбы о подаянии.
    - Довольствуйтесь малым, святой отец, - сказал я.
    Видимо, мой ответ звучал настолько четко и ясно, что батюшка, поджав рясу, выскочил из машины, не проронив ни слова. На прощанье так хлопнул дверью, что пробудил во мне мысль не иначе как о божьей силе в такой щуплом теле.
    - Теперь он за нас точно не помолится, как обещал - проронила на прощанье Ксюха.

    Едем дальше. Впереди поселок Лежнево - районный центр Ивановской области. Быстренько проскочим и поедем дальше к нашей цели в Дунилово, - подумал я. Но быстро не получилось. Как обычно бывает, в самых неожиданных местах встречаешь удивительные вещи. И здесь нам открылась панорама центральной площади с уникальной колокольней. Ничего похожего раньше я в российской глубинке не видел.



    Что за чудо такое я не знал. Про Лежнево даже и не думал искать какую-то информацию. Уже дома я прочитал, что, во-первых, этот поселок входит в перечень исторических городов России. А во-вторых, на территории сохранилась красавица колокольня 76 метров высотой. Это, друзья мои, на 2 метра выше, чем всем известная колокольня в Калязине.





    Именно ей мы и любовались в парке, где стоит памятник Пушкину. Его скульптор, видимо, принял за основу для изваяния высказывания современников поэта о его родстве и удивительной схожести с обезьяной.



    За колокольней находится небольшая церковь с очень красивым деревянным крыльцом, а также развалившиеся храмы, в которые, к сожалению, невозможно было попасть.





    Еще несколько десятков километров пути, и мы въезжаем в обычное село Воскресенское. Обычным оно, правда, оказалось лишь на первый взгляд. Посреди села стоит красавица-церковь Воскресения Христова. Конечно же, тоже в сильно руинированном состоянии. Храм был построен в 1713 году и знаменит тем, что там находились мощи святого блаженного Киприана Суздальского.





    И по сей день в храме находятся остатки усыпальницы святого. Прочитав эту информацию на маленьком листке бумаги, и продравшись сквозь заросли крапивы, мы вошли внутрь.









    Видимо, в храме часто устраивают посиделки и свидания местная молодежь. Все стены испещрены любовными надписями. Но не всем везло в амурных отношениях.



    Напротив церкви находится Дом ремесел, в который попасть не удалось. Хранитель, почему-то оказавшейся библиотекарем, ушел в 28-дневный отпуск. Чему мы несказанно позавидовали.

    Ну а мы продолжили свой путь и вскоре достигли первой запланированной точки на нашем маршруте - села Чернцы. Но еще раньше по дороге нас настигла такая непогода, что недавние армянские бури, о которых я рассказывал, показались милым весенним дождичком. В итоге самый разгар непогоды пережидали в разрушенной церкви Ильи Пророка.

    Это был первый храм со столь любимыми мною шатровыми колокольнями. Церковные колокольни, вообще, тема отдельная. Многие стремления первого российского императора мне всячески импонируют. Но вот перестройку всех церквей на европейский лад я не понимаю и не принимаю. Есть какие-то исконные элементы, которые трогать было нельзя. И одним из них, по-моему, являются шатровые колокольни. Ну уж слишком противоестественно в российской глубинке выглядят классицистические шпили и квадратичная иррациональность пропорций.







    От дороги комплекс отделен крупной кирпичной оградой, за которой находятся две церкви - уже упомянутая Ильи Пророка и пятиглавая церковь Николая Чудотворца, расположенная в глубине участка.



    Внимательно изучив первую церковь и упершись в закрытую со всех сторон колокольню, я стал продираться сквозь двухметровый бурьян и крапиву к церкви Николая Чудотворца. Посредине пути, обколов ноги и расцарапав руки, думал повернуть назад. Но все-таки решил не сдаваться и дошел. Награда была великолепна: сохранившаяся роспись, кусок иконостаса - все это было так не похоже на увиденное ранее в Ярославской области.











    Погода улучшалась, и спустя 20 минут асфальт начал подсыхать. Можно было двигаться дальше. Последняя остановка на нашем пути перед Дунилово стало село Введенье, в котором расположено сразу несколько интересных церквей и монастырей.
    Ехать до него из Чернцов совсем не далеко, и уже минут через 10 вдалеке на солнце засиял Николо-Шартомский монастырь. К нему мы и направились.



    Монастырь показался совсем не интересным. Да, история у него богатая. Судя по внешнему виду, нынешние покровители тоже не из бедных. Но в нем совершенно не чувствуется какой-то душевности. Той самой атмосферы, за который мы и отправились в данное путешествие. Даже особого желания фотографировать не было. Так, навскидку:



    Но рядом с ним, практически через дорогу находится очень интересная церковь Параскевы Пятницы. И вот видите, какая незадача - видать сильные покровители Николо-Шартомского монастыря очень не дальновидны. А иначе я никак не могу объяснить его лоск и отделку при полном запустении и увядании церкви. А судя по источникам, внутри сохранились очень красивые фрески. В общем, смотрите сами.







    От Введенье до Дунилово рукой подать. Несколько километров по красивой дороге через бескрайние поля, и мы на месте.






    Читать далее



    Комментарии: Добавить комментарий

    Пока нет комментариев.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.