Почему иногда приходится постоянно его изобретать? Потому что иногда нам свойственно не анализировать собственные действия и не принимать ко вниманию полученный в тех или иных ситуациях опыт - вот почему.
Без осмысления и сохранения полученных практических или теоретических знаний мы обречены постоянно наступать на один и не те же грабли.
Конечно, шаблонность и статичность действий, к которым может привести зацикленность на имеющихся знаниях — это не есть хорошо. Но это ведь просто крайность — точно такая же, как и неумение учитывать свои «опытные наработки».
Когда речь идет о сфере профессиональной, необходимость соблюдения грамотного баланса в данном аспекте стоит очень остро — хотя бы потому, что использование такой «опции» в ходе решения рабочих задач востребовано постоянно.
К сожалению, очень часто и во многих компаниях процесс анализирования проделанной работы и полученного в ходе этой работы практического опыта сводится к упрощенной схеме: нашли виноватых - разгневались на них - подвергли виноватых какому-либо наказанию.
Какие уж тут раздумья и выводы, о какой правильной и здоровой рефлексии может идти речь?
Но делать выводы и "мотать на ус" все равно нужно - и потому полезно себя к этому приучать, если такой полезной привычки пока нет. Если захотеть «вживить» в себя умение «правильно рефлексировать» - то вполне можно добиться успеха на этом поприще. Главное — систематичность и старание.
А поспособствовать вполне могут некоторые рекомендации.
Размышлять и делать выводы нужно над тем, что находится в сфере вашего влияния. Это продуктивно в первую очередь — потому как именно здесь вы можете что-то изменить. Можно, конечно, часами предаваться думам на тему глобального потепления или политики страны — но покуда не в ваших силах что-то менять, такие размышления будут совершенно бесполезны для вас лично.
Рефлексия эффективна тогда, когда воспоминания и впечатления все еще свежи в памяти. То есть, чем раньше начнете анализ событий или действий — тем лучше.
Отношение к критике — это статья отдельная. Порой мы все реагируем на критику негативно — потому что в любой критике подспудно видим личную обиду. Но иногда стоит на самом деле успокоиться и задуматься — а не является ли именно вот это замечание самой что ни на есть конструктивной критикой? Ведь именно из таких замечаний и стоит делать выводы, учитывая их в дальнейшем — исключительно для собственной пользы.
Конечно, в идеале «профессиональная» рефлексия должна быть положена в основу определенного рода корпоративных мероприятий — но об этом наши работодатели пока что вряд ли задумываются.
Помните — подобная инициатива полезна прежде всего вам. Ограждайте себя от ненужных промахов и ошибок.
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.