Пока сотрудник не подписал контракт, работодатель стремится выставить себя в лучшем свете. В своей книге "Я работаю в сумасшедшем доме" бизнес-консультант Мартин Верле советует, как распознать фирму с "гнильцой".
По словам бизнес-консультанта Мартина Верле (Martin Wehrle), плохой работодатель, словно неумелый вор, всегда оставляет следы. И не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы, просматривая объявления о вакансиях, сделать выводы о порядках, царящих в фирме, куда вы планируете устроиться на работу. В своей книге "Я работаю в сумасшедшем доме" ("Ich arbeite in einem Irrenhaus") Мартин Верле описывает, на что следует обратить особое внимание.
Не нужно ни лупы, ни трубки - достаточно немного наблюдательности, утверждает автор. Например, вспомните, встречалось ли вам уже это объявление? Может быть, несколько месяцев назад оно вам уже попадалось - и не исключено, что квалифицированный специалист, увидев место работы, быстренько "смотал удочки". Или сотрудника уже успели уволить - а значит, в фирме не терпят ошибок, и у начальника характер не сахар.
Соответствует ли размер объявления значению фирмы на рынке? Если крупный концерн купил место для объявления размером с почтовую марку, то руководство скуповато, и вряд ли в будущем пойдет вам навстречу в вопросе повышения зарплаты. С другой стороны, большие и красочные объявления неизвестных фирм вызывают обоснованные подозрения, особенно если высокую зарплату обещают за минимум усилий (например, за работу на дому).
Если объявление о вакансии опубликовано только на сайте компании, это признак, что с бюджетом у фирмы туговато, или его просто забыли убрать из-за разгильдяйства, тогда как вакансия давно занята. Если даже серьезная фирма завалила газеты объявлениями, в которых в основном занимается самовосхвалением, возможно, это просто часть имиджевой кампании, и никакой вакансии нет, пишет в своей книге Мартин Верле.
Чем скучнее стиль объявления, чем консервативнее оформление, тем больше риск, что руководят в фирме твердолобые бюрократы, утверждает автор. Фраза об "отсутствии формальности во взаимодействии внутри фирмы" сразу наводит на мысль, что форма подачи информации тут явно противоречит содержанию - то есть сигналу о свободном стиле общения. "Мы работаем быстро и без бюрократии" звучало бы убедительнее. Следите за тем, как соотносятся форма и содержание!
Если фирма предпочитает искать сотрудников через хедхантеров, то, возможно, тот, чье место вы можете занять, еще ничего не знает о своей судьбе. Это - особенно в том случае, если ищется не редкий и уникальный специалист - говорит о том, что рабочие процессы в фирме протекают достаточно непрозрачно, и сотрудников тут не слишком уважают.
Написано ли в объявлении имя и телефон человека, к которому следует обратиться? Если нет, то, возможно, фирма считает прямую коммуникацию между сотрудником и начальством излишним баловством - и вряд ли это изменится, когда вы подпишете контракт. Если искомый сотрудник должен приступить к работе "как можно скорее", это означает - "мы горим, спасите, кто может!". Времени на то, чтобы найти себя на новой должности у вас не будет, а пальцы можно и подпалить. Не забудьте на собеседовании поинтересоваться судьбой вашего предшественника на этой должности, советует Мартин Верле
От сотрудников требуется гибкость? Возможны реструктуризация, слияние, перестановки, переезды - все это говорит о стрессе, о постоянно меняющемся курсе компании. Смотрите, как бы единственной константой на новом месте не оказался тотальный хаос. Особый упор на работу в команде? Либо команда тут такая, что работать в ней можно, лишь обладая терпением ангела, либо путь наверх забаррикадирован так, что вы обречены вечно оставаться членом команды - и никогда не сможете ее возглавить.
Особо подчеркивается ответственность, хотя позицию, которую вам предлагается занять, не назовешь руководящей? От вас скрывается истинная задача - стать для фирмы козлом отпущения.
Если, руководствуясь этими критериями, вы сочли, что работодателю стоит дать шанс, то на следующей странице вы найдете советы автора книги "Я работаю в сумасшедшем доме" Мартина Верле, на что стоит обратить особое внимание во время собеседования. Ведь и тогда еще не поздно "дать полный назад".
Итак, вы решили, что фирма вас достойна и отослали на ее адрес свое резюме. Удвойте бдительность, советует бизнес-эксперт Мартин Верле. Именно теперь работодатель откроет вам свое истинное лицо.
Сколько времени прошло до момента, когда фирма откликнулась на ваш запрос? Хороший работодатель сразу после получения резюме отправит вам сообщение, в котором опишет дальнейший ход обработки вашего запроса. Если же первое, что вы получите, прождав три-четыре недели, - это приглашение на собеседование (которое, к тому же, может состояться послезавтра), то о хорошей организации и внимании к сотрудникам тут и речи быть не может.
Является ли тон приглашения действительно приглашающим или звучит как повестка в суд? Согласен ли работодатель оплатить вам дорогу на собеседование (что является его обязанностью, согласно Гражданскому кодексу), или пишет, что перенимать эти расходы не собирается. В таком случае первый жест в сторону потенциального сотрудника - не протянутая рука, а, скорее, фига в кармане. Неужели небольшая экономия для него важнее потери лица?
собеседование в фирмеBildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Все ли вовремя явились на собеседование?И вот настал волнующий момент - вы приехали на собеседование и вошли в здание фирмы. Обратите внимание на сотрудников, встреченных вами в коридоре. Выглядят ли они так, как будто получают удовольствие от работы? Кивают ли они, здороваясь с вами, незнакомцем? Или, как это обычно бывает там, где процветает атмосфера подозрительности и паранойи, воспринимают вас как "чужака" и встречают холодом... В каком темпе идут сотрудники по коридорам - бегут так, словно у них пятки горят, или плетутся как улитки? Еще в тридцатых годах социологи установили, что темп ходьбы удрученных чем-либо людей может замедлиться в два раза.
Начинается ли ваше собеседование вовремя, или вас заставляют ждать? Все ли собрались, или нужные люди подтягиваются по ходу разговора? Это может стать сигналом ненужной спешки на фирме, авральной работы или отсутствия уважения к сотрудникам. Обратите особое внимание на то, как ваш потенциальный босс обращается с подчиненными - с секретаршей, принесшей кофе, с практикантом, обратившемся к нему в коридоре с вопросом. Именно в такой ситуации люди открывают свою истинную природу, чаще всего этого даже не замечая. Так же, скорее всего, со временем будут обращаться и с вами, пишет Мартин Верле.
Знакомы ли собеседники с вашей биографией, изложенной в резюме? Не задают ли они те вопросы, ответы на которые ясно вытекают из представленных документов (например, вместо "чем вы занимались в Америке?" спрашивают "есть ли у вас международный опыт?") Насколько им интересна ваша личность, или собеседование используется для того, чтобы рассказать вам всю историю фирмы и вдобавок еще и опозорить конкурентов? Эгоцентричная манера ведения беседы указывает на компанию, где внешний блеск будет куда важнее содержания, а личная выгода - общей пользы.
Не сочтут ли ваши собеседники оскорблением любой разговор о зарплате? Не делают ли они вид, что в вопросе оплаты ваших трудов не существует места для дискуссии? Мартин Верле, который многие годы консультировал сотрудников в вопросе зарплат, признает, что оклад, который фирма согласна предоставить сотруднику, и уважение, которым он пользуется, - вещи одной категории. Если платить вам собираются мало, это не означает, что вас будут больше уважать - скорее всего, как раз наоборот.
У каждой фирмы, которая публикует объявление о вакансии, имеется проблема, утверждает автор. Та самая проблема, которую и должен разрешить соискатель. Если разговор ведется в ключе "все хорошо, прекрасная маркиза", если о возможных сложностях даже не сообщается, а вместо этого описывают райские перспективы, то в фирме избегают честного и прямого диалога. Впрочем, если "гора не идет к Магомету", то открытый диалог вы имеете полное право предложить сами. Ведь, как правило, в конце собеседования право задавать вопросы переходит вам. Возможно, вы хотите спросить о судьбе предшественника или поинтересоваться, существует ли в компании программа поддержки новых сотрудников...
Если вам отвечают осторожно и нехотя, значит, либо ответов на ваши вопросы просто нет, либо собеседники исходят из устаревшей предпосылки, что решать, получите ли вы место, будет один только работодатель. На самом деле фирмы, работающие в менее тоталитарной манере, уже поняли, что это решение - обоюдное, и с удовольствием отвечают на вопросы. Ведь хорошие и уважающие себя и свой труд сотрудники нужны работодателю уж точно не меньше, чем тем нужна работа. Так что дополнительные усилия, которые приходится тратить на поиск хорошего работодателя, обязательно окупятся.
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.