Почти в каждом коллективе найдутся трудоголики. Забывая об отпусках, выходных и праздниках, они целиком отдаются работе. Существуют и сотрудники, которые обозначают свой круг обязанностей максимально четко, изо всех сил стараясь не попасть в категорию «золушек» в собственном отделе.
Работодатели отмечают, что наиболее ценными работниками являются те, которые сразу включаются в рабочий ритм и не дают себе времени на длительную адаптацию. Как правило, у таких людей быстро складывается оптимальное отношение к своим обязанностям, ровнее выстраиваются коллегиальные взаимодействия. В организации, где уже устоялись производственные распределения ролей, каждому поступившему приходится определять свой круг обязанностей.
Как правильно сориентироваться, брать ли на себя дополнительные функции? Каждый стремится к росту своего квалификационного мастерства, но никому не хочется быть «человеком мелких поручений», сотрудником, которого отправляют по самым разным заданиям все существующие в компании начальники. Обычно в первый день работы совершается взаимная презентация, после которой становится ясно, чьи распоряжения следует выполнять, к кому обращаться с вопросами. В случае производственной необходимости, человек, являющийся непосредственным руководителем, может попросить остаться доделать горящий отчет, привести в порядок необходимые для переговоров документы или выполнить срочную работу.
Не стоит воспринимать этот факт как «эксплуатацию» или большое одолжение с вашей стороны, такие ситуации часто случаются в трудовом процессе, и в интересах сотрудника показать, что он заинтересован в успехах фирмы. Соглашаясь поработать сверхурочно, стоит помнить, что ни один труд не пропадает даром. Даже если на первых порах не будет материальной выгоды от выполнения незапланированной работы, то в будущем затраченные усилия будут обязательно вознаграждены. Во-первых, приобретается квалификация, ведь известно, что ни один институт не выпускает готовых квалифицированных специалистов – ими становятся в процессе работы. Во-вторых, происходит формирование представлений о личностных качествах сотрудника. Сложившаяся репутация человека, на которого можно положиться в трудный момент, – это дорогого стоит.
В трудовом процессе важно соблюдать хороший ритм. Для того чтобы придать работе стройность, необходимо подумать об оптимальном использовании рабочего времени. Есть профессии, где сложно предусмотреть следующий шаг, например, секретари, администраторы и др. Но и в этом случае возникают свободные промежутки, которые целесообразно заполнять не чаепитием, а оформлением текущей документации или подведением итогов.
Организовать свое рабочее время рационально не так сложно. Поставив себе задачи на сегодняшний день, можно обозначить планы и на ближайшую неделю. Постараться очистить рабочее место, оставив только необходимое для работы. Выделить срочные дела и сосредоточить все свои силы на их выполнении. Если приучить себя работать в деловом конструктивном ритме, не допуская пространных перекуров и обсуждений всех новостей, то постепенно появится скорость выполнения определенных операций, а некоторые рутинные обязанности будут доведены до автоматизма. Все это приблизит специалиста к почетному званию профессионала высокого класса.
Освоить служебные функции, не совершая ошибок, невозможно. Не ошибается тот, кто ничего не делает! По мере вникания в тонкости работы приобретается бесценный опыт. В процессе работы над ошибками выстраивается алгоритм их исправления, формируется ясность, как не допустить возникновения подобной ситуации в будущем. Чтобы работа была безупречной, ее надлежит обязательно проверить. Возьмите эту функцию на себя, прежде чем представить свой труд на суд начальства.
Поставьте себе сверхзадачу – работать качественно, без ошибок и быстро, насколько это возможно. Каждый день, возвращаясь с работы, мысленно ставьте себе оценку по этим критериям. Выработайте в себе правильное отношение к ошибкам. Безупречных людей не бывает. Отличие кроется в отношении к самому факту погрешности: насколько серьезно переживается это событие. Воспринимая ошибку как продукт деятельности, считайте ее досадным недоразумением, делайте выводы относительно того, что нужно исправить в работе, подкорректировать, т. е. действуйте конструктивно и без самоуничижения. Избежать ошибок еще не удалось никому.
Наиболее наглядно видны недочеты в работе при осуществлении глобальных проектов, например, покорении космоса. Предусмотреть все проблемы оказалось невозможно, несмотря на колоссальную работу огромнейших коллективов. Бывали ошибки самого разного характера - зависящие от разработчиков и случайные. Например, сбой в работе компьютерных систем не позволил удачно завершить полет к Марсу американской межпланетной станции. Непродуманность первого выхода в космос едва не стоила жизни космонавту Леонову – скафандр раздулся и космонавт с огромным трудом втиснулся в люк корабля, когда возвращался назад.
На таких серьезных недочетах приобретался бесценный опыт, улучшались конструкции, и в целом они способствовали развитию, хотя порой бывали слишком жесткими учителями. Сравнивая степень ущерба от не вовремя сданного отчета и ошибок, стоивших миллионных затрат, отнеситесь к проблеме ошибок философски.
Как-то в одной из организаций, где ритм работы напоминал муравейник, я увидела закрепленные на стенах изречения, привожу их в надежде, что они помогут вам правильно относиться к себе и к работе:
- Делайте все так быстро, как только можете.
- Не бойтесь ошибок.
- «Кто хочет продвигаться вперед в моей фирме, тот должен удвоить количество ошибок», – Томас Уотсен (IBM).
- Ошибки приносят опыт, а опыт помогает вам быстро находить правильные решения.
- Принимайте решения быстро.
- Если 51 % ваших быстрых решений правилен, вы станете богатым.
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.