Первый фильм конкурсной программы кинофестиваля "2in1".
Приступим.
ПОЖАРЫ/INCENDIES (варианты перевода:
Опаленные/Погорельцы)
130 мин.
Формат — 35 мм
Языки — французский, арабский, английский
Режиссер и автор сценария: Дени Вильнёв
Оператор: Андре Тюрпен
Музыка: Грегуар Этцель
В ролях: Любна Азабаль, Мелисса Дезормо-Пулен, Максим Годетт, Реми Жирар
Сначала небольшое вступление. Принято считать, что фестивальное кино - это
такие особые фильмы, которые очень трудно смотреть и совершенно невозможно
понять. Мол, авторское самовыражение не для широкого зрителя. Но есть и
обратная сторона медали: иногда фестивальным называют кинопроект, снятый с
расчетом на международное наградное признание. Пусть на Родине режиссер
останется непризнанным гением, зато прогрессивное человечество вручит
какую-нибудь цацку.
Но тут, как и везде, есть свои подводные камни, приз просто так не дадут,
придется постараться. И лучше всего помогает прилюдное самобичевание.
Российские фильмы должны рассказывать о тяжкой доле вечно пьяных русских (ВПР)
под гнетом кровавого Сталина, кровавой службе ВПР в Чечне или мучениях ВПР
космонавтов в железных гробах кровавого Королева. Американцы обязаны покаяться
перед индейцами и неграми, французы - за Алжир, арабы отчитаться о тяжкой
женской доле. В общем, требуется активное расчесывание национальных комплексов,
тогда и приз дадут.
Поэтому фестиваль, в программе которого так много паниностранных фильмов
(Франция-Канада, Швеция-Дания-Финляндия, Россия-Бразилия-Португалия и т.д.),
сразу вызывает обоснованные подозрения: есть шанс попасть на вакханалию
самобичевания.
Слава богу, подозрения пока не оправдались. И посему от аналитического
брюзжания перейдем непосредственно к фильму.
В аннотации сказано, что фильм снят по одноименной пьесе Важди Муавада. Если
так, то конкурсный вариант перевода не слишком точен, все-таки "Опаленные" или
"Погорельцы" гораздо ближе к основной идее фильма. Сюжет начинается в
нотариальной конторе: мэтр Лебель зачитывает паре близнецов - брату и сестре
Марван - завещание их матери. Содержание документа шокирующее, Наваль Марван
требует похоронить ее голой, лицом вниз, без гроба и памятника. Детям же
предстоит найти отца, который совсем не погиб, как они думали, и старшего
брата, о существовании которого они вообще даже не подозревали. Только тогда
они смогут перезахоронить маму по нормальному обряду и на солнечной стороне. В
фильме об этом прямо не говорится, но по некоторым признакам Наваль покончила
жизнь самоубийством. Молодым и не слишком обремененным проблемами
франкоканадцам придется покинуть безопасный Квебек (показанный, кстати, весьма
серым и унылым) и отправится на Ближний Восток, в Ливан - солнечный, светлый и
выжженный 30 годами войны, чтобы шаг за шагом восстановить жизнь своей погибшей
матери.
Этот фильм о скелетах в шкафу. О том, что прошлые поступки никогда не оставят
нас в покое и в конце концов за них придется расплачиваться, даже если не нам
самим, то нашим потомкам. О том, что иногда лучше не знать прошлого, если
хочешь жить спокойно, но сможешь ли ты сохранять спокойствие, не узнав
правды?
И что самое страшное - фильм о терроризме. О терроре в самом банальном его
понимании: как о средстве запугивания. Ливан 70х - взрывоопасный котел наций,
религий, верований и традиций, который не мог не взорваться. И в "Пожарах"
("Опаленных") крайне просто и доходчиво показано почему: палестинские беженцы,
право-радикальные христиане, арабские мстители в принципе не умеют прощать. И
первый же акт насилия немедленно порождает эскалацию взаимного террора, в
которой уже невозможно остановиться. На убийство беженца и погромы в лагерях
палестинцы отвечают сожжением деревни, право-радикалы в свою очередь
расстреливают автобус с мирными жителями, начинается война, и ливанская
христианка, потерявшая сына, становится террористкой на службе у тех, связь с
которыми когда-то стала причиной ее изгнания.
Она убивает военного лидера христиан. И будет платить за этот поступок всю свою
жизнь: 13 лет в тюрьме смерти и еще 20 - в тихой, спокойной Канаде. Но прошлое
все равно настигнет Наваль Марван.
И только в самом конце фильма зритель поймет, почему на главные роли выбраны
актеры со столь некрасивыми, но крайне выразительными лицами.
Этнические корни режиссера мне неизвестны. Но в конце фильма всплывает
посвящение: "Нашим бабушкам", возможно, впрочем, что его написал автор пьесы
Важди Муавада.
Читать далее
"Старик Букашкин нас заметил и, в гроб сходя, благославил..." (с)
"Этому - дала, этому - дала, а этому... не дала!" (с)
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.