Последний фильм конкурсной программы, фильм закрытия, он же лауреат и
чемпион. И вроде бы даже куплен для проката в России.
PLAY
118 мин.
Формат — DCP, 35 мм
Язык — шведский
Режиссер и автор сценария: Рубен Эстлунд
Оператор: Мариус Дюбеад Брандруд
Музыка: Саундер Юрриаанс, Даниэл Бенси
В ролях: Анас Абдирахман, Себастьян Блюккерт, Янник Диаките, Себастьян Хегмар,
Абдиазиз Хиловле, Нана Ману, Йон Ортиз, Кевин Ваз
История о группе чернокожих тинейджеров, разводящих на мобильные телефоны,
плееры и прочие айпады более юных скандинавских ребят, призвана, вероятно,
потрясать европейского зрителя. Как сказал, актер Йохан Йонасон, представлявший
фильм перед показом: "Нам очень интересна реакция на кино в разных странах. Мы
показывали его по всему миру, и везде была разная реакция". Ну да, я еще на
пресс-конференции отметил, что режиссер Эстлунд никогда не жил в Южном Бутово
или Люберцах, а то немедля бы снял вторую, третью и пятую серии картины. Уже на
основе личного опыта. Сама по себе подростковая банда, которая (о, ужас!)
отжимает сотовые, вряд ли станет в России причиной зрительского катарсиса. У
нас и схемы "отжима" куда сложнее показанного "трюка с братом", и ситуация
обыденная до такой степени, что даже стала причиной постоянных шуток на
башорге.
Фильм для нас интересен совершенно с другой стороны. Создатели "Play" совсем не
антиполиткорректны, они скорее раздражены тотальной политкорректностью, царящей
в Скандинавии и хотят обратить наше внимание в том числе и на беспомощность
общества. И вот тут российского зрителя ждет сюрприз: юные шведы в фильме
показаны самыми настоящими жертвами, а взрослые - опасливыми перестраховщиками.
Мальчишки как покорные бараны идут по всему лабиринту унижений и прессования,
который устраивают черные хулиганы. Они смирились со своей ролью заранее, и уже
готовы на все, чтобы их отпустили. Но страшнее всего показаны в фильме взрослые
шведы, коренные граждане, двухметровые блондины, наследники викингов. Они
настолько бояться получить обвинение в расизме, что продолжают увещевать
чернокожих парней словами, даже когда те в ответ бьют их по лицу или быкуют в
трамвае. Несмотря на погром и откровенное хулиганство, демонстрируемые бандой в
супермаркете, персонал не вызывает охрану, а водитель трамвая, в котором одна
группировка мутузит другую и пристает к пассажирам, лишь грозно вопрошает по
громкой связи, не вызвать ли ему полицию.
Потому что всегда найдется защитник прав эмигрантов, готовый немедля заорать о
притеснении и нарушении прав обиженных. И даже в конце, когда отец одного из
ограбленных мальчиков (его как раз и играет Йохан Йонасон) все-таки смог
изловить черного пацана и в ответ на затрещины лишь выкручивает ему руку,
словно из-под земли возникает беременная защитница и начинает орать на всю
улицу о расизме, фашизме и притеснении. Что интересно: отец объясняет, что
черный мальчик - вор, украл телефоны, издевался и т.д... Тут же от
правозащитницы следует контрвыпад: у него нет таких возможностей, которые есть
у ваших детей. Фактически она оправдывает уличный грабеж, совершаемый
"депривилегированными" черными.
В итоге молодые негодяи чувствуют себя совершенно безнаказанно, ведь стоит им
попасть, скажем, в руки полиции, как немедленно включается защитная реакция: "у
меня 6 братьев, мы очень бедно живем, кушать нечего". Действует безотказно,
особенно в условиях запуганного политкорректностью общества.
Параллельно с основным сюжетом в "Play" раскручивается дополнительная линия с
детской колыбелькой. Ее везут в междугородном скоростном поезде, она мешает
проходу, блокирует двери, создает массу неудобств. Проводник на все лады
уговаривает владельца забрать ее, но не смеет выкинуть. В конце концов, люлька
оказывается в семье самого младшего из черных гопников, а зритель прямо с
экрана читает посыл режиссера - мы сами себе вырастили проблему, а теперь не
знаем, что с ней делать.
И уже по завершению основного сюжета на экране появляется абсолютно
скандинавская девочка, которая под этническую музыку танцует этнический же
танец. Создатели фильма признают, что это насмешка. Подобные вещи активно
насаждаются в шведских школах, пропагандируя смешение культур, как решение
проблем межрасового взаимодействия. Другой вопрос, что воспринимают это только
пораженные вирусом политкорректности местные дети, а вот черные эмигранты
плевать хотели на любые местные традиции. Они привозят свои и держаться их со
всей возможной силой. Даже если эти убеждения и традиции не столько реальные,
сколько _представляемые_ по фильмам и разговорам, ведь ограбленных парней никто
не бьет и даже не слишком прессует, они сами готовы ко всему, потому что
прекрасно знают, что такое негритянское гангстерское коммюнити.
И боюсь, что "Play" предупреждает Швецию не столько о разгуле этнической
преступности, сколько о нарастающем раздражении общества. Заметим: отец
мальчика Себастиана не обращается в полицию, потому что уверен: бесполезно. До
самосуда - рукой подать, а если государство попробует встать на защиту
"обижаемых", Андреас Брейвик может оказаться лишь началом.
Фильм "Play" получил Гран-При профессионального жюри
Приз общественного жюри (блоггеров) получил фильм "Пожары"
Лауреаты фестиваля "2in1":
Приз в номинации "История" получил фильм "Тяжелая работа" (Бразилия),
Приз в номинации "Звук" получил фильм "Когда-то река была человеком"
(Германия),
Приз в номинации "Изображение" получил фильм "Голова - руки - сердце"
(Чехия),
Приз общественного жюри (блоггеров) получил фильм "Пожары"
(Канада-Франция),
Гран-При получил фильм "Play" (Швеция-Франция-Дания).
Вручаем. Слева направо: Сергей Бондарев, Сергей Чекмаев, Антон Голубчик.
Читать далее
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.