В деловой периодике и специализированной литературе можно найти и прочесть много теоретических разработок, как сделать карьеру. А как на самом деле достигают карьерных вершин? Было замечено, что все случаи удачной карьеры подразделяются на два основных типа.
Линейная карьера
Особенность данной карьеры – постепенное движение субъекта от «нижней» должности к высшей в одной и той же компании.
Зигзагообразная карьера
Данный тип карьеры представляет собой противоположность первому типу карьеры: работнику часто приходится «делать зигзаги», меняя компанию, профессию, отрасль, меняя города, а иногда и страны. Рассмотрим пример такого типа карьеры (данные взяты также из открытых источников).
Смешанный тип карьеры
Здесь выделяется два подтипа.
Первый – линейно-зигзагообразный тип карьеры. Например, субъект 20-30 лет двигался по прямой карьере на заводе А, став, к примеру, главным инженером, в его жизни был единственный «зигзаг» при переходе на кресло директора на завод Б.
Второй тип – зигзагообразно-линейная карьера. Субъект в молодые годы часто переходил из одной компании в другую, даже ездил на Север за длинным рублем, а со временем остепенился и стал «двигаться по прямой», а через некоторое время стал первым лицом какой-либо организации.
Какой тип карьеры лучше?
Стать первым человеком на предприятии можно двигаясь и зигзагом, и по прямой. Но между данными типами карьеры есть большая разница. Карьерные истории разных людей показывают закономерность: те, кто шел «по прямой», обычно тратили больше времени на путь к своему карьерному Олимпу, чем те, кто выбрал зигзагообразный путь. Это объясняется тем, что субъекту приходится долго ждать, пока вышестоящий субъект уйдет на пенсию или на повышение, либо по собственному желанию уволится, и место освободится.
Те, кто идет «зигзагом» часто делают карьеру быстрее. Такая быстрота объясняется тем, что субъекту не приходится тратить много лет на ожидание освобождения соответствующего кресла там, где он работает. Кругом есть другие организации, где время от времени освобождаются перспективные места.
В такой ситуации действует поговорка: умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.
В данном случае карьерист не стремится идти «в гору», т.е. занять место своего руководителя, собирающегося еще много лет успешно работать на данном месте. Он его «обходит»: переходит на более высокую должность в другую компанию, либо меняет профессию, или делает какой-либо другой обходной маневр.
Два в одном
Это и есть главное условие успеха. Почти все, у кого карьера складывалась зигзагообразно, следовали принципу «два в одном». Такие люди отличаются замечательной разносторонностью. Их круг интересов обширен, они способны заниматься параллельно несколькими делами, нередко из абсолютно разных сфер.
Один плюс один
Вполне очевидно, что многие поднимаются по карьере с помощью политики. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на биографии высокопоставленных должностных лиц. Менее очевидно следующее – дело не столько в политике, сколько в методике «один плюс один». Это значит, что, если вы хотите быть успешными, то вам нужно освоить наряду со своей основной профессией, какую-то дополнительную или иметь определенные умения и способности.
Годится все!
Исследование биографий успешных карьеристов приводит к выводу: для «вспомогательной» специализации в ходе построения карьеры подходит все. Могут быть такие схемы: «инженер – продавец», «инженер – конфликтолог», «преподаватель вуза – пресс-секретарь», «инженер – шофер директора» и даже «преподаватель вуза – домработница».
Часто зигзагообразный путь в карьере сам стелется под ноги. Успешному потенциально человеку стоит только уверенно шагать по нему к своей вершине. Например, вам предлагают выступить на общем собрании. Выступайте! Не напоминайте всем, что вы лишь помощник руководителя. Только потренируйтесь перед семьей хорошо, отточите свою речь до блеска. Возможно, что после выступления к вам подойдет кто-то из акционеров и скажет, что к ним в компанию нужен специалист по связям с общественностью… Дадим широкие полномочия и солидный оклад.
Все! Дело в шляпе, как говорится: схема «помощник плюс оратор» сработает, и вы окажетесь на Олимпе успеха.
Вывод: не уклоняйтесь на работе от дополнительных обязанностей. Не говорите, что кто-то другой справится с задачей лучше вас, не отказывайтесь от «глупых» (на первый взгляд) предложений от случайных знакомых: «приходи к нам работать менеджером – зарплата, правда, небольшая, есть перспективы». А почему бы не попробовать?
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.